Реализация задач вокального обучения через программы внеурочной музыкальной деятельности

  • Документация
  • docx
  • 17.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 8 до 12лет. Занятия проводятся по 1 часу (солисты) или 2 часа (ансамбли: дуэты, трио, квартеты, вокальные группы) 1 раз в неделю, 34/68 часов в год.
Иконка файла материала Реализация задач вокального обучения.docx

Реализация задач вокального обучения через программы внеурочной музыкальной деятельности

 

1-й год обучения.

 

Цель: создание условий для творческого развития детей через вокальное пение.

Задачи:

- формировать основы вокальной культуры;

- дать основы элементарной теории музыки ;

- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения, добиваться унисона;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

 

Содержание 1 года обучения:

 

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Прослушивание голосов.

2.Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

 3. Звукообразование. Музыкальные штрихи 

Введение: понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Музыкальные штрихи: легато, стаккато, крещендо, диминуэндо. Формирование вокального звука ( в прикрытой позиции, академическая и народная манеры пения).

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку   певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дыхательные упражнения по системе В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой, Л.Серебряной.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова, Л.Серебряной, а также традиционные вокальные упражнения.

6.Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов- пение форте и пиано, анализ исполнения. 

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию по губам», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии с помощью музыкально- шумовых инструментов. 

9.Музыкально-сценическое  движение.

Развитие самовыражения через движение и пение. Умение изобразить настроение в различных движениях   для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над актёрскими навыками в пении.

10. Работа над репертуаром.

Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, разучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом  произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.

12. Итоговые занятия, творческие отчеты.

Отбор лучших номеров. Выступления на мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Анализ выступления.

 

Учебно – тематический план 1 – го года обучения

 

п/п

         Разделы

               Общее

количество часов

 

               В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

3

2

1

3

Звукообразование. Муз.

штрихи

3

2

1

4

Формирование правильных навыков дыхания

3

2

1

5

Дикция и артикуляция

3

 2

1

6

Ансамбль. Унисон

3

2

1

7

Музыкально-исполнительская работа

3

2

1

8

Ритм

3

2

1

9

Музыкально-сценическое движение

3

2

1

10

Работа над репертуаром

31

28

3

11

Концертная деятельность

8

8

-

12

Итоговые занятия, творческие отчеты

4

4

-

                      ИТОГО                            68                        68                          68

 

Результаты освоения программы 1 – го года обучения.

 

Учащиеся должны

Знать\понимать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- музыкальные штрихи;

- средства музыкальной выразительности.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

                                               

2 – ой   год обучения

Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала  детей через вокальное пение.

Задачи:

- расширить знания основ вокальной культуры;

- закрепить знания специальной терминологии;

- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосия;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Второй  год обучения имеют почти те же содержательные разделы, но более  углубленные.

 

Содержание программы  2 – го года обучения:

 

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой,  режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

2.Охрана голоса.

Беседа о гигиене и охране голоса вообще и детского голоса в частности. Советы по сбережению голоса. Проведение  специальных упражнений по методикам В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой и другие.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона.

5.Дыхание.

Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

7.Ансамбль. Элементы двухголосия.

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него.  

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Ритмические игры. Музыкально – ритмические скороговорки.

10.Музыкально-сценическое движение.

Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку  для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Эмоциональность, мимика, жесты.

11.Работа над репертуаром.                       

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

12.Концертная деятельность.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.

Отбор лучших номеров. Выступления на мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Анализ выступления.

Учебно – тематический план 2 – го  года обучения

 

п/п

         Разделы

                 Общее

количество часов

 

               В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Охрана голоса

3

-

3

3

Певческая установка

3

2

1

4

Звукообразование

3

2

1

5

Дыхание

3

 2

1

6

Дикция и артикуляция

3

2

1

7

Ансамбль. Элементы двухголосия.

3

2

1

8

Музыкально-исполнительская работа

3

2

1

9

Ритм и ритмический рисунок

3

2

1

10

Музыкально-сценическое движение

3

3

             -

11

Работа над репертуаром

31

28

3

12

Концертная деятельность

8

8

-

13

Итоговые занятия, творческие отчеты

4

4

-

                      ИТОГО                               68                        68                          68

 

 

Результаты освоения программы 2 – го года обучения:

 

Учащиеся должны

Знать\понимать:

-основы вокально – хоровых навыков;

-правила пения;

-правила охраны и гигиену голоса;

-виды певческого дыхания;

-музыкальные штрихи;

-средства музыкальной выразительности.

уметь:

- пенить в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;

- владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);

- чисто интонировать;

-воспроизвести несложный ритмический рисунок;

-пользоваться исполнительскими навыками на сцене.

 

3 – ий   год обучения

 

Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала  детей через вокальное пение.

         Задачи:

- углубить и закрепить знания основ  вокальной культуры;

- расширить и закрепить знания специальной терминологии;

- продолжать совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосия;

- продолжать развивать творческую активность детей;

- продолжать формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

         На  третьем году обучения содержание программы идет с большей степенью глубины и самостоятельности.

         

Содержание программы  3 – го года обучения:

 

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой,  режимом работы. Прослушивание голосов. Подбор репертуара.

2.Охрана голоса.

Повторение правил гигиены и охраны голоса. Проведение гимнастики голоса.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Вокальные упражнения по различным традиционным и новаторским системам.

5.Дыхание.

Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

 

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.

7.Ансамбль. Элементы двухголосия.

Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах  оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.

10.Музыкально-сценическое движение.

Умение изобразить настроение различных движений. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку  для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Эмоциональность, мимика, жесты.

11.Работа над репертуаром.                       

Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном.

12.Концертная деятельность.

Анализ выступлений. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.

Отбор лучших номеров. Выступления на мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Анализ выступления.

 

Учебно – тематический план  3 – го  года обучения:

 

п/п

         Разделы

                 Общее

количество часов

               В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Охрана голоса

2

-

2

3

Певческая установка

3

2

1

4

Звукообразование. 

3

2

1

5

Дыхание

3

 2

1

6

Дикция и артикуляция

3

2

1

7

Ансамбль. Элементы двухголосия.

3

2

1

8

Музыкально-исполнительская работа

3

2

1

9

Ритм и ритмический рисунок

3

2

1

10

Музыкально-сценическое движение

3

3

             -

11

Работа над репертуаром

31

28

3

12

Концертная деятельность

6

6

-

13

Итоговые занятия, творческие отчеты

4

4

-

                      ИТОГО                                 68                        68                          68

 

Результаты освоения программы  3 – го года обучения:

 

Учащиеся должны

Знать\понимать:

-основы вокально – хоровых навыков;

-правила пения;

-правила охраны и гигиену голоса;

-виды певческого дыхания;

-музыкальные штрихи;

-средства музыкальной выразительности.

уметь:

 - владеть техническими   приемами пения;

- петь в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;

- владеть певческой позицией;

- уметь выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

- уметь анализировать свои действия.