"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"
Оценка 5

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

Оценка 5
Семинары
doc
воспитательная работа
Детсад
13.11.2017
"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"
Вопрос изменения предметно-развивающей среды ДО, на сегодняшний день, стоит особо актуально. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к содержанию и обновлению предметно-развивающей среды ДО.Мастер -класс подготовлен и проведен с педагогами с целью помощи педагогу в осуществлении инновационной деятельности, в подготовке его к созданию материала, отвечающего современным требованиям ГОСО.
комп подход....doc
ГККП «Ясли – сад № 9 акимата г. Костаная отдела образования г. Костаная» Мастер – класс  Тема:    Реализация   компетентностного   подхода   в   организации   интерактивной предметно­развивающей среды в ДО, как средства  развития речевого и интеллектуального потенциала у детей старшего дошкольного возраста Цель:   помощь   педагогу   в   осуществлении   инновационной   деятельности,   подготовке его к созданию материала, отвечающего современным требованиям ГОСО.   в «...обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет… » Горвиц  Юрий Михайлович ­ руководитель проектов в образовании и науке Подготовила и провела:     воспитатель старшей группы «А» Аристова Н.А. План работы мастер ­ класса: 1. 2.   Сообщение   по   теме  «Реализация   компетентностного   подхода   в   организации интерактивной   предметно­развивающей   среды   в   ДО,  как   средства     развития речевого и интеллектуального потенциала у детей старшего дошкольного возраста»  Презентация: Инновационный подход к организации предметно­развивающей среды детского сада   3. Практическая часть. 4. Рефлексия: Дискуссия по результатам совместной деятельности участников мастер – класса. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит ломка традиционных воззрений   на   природу   детского   развития,   ребенок   постепенно   становится   субъектом собственного   развития,   носителя личностного качества. Все это, требует обновления подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением, поиска путей развития образования через создание новой практики дошкольного образования   обладателя   неповторимой   индивидуальности, Раскрывая   сущность   компетентностного   подхода,   многие   ученые   выделяют   два базовых   понятия: компетенция   и компетентность,  при   этом   первое   из   них   «включает совокупность   взаимосвязанных   качеств   личности,   задаваемых   по   отношению к определенному   кругу   предметов   и процессов»,   а второе   соотносится   с   «владением, обладанием   человеком   соответствующей   компетенцией,   включающей   его   личностное отношение к ней и предмету деятельности». Рассматривая,   понятие  компетентность  относительно   дошкольного   периода, М. В. Крулехт,   предлагает   следующее   определение —  «это   когда   ребенок   способен и готов   решать   какие­то   проблемы,   задачи   и в   познании,   и в   общении,   и в специфических видах деятельности». В современных условиях модернизации образования принципиальное значение приобретает реализация   кoмпетентностного   подхода   обеспечивающего   повышение   эффективности   и обеспечения   качества   дошкольного   образования.     Процесс   формирование   начальных ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста, раскрывает сущность качества образования, —   как   «сознательное   применение   определенных   правил   и норм   поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам». Компетентнoстный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные   аспекты   процесса   модернизации.   Именно   в рамках   этой   «прогрессистской» установки делаются утверждения: ­          компетентностный подход — проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально­экономическую реальность;  ­           компетентностный   подход   как   обобщенное   условие   способности   человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций. По   мнению   С.   Френе,   ребенок   должен   сам   создавать   свою   личность,   творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, саморазвиваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим С. Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходят обучение и саморазвитие личности. И   в   настоящее   время     определено,   что   дошкольное   образование   должно   быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на   его   самореализацию.   Как   известно,   развитие   ребёнка   происходит   в   деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной   деятельности   его   самого.   