Кобелева Г.А., учитель информатики
Традиционная система оценки, ориентированная в основном на контроль и проверку полученных знаний и умений, в стандартах второго поколения трансформируется в систему, направленную на управление учебным процессом и обеспечение его качества. В оценочную деятельность вовлечены не только педагоги, но и сами обучающееся, что обеспечивает качество образования и осознанный выбор индивидуального образовательного маршрута.
Для внутренней оценки качества образования можно использовать такую форму оценивания образовательных достижений, как портфолио, которое обладает большим потенциалом.
Портфолио — это не просто папка ученических работ и грамот, это спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует динамику развития и достижений обучающегося в различных областях.
В рамках ФГОС портфолио реализует следующие образовательные функции:
- диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени;
- целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом;
- мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов;
- содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ;
- развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу;
- рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Цель портфолио — собрать, систематизировать и зафиксировать не только результаты развития ученика, его достижения в различных областях, но и его усилия, динамику продвижения, прогресс.
В гимназии каждый гимназист совместно с родителями в сентябре формирует (выбирает) свой индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). ИОМ заложен в основу портфолио, которое имеет следующие разделы:
1. Сведения об обучающемся.
- титульный лист;
- анкета «Какой я» помогает ученику взглянуть на себя со стороны, а классному руководителю на первых порах больше узнать о своих учениках;
- таблица «Мой индивидуальный образовательный маршрут» и позволяют отслеживать динамику интереса и производить корректировку ИОМ в конце каждого триместра;
- графический образ «Карта оценки интереса» (рис.1). В карте каждый луч соответствует выбору ребенка. На нем учащийся откладывает точки: чем дальше точка от центра, тем, выше интерес к предмету (студии). Все точки соединяются линиями. Чем большую площадь охватывает фигура, тем более ребенок смотивирован на образовательную деятельность, тем выше его интерес. Такая процедура проводится в сентябре, декабре, мае. Если появляются новые интересы и предпочтения, дорисовываются дополнительные лучи.
2. «Мои уроки и студии».
- таблицы «Мои уроки» (рис. 2), «Мои студии в гимназии и вне её», в которых учащийся отмечает уроки, которые он выбрал для более глубокого изучения и мотивирует свое решение; указывает, какие студии, секции посещает;
- таблица «Моя успеваемость» заполняется еженедельно, в ней проставляются средние баллы по всем предметам; таблица помогает ученику проанализировать изменение средних баллов и постараться выявить причины неудач и отметить успехи;
- графики «Мой средний балл» (рис.4), «Мой рейтинг» наглядно показывают динамику этих значений.
3. «Мои дела и мероприятия»
- таблица "Мои дела и мероприятия" позволяет ученику отследить те мероприятия, которые ему наиболее интересны, в результате в классе сформировались творческие группы по организации различных дел;
- рефлексия мероприятий с фотоколлажами в разнообразной форме.
4. «Портфолио работ» включает в себя выборку детских работ — творческих, проектных, исследовательских, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по изучаемым предметам, на студиях. Это должны быть работы, показывающие динамику развития ученика, его успешность, например, стартовая и итоговая диагностики по предметам, работы, получившие высокую оценку, «Дневник исследователя».
5. «Портфолио документов» содержит сертифицированные индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях, копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).
Портфолио в течение триместра хранятся в классе, работа с ними ведется еженедельно на классных часах. На каникулы выдается ученику для доработки, дополнительного оформления. В конце учебного года проводится выставка портфолио, а также защита обучающимися своего индивидуального образовательного маршрута в классе под девизом «Успех рождает будущее».
Нужно помнить, что важен сам процесс работы: формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки (рис. 5, рис. 3) дают учащимся возможность эффективно управлять своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, воспитывают ответственность за результаты.
Ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Поэтому очень важно учителю усвоить для себя и объяснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в образовательной деятельности или творческой работе, а не только его результат.
