Реализация экологического образования

  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленные материалы могут быть использованы при подготовке учащихся к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников , межвузовским олимпиадам, и различным конкурсам и состязаниям по географии в том числе и проходящим в интернете. Материалы могут помочь начинающим учителям географии и педагогам со стажем.
Иконка файла материала Реализация экологического образования в свете ФГОС.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой Города Липецка Статья «Реализации экологического образования на основе требований Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения  в МБОУ гимназия №19 имени Н. З. Поповичевой города Липецка.» подготовила  учитель географии Ширинская Людмила Анатольевнаг. Липецк  2014 Реализации экологического образования на основе требований Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения  в МБОУ гимназия №19 имени Н. З. Поповичевой города Липецка. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго  поколения выделяется  особо воспитание ценностного отношения к природе,  окружающей среде, т.е. экологическое воспитание,  как часть базовых  национальных ценностей. ФГОС выделяет  Ценности: жизнь; родная земля;  заповедная природа; планета Земля.  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19  имени Н. З. Поповичевой работает более  70­лет. Накопленный опыт работы  бережно передается от одного поколения учителей к другому, что позволило  превратить школу в мощный образовательный центр, ставший гимназией.  Наша гимназия имеет богатую историю и традиции, в том числе и традиции  экологической работы с детьми.  Например, ежегодно выпускниками школы  высаживались деревья и кустарники на школьном дворе.  Дополнительное образование в нашей гимназии – это мощное средство  возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что  благоприятно сказывается на воспитании и укреплении его личного  достоинства. Общие задачи по данному направлению:  развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,  понимание активной роли человека в природе;  ценностное отношение к природе и всем формам жизни;  элементарный опыт природоохранительной деятельности;  бережное отношение к растениям и животным; Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного  образования и воспитания включает большой объем экологических знаний,  умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития  экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации  важна экологизация воспитания подрастающего поколения.   В настоящее  время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть  экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае онсможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при  взаимодействии с природой. В 2007 году в гимназии  был организован  экологический отряд.  Цель создания отряда:  Воспитание социально активной личности, способной  понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним;  формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам  экологического образования. На первом этапе, юные экологи ставили перед собой задачи в основном   практического характера. Отряд не имел названия и постоянного состава.  Но  довольно быстро сфера деятельности отряда расширилась и включила в себя   исследовательские, информационные и другие сферы. Члены экологического  отряда принимали участие в уборке городских парков и скверов, посадке  деревьев на улицах города Липецка, так в 2008 году на улице Липовская  силами членов кружка и работников управления экологии Администрации  города Липецка, высадили 36 лип. В 2008 году у отряда появилось название  «Муравей». Юные экологи активно принимают участие в работе НОУиП «Лидер». В  рамках работы экологического отряда создаются исследовательские пректы,  получающие высокие оценки на муниципальном, региональном и  Всероссийском уровнях. Так, проект «С голубого ручейка…» становился неоднократным победителем  конкурсов и конференций различного уровня. Сегодня  деятельность отряда  по становлению и развитию экологической  культуры в гимназии осуществляется по следующим направлениям:      1. Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков,  эмблем, издание информационных листков, буклетов призывающих к  сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.                        2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, создание  мультимедийных презентаций, проектов, способствующих распространению  знаний о природе и необходимости её охраны.       3. Экологическое образование – создание  информационных материалов,  способствующих обеспечению школьников и населения города  систематическими знаниями об окружающей среде.       4. Эколого­художественная деятельность – разработка и постановка  сценариев литературно­музыкальных композиций, способных на  эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей  среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока  человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его  природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это  делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим  внутренним убеждениям. Экологически культурная личность должна иметь  экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного  края (краеведению), т.е.­ знать организации, движения и общества, которые занимаются  природоохранной деятельностью:  Всемирный фонд дикой природы,  Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП),  Гринпис, Союз охраны птиц России; Всероссийское общество охраны  природы.  ­ знать природу своего родного края, а именно:  местные природные условия;  природные особенности, реки и водоемы,  ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.; ­ местные, охраняемые природные объекты; ­ животных местной фауны; ­ местных птиц; ­ видов рыб местных водоемов; ­ лекарственные растения местной флоры; ­ памятники культуры и искусства местного и Всероссийского  значения. Важнейшим условием создания системы экологического образования в  Российской Федерации является участие в этом всех государственных и  социальных институтов, социальных групп и слоев населения. Формирование  экологической культуры невозможно без семьи, образовательных учреждений  всех уровней, государственных, общественных, политических, религиозных и  профсоюзных организаций, учреждений культуры, науки, туризма и спорта,  средств массовой информации, Вооруженных Сил. За 6 лет работы у  экологического отряда «Муравей» появилось много друзей и партнёров. Наши социальные партнёры: «Центр развития добровольчества», «Экосфера», ООПТ «Быханов сад», Управление экологии администрации города Липецка,  МУП «Зеленхоз», Управление главного смотрителя города Липецка,  областное отделение Всероссийского общества охраны природы  и др. Отряд постоянно принимает   участие в массовых акциях, предлагаемых  региональными и Всероссийскими природоохранительными организациями, в  частности,  Всероссийские Дни защиты от экологической опасности, в  городской молодёжной социально­экологической экспедиции «Мы пришли  помочь тебе природа!», принимаем участие в Международной экологической  экспедиции «Зелёная планета», во Всероссийской акции «Блогеры против  мусора», в о Всероссийском движении «Желудь­ 2012». И др. ­    организация творческих конкурсов среди обучающихся гимназии    (конкурсов сочинений разного жанра,   рисунков, плакатов, поделок из  природного материала, фотоконкурсов с обязательным подведением итогов и  поощрением, как победителей, так и всех участников); ­   организация фотовыставок под общим девизом ­ «К природе прикасайся  только сердцем!». ­   организация конференций, экологических чтений, экологических  флешмопов.­   изготовление и размещение на территории гимназии, «Быханова сада»  кормушек для зимней подкормки птиц.                                                                    Отряд «Муравей»  является активным участником Всероссийских Дней  защиты от экологической опасности, экологических конкурсов, акций,  олимпиад, рейдов. В 2013 году отряд принимал участие в городском  конкурсе «Лучший экологический отряд – 2013» и занял почётное  II  место среди отрядов города Липецка. Отряд разновозрастной, в него входят обучающиеся гимназии от 11 до 16 лет. Учитывая положительный опыт работы  экологический отряд «Муравей» в  2013 году преобразован,  в общественное  экологическое объединение  «Муравей».