Реализация задач вокального обучения через программы внеурочной музыкальной деятельности
1-й год обучения.
Цель: создание условий для творческого развития детей через вокальное пение.
Задачи:
- формировать основы вокальной культуры;
- дать основы элементарной теории музыки ;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения, добиваться унисона;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Содержание 1 года обучения:
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Прослушивание голосов.
2.Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3. Звукообразование. Музыкальные штрихи
Введение: понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Музыкальные штрихи: легато, стаккато, крещендо, диминуэндо. Формирование вокального звука ( в прикрытой позиции, академическая и народная манеры пения).
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дыхательные упражнения по системе В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой, Л.Серебряной.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова, Л.Серебряной, а также традиционные вокальные упражнения.
6.Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов- пение форте и пиано, анализ исполнения.
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию по губам», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии с помощью музыкально- шумовых инструментов.
9.Музыкально-сценическое движение.
Развитие самовыражения через движение и пение. Умение изобразить настроение в различных движениях для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над актёрскими навыками в пении.
10. Работа над репертуаром.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, разучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.
12. Итоговые занятия, творческие отчеты.
Отбор лучших номеров. Выступления на мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Анализ выступления.
Учебно – тематический план 1 – го года обучения
№ п/п |
Разделы |
Общее количество часов
|
В том числе |
|
Практических |
Теоретических |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
- |
1 |
2 |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения |
3 |
2 |
1 |
3 |
Звукообразование. Муз. штрихи |
3 |
2 |
1 |
4 |
Формирование правильных навыков дыхания |
3 |
2 |
1 |
5 |
Дикция и артикуляция |
3 |
2 |
1 |
6 |
Ансамбль. Унисон |
3 |
2 |
1 |
7 |
Музыкально-исполнительская работа |
3 |
2 |
1 |
8 |
Ритм |
3 |
2 |
1 |
9 |
Музыкально-сценическое движение |
3 |
2 |
1 |
10 |
Работа над репертуаром |
31 |
28 |
3 |
11 |
Концертная деятельность |
8 |
8 |
- |
12 |
Итоговые занятия, творческие отчеты |
4 |
4 |
- |
ИТОГО 68 68 68 |
Результаты освоения программы 1 – го года обучения.
Учащиеся должны
Знать\понимать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- музыкальные штрихи;
- средства музыкальной выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
2 – ой год обучения
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей через вокальное пение.
Задачи:
- расширить знания основ вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосия;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Второй год обучения имеют почти те же содержательные разделы, но более углубленные.
Содержание программы 2 – го года обучения:
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса.
Беседа о гигиене и охране голоса вообще и детского голоса в частности. Советы по сбережению голоса. Проведение специальных упражнений по методикам В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой и другие.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосия.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Ритмические игры. Музыкально – ритмические скороговорки.
10.Музыкально-сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Эмоциональность, мимика, жесты.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Отбор лучших номеров. Выступления на мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Анализ выступления.
Учебно – тематический план 2 – го года обучения
№ п/п |
Разделы |
Общее количество часов
|
В том числе |
|
Практических |
Теоретических |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
- |
1 |
2 |
Охрана голоса |
3 |
- |
3 |
3 |
Певческая установка |
3 |
2 |
1 |
4 |
Звукообразование |
3 |
2 |
1 |
5 |
Дыхание |
3 |
2 |
1 |
6 |
Дикция и артикуляция |
3 |
2 |
1 |
7 |
Ансамбль. Элементы двухголосия. |
3 |
2 |
1 |
8 |
Музыкально-исполнительская работа |
3 |
2 |
1 |
9 |
Ритм и ритмический рисунок |
3 |
2 |
1 |
10 |
Музыкально-сценическое движение |
3 |
3 |
- |
11 |
Работа над репертуаром |
31 |
28 |
3 |
12 |
Концертная деятельность |
8 |
8 |
- |
13 |
Итоговые занятия, творческие отчеты |
4 |
4 |
- |
ИТОГО 68 68 68 |
Результаты освоения программы 2 – го года обучения:
Учащиеся должны
Знать\понимать:
-основы вокально – хоровых навыков;
-правила пения;
-правила охраны и гигиену голоса;
-виды певческого дыхания;
-музыкальные штрихи;
-средства музыкальной выразительности.
уметь:
- пенить в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;
- владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- чисто интонировать;
-воспроизвести несложный ритмический рисунок;
-пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
3 – ий год обучения
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей через вокальное пение.
Задачи:
- углубить и закрепить знания основ вокальной культуры;
- расширить и закрепить знания специальной терминологии;
- продолжать совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосия;
- продолжать развивать творческую активность детей;
- продолжать формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
На третьем году обучения содержание программы идет с большей степенью глубины и самостоятельности.
Содержание программы 3 – го года обучения:
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Прослушивание голосов. Подбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Повторение правил гигиены и охраны голоса. Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Вокальные упражнения по различным традиционным и новаторским системам.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль. Элементы двухголосия.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Музыкально-сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Эмоциональность, мимика, жесты.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном.
12.Концертная деятельность.
Анализ выступлений. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Отбор лучших номеров. Выступления на мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Анализ выступления.
Учебно – тематический план 3 – го года обучения:
№ п/п |
Разделы |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Практических |
Теоретических |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
- |
1 |
2 |
Охрана голоса |
2 |
- |
2 |
3 |
Певческая установка |
3 |
2 |
1 |
4 |
Звукообразование. |
3 |
2 |
1 |
5 |
Дыхание |
3 |
2 |
1 |
6 |
Дикция и артикуляция |
3 |
2 |
1 |
7 |
Ансамбль. Элементы двухголосия. |
3 |
2 |
1 |
8 |
Музыкально-исполнительская работа |
3 |
2 |
1 |
9 |
Ритм и ритмический рисунок |
3 |
2 |
1 |
10 |
Музыкально-сценическое движение |
3 |
3 |
- |
11 |
Работа над репертуаром |
31 |
28 |
3 |
12 |
Концертная деятельность |
6 |
6 |
- |
13 |
Итоговые занятия, творческие отчеты |
4 |
4 |
- |
ИТОГО 68 68 68 |
Результаты освоения программы 3 – го года обучения:
Учащиеся должны
Знать\понимать:
-основы вокально – хоровых навыков;
-правила пения;
-правила охраны и гигиену голоса;
-виды певческого дыхания;
-музыкальные штрихи;
-средства музыкальной выразительности.
уметь:
- владеть техническими приемами пения;
- петь в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;
- владеть певческой позицией;
- уметь выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
- уметь анализировать свои действия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.