Для   удовлетворения   своих   потребностей   ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. Поэтому предметно развивающая среда детского сада должна приобрести  характер интерактивности и интегративности. Вопрос изменения предметно­развивающей среды ДО, на сегодняшний день, стоит особо актуально. Именно поэтому педагоги­практики испытывают повышенный интерес к содержанию и обновлению предметно­развивающей среды ДО. Понимая   всю   важность   этой   проблемы,     разрабатываются     проекты   интерактивной предметно­развивающей среды. Определяются этапы развития интерактивной предметно­ развивающей среды: I этап: Формирование проблемы, цели и задач Цель: Разработка   модели   интерактивной   предметно­развивающей   среды,   способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. Задачи: *    Овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми   в   использовании   предметно­пространственной   среды,   способствующими повышению их профессиональной компетентности. *   Разработка содержания модели интерактивной предметной среды II этап: Практическая реализация  Цель второго этапа:  Подготовка  педагогов к овладению  новыми образовательными технологиями и методами работы   с   детьми   в   использовании   предметно­пространственной   среды   и   разработка модели  интерактивной предметно­развивающей среды. Планируемый результат: *  формирование активно развивающейся личности ребенка, усваивающей информацию об окружающем мире в ходе взаимодействия с предметно­развивающей средой, в ходе игр и других видов детской деятельности; *  презентация материалов из опыта работы по организации интерактивной развивающей среды на разных уровнях. Работа   по   обновлению   содержания   предметно­развивающей   среды   должна   вестись постоянно, так как она не может быть статична ­ смена материалов обязательна, поскольку ребенка дошкольного возраста привлекает новизна предметов.    Развитие устной речи является центральной задачей развития детей дошкольного возраста.   Это   обусловлено,   прежде   всего,   ее   социальной   значимостью   и   ролью   в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Овладение связной устной речью является важнейшим условием обучения   в   школе,   что   требует   выработки   единой   стратегии,   методической   и организационной преемственности ДО и школы в решении воспитательно­коррекционных задач.  C   каждым   годом   в   современном   Казахстане   увеличивается   количество   детей   с низким уровнем речевого развития. Обоснованную  тревогу у педагогов и специалистов образовательных   учреждений   вызывает   увеличение   количества   детей   с   нарушением логической   и   смысловой   памяти,   нарушением   всех   форм   общения   и   межличностного взаимодействия, низким уровнем развернутой связной речи.  В монологической речи дети с трудом   строят   связный   рассказ,   пересказывают   знакомый   текст,   пропуская   смысловые звенья,   логическую   последовательность   повествования,   делали   ошибки   в   построении предложений.   То   есть   были   недостаточно   сформированы   навыки   построения   связного рассказывания.   Кроме   того,     было   отмечено,   что   большинство   детей   активно   делятся своими   впечатлениями   от   пережитых   событий,   но   с   неохотой   берутся   за   составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не от того, что знания их по данному   вопросу     недостаточны,   а   потому,   что   они   не   могут   оформить   их   в   связные речевые высказывания.  Формирование и развитие вышеуказанных составляющих речевого развития более плодотворно   происходит   в   процессе   активной   игровой   деятельности   детей,   поскольку именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.  Поэтому одним из направлений работы с целью повышения мотивации, уровня речевой компетентности   детей,   развития   их   речевого   и   интеллектуального   потенциала   стала организация речевой интерактивной предметно – развивающей среды в группах, создание дидактических игр и пособий нового содержания.  Выдающийся   философ   и   педагог   Жан   Жак   Руссо,   одним   из   первых   предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей,  ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль же взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному речевому и интеллектуальному развитию личности ребенка.  В педагогическом процессе, в соответствии с новым ГОСО, предусмотрено: 1) совместная партнерская деятельность взрослого и детей, при которой взрослый руководит действиями ребенка, или, если ребенок не может сам выполнить какое­либо действие, он обращается к помощи и содействию взрослого.  