Цель применения портфолио: научить ребенка видеть свое развитие, постоянно анализировать, вносить коррективы, уметь применить к себе системно-деятельностный подход.
Портфолио
- позволяет классному руководителю своевременно видеть проблемы и реагировать на них (ничего не интересно, все интересно, интерес к предмету высокий, а отметки низкие; умение адекватно оценивать себя и партнеров по деятельности),
- отображает круг образовательных потребностей и интересов, процесс формирования предметного знания у детей, помогает обеспечить своевременную и целенаправленную коррекцию;
- помогает выявить одаренных детей; увидеть расширение круга интересов, оказать своевременную помощь в формировании интереса, соотнести интерес и возможности (способности), выявить будущий профиль;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали, формируется навык самооценки, ребенок видит свое продвижение.
Портфолио – это эффективный ресурс для формирования и отслеживания уровня сформированности универсальных учебных действий, это совместный труд и ученика, и родителя, и психологов, и классного руководителя, и учителя-предметника.
Рисунок 1. Карта оценки интересов
Рисунок 2. Таблица «Мои уроки»
Индивидуальная образовательная траектория в рамках
УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Блок 1. Мои уроки
Предмет |
Мотив Почему? |
Результат Где пригодится? |
Русский язык |
Родной язык должен знать каждый |
В общении с другими людьми, в проектной деятельности |
Иностранный язык (1) |
Хочу в совершенстве знать язык |
Пригодится в общении с иностранцами |
Иностранный язык (2) |
Хочу научиться разговаривать и понимать английскую речь |
Пригодится в общении с иностранцами |
Математика |
Царица наук |
Для учебы в вузе, хочу принять участие в олимпиаде |
Информатика |
Хочу освоить работу на компьютере |
В работе |
Технология |
Хочу научиться рукоделию |
В жизни |
Рисунок 3. Самооценка «Итоги триместра»
Итоги 1 триместра
Мои успехи в учебной деятельности (в целом и по ВЫБРАННЫМ предметам) Я стала отличницей, я очень этому рада. Я молодец! |
Мой средний балл |
Мой рейтинг |
||||
1 неделя |
11 неделя |
Изменение |
1 неделя |
11 неделя |
Изменение |
4,61 |
4,71 |
вырос |
7 |
4 |
вырос |
Мои успехи и достижения на студиях, в секциях… |
На студии «Рукодельница» вяжу шарф, уже связала половину |
Трудности и проблемы в 1 триместре |
Я уезжала в лагерь «Орленок», поэтому много пропустила, пришлось стараться и догонять. |
Самое запомнившееся дело (урок, занятие студии, мероприятие, конкурс…). Что понравилось, почему? |
Поездка в Котельнич. Динозавры такие классные и живописные. Погода была замечательная, было весело и интересно. Понравился рассказ экскурсовода. |
Цели и планы на 2 триместр |
Выйти отличницей, повысить средний балл и рейтинг. Принять участие во множестве конкурсов. |
Рисунок 4. График «Мой средний балл»
Рисунок 5. Самооценка урочной деятельности
Предмет |
Выполнение домашнего задания |
Активность на уроке |
Старание |
Результаты к/р, пр/р, диктантов… |
Дополнительные задания |
Посещение студии |
Участие в конкурсах и олимпиадах |
(всегда, иногда, редко) |
|
|
|
|
|||
Русский язык |
всегда |
всегда |
всегда |
5 |
иногда |
нет |
да |
Немецкий язык |
всегда |
всегда |
всегда |
5 |
не беру |
нет |
редко |
Английский язык |
всегда |
всегда |
всегда |
5 |
не беру |
нет |
нет |
Математика |
всегда |
всегда |
всегда |
5 |
часто |
да |
да |
Информатика |
всегда |
всегда |
всегда |
5 |
не беру |
нет |
да |
Технология |
всегда |
всегда |
всегда |
5 |
не беру |
да |
да |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.