Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Оценка 4.6

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физическая культура +1
Взрослым
07.10.2019
Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Вопросы физического воспитания подрастающего поколения все больше становятся в центр внимания общества. Опираясь в физическом воспитании на традиционные ценности, в то же время необходимо развивать и новые подходы, и механизмы этого важного социального процесса, направленного на физическое и духовное совершенствование обучающихся.
Статья Реализация компетентностного подхода....docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова»           300036, Одоевское шоссе, 106                                                                                    тел./факс 8­4872­392527 Статья на тему: «Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»  Подготовила: учитель физической культуры  Артамонова Наталья Викторовна Тула, 2019 г. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Введение. В последнее время произошел качественный скачок в развитии новых  технологий,  резко возросла потребность общества в людях, обладающих  нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы  жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Одной из  важнейших задач современного образования является сохранение здоровья  школьников. Поэтому, наравне с решением педагогических задач перед  педагогами стоит задача   сопоставления учебной нагрузки с индивидуальными  особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Цель современного  учителя физической культуры не только развивать физические способности  своих учеников, но и формировать навыки самостоятельных физических  занятий, сознательного укрепления  тела физическими упражнениями. Компетенции ­ это знания, умения, опыт в области физической культуры.  Поэтому учитель должен все это передать своему ученику. Это относится не  только к его физическим способностям, но и умения вести здоровый образ  жизни, организовывать свой досуг и т.д. Компетентностный подход (В.А.Болотов) ­ это способность человека   эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.    На уроках физической культуры и во внеурочной деятельности мы формируем  следующие компетенции: Ключевые компетенции: Социальная компетенция (спортивные игры как средство развития  социальной компетенции): – сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; – способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию  собственных потребностей и целей; – социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; – развитие личностных качеств, саморегулирование. В игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся  включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в  социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной  компетенцией. Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой  (например) в спортивных играх, будут: • Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками; • Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать  правилам игры; • Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений)  систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими; • Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов  команды; • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива; • Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры; • Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры,  символами и знаками; • Умение использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком. Познавательная компетенция: – учебные достижения; – интеллектуальные задания; – умение учиться и оперировать знаниями. Личностная компетенция: – развитие индивидуальных способностей и талантов; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии; – динамичность знаний. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор,  магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и  информационных технологий (аудио­ и видеозапись, электронная почта, СМИ,  Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и  отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,  сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности  ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных  областях, а также в окружающем мире. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков,  способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,  навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в  коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету,  заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др. Самообразовательная компетенция: – способность к самообразованию, организации собственных приемов  самообучения; – ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых  изменений; – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности. Компетенция самоконтроля и индивидуального физического развития­  особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством  занятий физическими упражнениями; ­ особенности организации индивидуальных форм занятий физическими  упражнениями, их функциональную направленность и планирование; ­ выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей  направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной  физической культуры (в зависимости от показаний здоровья). Компетентное отношение к собственному здоровью: – соматическое здоровье; – клиническое здоровье; – физическое здоровье; – уровень валеологических знаний. Предметные компетенции:  Оздоровительно­адаптивная компетенция ­ особенности динамики  работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее  оптимизации средствами физической культуры; ­ факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня,  активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие  процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего  развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание  репродуктивной функции человека. ­ выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору,  при умственной или физической деятельности); ­ выполнять комплексы аутогенной тренировки для снятия утомления и  повышения работоспособности; ­ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни Двигательно­прикладная компетенция ­ овладение способами и навыками  прикладного характера, способствующие дальнейшей профессиональной  деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и  медицинских показаний): ­ выполнять передвижение по гимнастическому бревну с грузом на плечах,  преодолевать препятствия способом перелазания, передвижения в висе и упоре  на руках (юноши); ­ выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию  (девушки); ­ выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня  физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в  развитии основных физических качеств; ­ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни: Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При  Определение последовательности шагов в работе учителя и  Спортивно­рекреативная компетенция связана с формированием  физкультурно ­ спортивного стиля жизни и физкультурно –  спортивных компетенций подрастающего поколения. Ее сущность  заключается в опосредованном управлении физическим воспитанием  детей и молодежи через построение и обогащение физкультурно ­  спортивной среды, создающей условия и предоставляющей  возможности для саморазвития и самовыражения личности. Проектирование урока физической культуры проходит в несколько  этапов:  этом необходимо совместить задачи физического развития учащихся и задачи развития их социальной компетенции. Объединение этих задач  в ходе проведения уроков физкультуры, по моему мнению, является  новизной и особенностью этих уроков.  