2)   свободная   самостоятельная   деятельность   самих   детей   в   условиях   созданной педагогами   предметной   развивающей   образовательной   среды,   позволяющей   ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.  Интерактивность предметной развивающей среды обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего   развития   деятельности,   обеспечивая   через   механизм   «зоны   ближайшего развития»   его   дальнейшую   перспективу.   Большую   роль   в   этом   играет   взаимообучение детей.     Для   этого   разработанные     дидактические   игры   и   пособия   имеют   признаки интерактивности:   они   могут   предполагать   как   совместно­последовательные,   так   и совместно­распределенные  действия ребенка и его партнера, организацию  деятельности ребенка по подражанию, образцу, с одной стороны. С другой стороны – по памяти и по аналогии, с внесением творческих речевых изменений и дополнений.  При подборе и создании игровых речевых пособий главное, это  компетентностный подход   в   организации   интерактивной   предметной   развивающей   среды.   Дети   не   только осваивают   определенные   знания   и   умения,   но   и   реализовывают   свой   речевой   и интеллектуальный потенциал в практических заданиях; учатся мыслить самостоятельно, высказывать независимые суждения и оценки.  В     работе   над   данной   проблемой   необходимо       опираться   на   классификацию ключевых компетентностей,   которыми должны овладеть дети дошкольного возраста, их три:  ­ технологическая компетентность; ­ информационная компетентность; ­ социально­коммуникативная компетентность.  В процессе речевых игр с данными дидактическими пособиями дети дошкольного возраста   овладевают   всеми   тремя   видами   ключевых   компетентностей.   Формируется технологическая компетентность, поскольку в процессе игр у дошкольников развивается умение   понимать   инструкции   взрослого,   способность   описывать   технологию,   алгоритм своей деятельности, чётко их соблюдать.    Рекомендуется,     создавать   и   использовать     дидактические   пособия   развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ, позволяющие   активизировать   интеллектуально­творческий   речевой   потенциал   детей. Отличительной  особенностью данных речевых пособий заключается в том, что ребенок усваивает   обобщенные   алгоритмы   организации   собственной   творческой   речевой деятельности.  Каждое   дидактическое   пособие   должно   быть   направлено   на   решение   разных речевых   задач   ­   это   составление   описательных,   творческих   рассказов,   составлению сравнений,   загадок,   рифмованных   текстов,   сказок   различного   типа.   Благодаря   данным пособиям   ребенок   понимает,   каким   образом   он   может   строить   фразы   с   образными характеристиками.  Работа   по   обучению   детей   образной   речи   должна   начинаться   с   обучения   детей созданию   сравнений   (первый   этап).   Затем   отрабатывается   умение   детей   составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 ­ 7 лет вполне могут справляться с составлением метафор (третий этап).  Обучение   детей   дошкольного   возраста   составлению   сравнений   также   происходит   в несколько этапов:  1 этап ­ отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.  2 этап ­ составление сравнений по заданным признакам; 3   этап   ­   детям   дается   больше   самостоятельности   при   составлении   сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.   В процессе речевых игр у детей формируется способность распознавать, обрабатывать и использовать   критически   осмысленную   в   игре   информацию   для   планирования   и осуществления   своей   деятельности,   расширяются   сведения   об   окружающем   мире,   т.   е. активно   происходит   формирование   информационной   компетентности   у   дошкольников. При   компетентном   подходе   в   процессе   игр   идет   стимулирование   речевой   активности ребенка дошкольного возраста. Поскольку   наглядный   материал   детьми   дошкольного   возраста   воспринимается лучше,   необходимо   использовать   в   совместной   и   самостоятельной   деятельности   детей мнемотаблицы, что позволяет им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, обогащает связные высказывания.  Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:   строение   рассказа,   его   последовательность,   лексико­грамматическую наполняемость.  