РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.10.2017
Данная статья раскрывает механизм приобщения детей младшего школьного возраста к нравственно-духовным ценностям национальной культуры в ходе организации работы кружка через все виды деятельности воспитанников. Будет полезна учителям начальных классов, руководителям кружков с целью использования эффективных методов и приёмов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, а также для повышения уровня психолого-педагогической компетенции по вопросам воспитания и позитивного общения с детьми.
публикация.docx
Луц Оксана Николаевна,
старший учитель, учитель высшей категории,
учитель начальных классов
МОУ «Шахтерская СШ №1», г. Шахтерск
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ
ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Аннотация. Данная статья раскрывает механизм приобщения детей младшего
школьного возраста к нравственнодуховным ценностям национальной культуры в ходе
организации работы кружка через все виды деятельности воспитанников. Будет
полезна учителям начальных классов, руководителям кружков с целью использования
эффективных методов и приёмов в работе по нравственнопатриотическому
воспитанию, а также для повышения уровня психологопедагогической компетенции по
вопросам воспитания и позитивного общения с детьми.
Ключевые слова: патриот, гражданин, патриотическое воспитание.
Долг перед Отечеством – святыня человека.
От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит,
чтобы каждый гражданин дорожил этой святыней,
как дорожит честный человек своим добрым именем.
В. А. Сухомлинский
Гражданскопатриотическое воспитание в современных условиях – это
нравственно обусловленный процесс подготовки
целенаправленный,
подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях
демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также
укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой
выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения
жизненного успеха [1, с. 4].
Становление гражданского общества и правового государства в нашей
стране во многом зависит от уровня гражданского образования и
патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются
отношения гражданина республики с государством и обществом. Гражданин
получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную
личность в различных областях жизни и в то же время возросла
ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях
патриотическое воспитание учащихся является исключительно одной из
важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине[2, с.118].
Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения
ценностей гражданственности и любви к Родине, культурноисторических
ценностей нашего общества и государства, формирование национального
самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за
принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и
святынь, готовность к достойному служению обществу и государству [5, с.
15].
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту,
где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек
делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для
маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев,
осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос
истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное
значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании
младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный
процесс [7, с.3].
Для современного человека стало актуальным восстановление
культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –
личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих
родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность
поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание
ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае,
через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости,
неповторимости [8, с.3].
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального
возрождения.
как
гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к
Формирование в молодежи таких качеств,
семье,
Родине,
является одним из основополагающих принципов
государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об
образовании” Донецкой Народной Республики [3, с.116], Концепции
патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР [4, с.3] и
Республиканском государственном стандарте начального общего образования
на 20152017 г. [6, с.3]. Отсюда вытекает необходимость использовать все
возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности
духовным традициям ДНР [6, с.8].
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения
истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут
знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными
окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края,
можно стать гражданином республики, освоить её огромную культуру и
постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации [7, с.5].
В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в
начальных классах МОУ «Шахтерская СШ №1» г. Шахтерска в рамках
работает одноименный кружок,
программы «Тропами Донбасса»,
направленный на формирование учащегосяпатриота, как человека,
преданного своей семье, классу, школе, городу, краю и любящего их.
Целью данной статьи является ознакомление с ходом реализации
гражданско – патриотического воспитания учащихся начальных классов,
воспитанников кружка.
Рабочая программа кружка «Тропами Донбасса» составлена для
общеобразовательных школ в соответствии с
учащихся 1 4классов
Законом “Об образовании” Донецкой Народной Республики, Концепцией
ДНР и
патриотического воспитания детей и учащейся молодежи
Государственным стандартом начального общего образования на 20152017
гг., Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Программа кружка рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю).
Кружок создан с целью формирования у обучающихся социально–
психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и
определяемых понятием «патриот».
Работа кружка представляет собой определенную систему
содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она
опирается на принципы социальной активности, индивидуализации,
мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего
воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
В создании программы, направленной на развитие гражданско –
патриотического воспитания школьников начальных классов, шла опора на
следующие идеи: идею первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д.
Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев);
идею опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш.
Амонашвили);
идею развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И.
Блонский, Л. Выготский);
идею совместной деятельности взрослых и детей в процессе
воспитания (В. Сухомлинский, А. Макаренко);
идею социального партнерства общества – семьи – школы в процессе
формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.
Основная идея работы кружка заключается в формировании
готовности служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых
поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего
общества.
Цель работы кружка по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к
прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей
семье.
Для достижения цели, в ходе работы кружка решаются следующие
задачи:
формируются у учащихся начальной школы основные знания об
истории своего города, родного края, о культурных, политических,
экономических особенностях Донецкой Народной Республики;
развивается чувство гордости за свою страну, край, школу, семью;
ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры,
спорта;
воспитывается интерес к познанию и сохранению культурных
ценностей своего народа;
организуются экскурсии по историческим местам ДНР;
формируется внутренняя потребность личности в постоянном
самосовершенствовании;
ведется постоянная работа по социализации обучающихся,
подготовка их к жизни в современном мире.
Отличительными особенностями работы кружка является системно
деятельностный подход к формированию патриотической позиции
обучающихся начальных классов (возрастная категория от 6 до 10 лет). При
организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в рамках
данной программы руководствуемся в своей деятельности следующими
принципами: последовательность, гуманизация, интеграция, системность,
культуросообразность.
Программа кружка включает изучение 4 блоков («Семья вся вместе –
и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Шахтерск – город
родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой
логикой формирования патриота Родины. В содержание данной программы
включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной
Форма организации работы по программе: коллективная,
деятельности.
групповая и индивидуальная, в рамках организации работы кружка.
Направления работы:
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное
выявление отклонений в поведении обучающихся.
Информационнопросветительская
патриотического воспитания, наглядная агитация.
работа –
пропаганда Научнометодическая работа – разработка новых авторских учебных
программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный
процесс.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на
отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
Оценка результативности кружковой работы осуществляется на
основе использования системы объективных критериев, представленных
нравственнодуховными и количественными параметрами.
Нравственнодуховные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым
ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика ДНР;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения,
к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением; участие в конкурсах по гражданскопатриотической тематике;
проведение мероприятий.
В результате систематической работы кружка у младших школьников
вырабатывается чувство гордости за свою Родину и свой народ, формируется
уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Происходят качественные изменения:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в социальной сфере: способность к самореализации формирование
активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
в историкокраеведческой сфере: осознание ответственности за
судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предыдущих поколений;
в духовно – нравственной
сфере: осознание детьми высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Результативность работы кружка отражает необходимый обществу и
государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины,
патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации
становится активная гражданская позиция и патриотическое сознание
обучающихся, как основа личности гражданина ДНР[4, с. 1].
Список литературы:
1. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами
образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.
2. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман.
М.: Новое педагогическое мышление, 1989. 221с.
3. Закон «Об образовании» /
Министерство образования и науки ДНР
http://mondnr.ru/?p=24719#more24719 (дата обращения: 29. 09. 17) 4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР /
Министерство образования и науки
content/uploads/2015/09/322P.pdf (дата обращения: 29.09.17)
.Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно
патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание
http://mondnr.ru/wp
ДНР
5.
школьников. 2003. N 6. С. 1317.(1)
6. Республиканский государственный образовательный стандарт начального
общего образования на 2015 – 2017гг. / Министерство образования и науки
ДНР http://mondnr.ru/?p=26076#more26076 (дата обращения: 29. 09. 17)
7. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С.
Рожков // Пед. вестн. 2003. N 12. С. 7.
8. Основные направления патриотического воспитания в школе/
http://festival.1september.ru/articles/625390/ (дата обращения: 30.09.17)
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.