учащихся на уроке.  Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и  детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на  уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы  организации деятельности учащихся в каждой из частей урока  (подготовительной, основной, заключительной).  результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и  отрицательных моментов проведенного урока. Уровень готовности  учащихся оценивается по двум направлениям: физическая культура и  социальная компетентность. Таким образом, деятельность ученика должна быть высокой степени  самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер.  При формировании ключевых компетентностей необходимо  сопровождать  учебный материал примерами влияния природных,  внешних и внутренних факторов на здоровье человека, методами  измерения и определения основных физических характеристик  человека Непосредственное проведение урока и сравнение полученных  Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Определение значения систематических занятий 1.Общекультурная Познание культурно­исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества 2.Учебно­ познавательная Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности 3. Коммуникативная Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом Умение анализировать и развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам 4. Социальная Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом 5. Личностная Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно­ оздоровительные технологии Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональн ой деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, индивидуальное здоровье обеспечивающи е Личностная 1. Воспитание бережного отношения к  собственному здоровью, приобретение  умений и навыков в индивидуальных  занятиях физической культурой,  ориентированных на повышение  работоспособности, предупреждение  заболеваний Комплексы  лечебной  физической  культуры. Оказание первой  помощи при  травмах. Определение  индивидуальных  особенностей  физического  развития и  подготовленности. Понимание  значения здорового 2. Социальная, компетентность в  оздоровительно­ реабилитационной  деятельности Понимание пользы занятий физическими  упражнениями для здоровья человека,  повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли  физических упражнений в профилактике  профессиональных заболеваний, в борьбе с  производственным травматизмом. Овладение  технологиями современных оздоровительных  систем физического воспитания 3. Учебно­ познавательная,  компетентность Обогащение двигательного опыта  профессионально­прикладными упражнениями,  ориентированными на подготовку к предстоящей  жизнедеятельности с целью формирования  духовно богатой и физически здоровой личности образа жизни,  профилактика  вредных привычек  средствами  физической  культуры Комплексы  профессионально­ прикладных  физических  упражнений. Простейшие  приемы  аутогенной  тренировки и  релаксации для  снятия утомления  и повышения  работоспособност и. Знание  особенностей  физической  работоспособност и человека,  факторов  положительного  влияния  физических  упражнений на  здоровье и  формирование  здорового образа  жизни Приобретение  знаний,  необходимых для занятий  физической  культурой и  спортом; знание  основ личной и  общественной  гигиены;  владение  знаниями о  правилах  регулирования 4.Общекультурная,  личностная Определение значения систематических  занятий физкультурой для улучшения здоровья,  повышения уровня физической  подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к  систематическим занятиям физической  культурой и спортом физической  нагрузки в  условиях  проведения  утренней  зарядки,  регулярных  занятий спортом.  Умение  выполнять  тестовые задания, определяющие  индивидуальный  уровень  физической  подготовленност и Знание  особенностей  индивидуального  здоровья,  физического  развития,  возможностей их  коррекции  посредством  занятий  физическими  упражнениями;  владение  методикой  организации  индивидуальных  форм занятий  физическими  упражнениями;  умение выполнять  индивидуальные  комплексы  упражнений,  использовать  приобретенные  знания и умения в  практической  деятельности Коммуникативная Владение разными видами информации; умение  вести дискуссию по проблемам развития спорта и  занятий физической культурой; выработка  Умение  анализировать и  оценивать собственной позиции по данным вопросам деятельность  друзей,  одноклассников;  умение давать  рекомендации  для  самостоятельных  занятий  физкультурой,  опираясь на  современные  физкультурно­ оздоровительные  технологии Внедрение данной программы по формированию компетенций в учебный  процесс поможет сформировать у обучающихся: •способность работать без постоянного руководства, брать на себя  ответственность по собственной инициативе; • умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; •готовность замечать проблемы и искать пути их решения; •умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся  знания; •умение уживаться с другими; • готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая  свой опыт и обратную связь с окружающими); • умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса. Выпускник школы должен обладать умениями и способностями, которые  пригодятся независимо от того, какую профессию он изберет. Эти способности  и называются ключевыми компетенциями. Это коммуникативная  компетентность (общение) и компетентность в решении проблем (человек  способен понять причины проблемы, предложить и воплотить идею решения).  Ключевые компетенции – это то, что дает ключ к становлению компетентности.  Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что у человека есть  некий особый ресурс достижения высокого уровня компетенции в любом виде  деятельности. Список литературы: 1. С.3­11; 2. ГУ ВШЭ, 2002г. 3. образовании. ­ http://www.eidos.ru/journal/2005/0910­12.htm Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.­2005.­№2.­ Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход – М.,  Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в Вербицкий А. Психолого­педагогические основы образования взрослых:  Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов  Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативная целевая основа  4. контекстный подход // http: www.znanie.ru/ 5. образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г. 6. компетентностного подхода в образовании – М., Исследовательский центр проблем качества  подготовки специалистов, 2004 г. 7. 8. образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном  образовании. – М., 1997. – с. 337. 9. доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет­журнал "Эйдос". ­  2002. ­ 23 апреля.  http://www.eidos.ru/journal/2002/0423­1.htm. ­ В  надзаг: Центр дистанционного образования  "Эйдос", e­mail: [email protected]. Каникин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж., ВГУ, 2000. Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном  Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма  обсуждения

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2019