Игровые   задания   видоизменяются,   организуются   упражнения   на   составление   рассказов, рифмованных   текстов,   выявление   навыков   правильного   составления   предложений; коррекцию   фонематического   слуха,   зрительного,   слухового   внимания   и   памяти, формирование самоконтроля и самооценки (показ упражнений). Речевые  игры имеют большой потенциал для формирования социально­коммуникативной компетентности у дошкольников. В  них в непосредственном диалоге дошкольник получает необходимую   информацию,   представляет   и   отстаивает   свою   точку   зрения   на   основе признания   разнообразия   позиций   и   уважительного   отношения   к   ценностям   других сверстников,   соотносит   свои   устремления   с   интересами   других   людей,   продуктивно взаимодействует с членами группы, решающими общую задачу.  Основой речевой игры может стать веселая и вместе с тем полезная деятельность, в которой   приобретается   навык   нескучного   времяпровождения.   Включаю   использование сказочных   сюжетов,   что   помогает   развитию   речевой   активности   детей   (накоплению словарного запаса, развитию связной речи).  Кроме   того,   в   речевые   игры   легко   и   органично   включаю   задания   на   формирование психофизической сферы детей: психогимнастику (покажи, как зайчик испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д.) ; релаксацию; голосовые и дыхательные упражнения,   игры   и   задания   на   внимание   (что   изменилось   в   знакомой   сказке,   чего   не бывает, какие сказки перепутались) и т. д. Включение этих элементов помогает овладению мимикой,   жестами,   интонацией,   совершенствованию   речевого   аппарата,   стимулирует общение.   Примеряя   разные   роли   на   себя,   ребенок   избавляется   от   стеснения   и   страха, преодолевает барьер неуверенности.  В речевых играх  самым  естественным  образом формируются коммуникативные  навыки (без чего нельзя успешно общаться и учиться) ­ умение слушать, вести диалог, строить монолог, аргументировать свое суждение. Именно в игре приходит раскованность в речи у ребенка ­ дошкольника.  При проведении речевых игр должно учитываться, что если ребенок проявляет интерес к предложенной   игре,   то   процесс   формирования   ключевых   компетентностей   развивается более мощно и многосторонне. Поэтому необходимо стимулировать  у детей стремление к самостоятельности,   активности,   творческому   самовыражению,   оценке   собственных достижений с помощью речи.  Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно – развивающей   среды   ДО,   использование   в   практической   деятельности   речевых дидактических пособий нового содержания способствует повышению уровня речевого и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Данные   мониторингового   исследования   выпускников   ДО   можно   констатировать повышение   уровня   их   речевого   развития:     дети   выделяют   главное,   последовательно излагают   основные   действия   и   события   в   повествовании;     дошкольники   овладевают образной речью. В монологической речи дети самостоятельно строят связные рассказы, пересказывают   знакомые   тексты,   не   пропуская   смысловые   звенья,   логическую последовательность повествования, правильно выстраивают предложения. То есть у детей на достаточно высоком уровне формируются  навыки построения связного рассказывания.  Дети   владеют   ключевыми   компетентностями   (социальной   ­   коммуникативной, информационной   и   технологической.   Это   позволит   им   в   школе   успешно   реализовать позицию   субъекта   в   различных   видах   учебной   деятельности,   в   разноуровневых   и разнонаправленных   социальных   контактах,   в   познании   окружающего   мира   и   себя   как саморазвивающейся системы. Наличие и использование интерактивных пособий в работе с детьми, позволило  «оживить» предметно – развивающую среду, сделать  её интересной, современной, содержательной.  Применение ИКТ открывает следующие возможности:  Усиление   положительной   мотивации   обучения,   активизация   познавательной деятельности воспитанников.  Повышение уровня эстетического и эмоционального воздействия.  Реализация деятельностного подхода в воспитании и обучении в русле ключевой идеи  современной   педагогики  о  необходимости  преобразования   воспитанника   из преимущественно объекта учебно­воспитательного процесса в субъект. Использование   ИКТ   позволяет   детям   погрузиться   в   другой   мир,   увидеть   его   своими глазами.  По  данным  исследований,   в памяти  человека   остается 1/4  часть  услышанного материала,   1/3   часть   увиденного,   и   1/2   часть   увиденного   и   услышанного,   3/4   части материала, если ребенок привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения качества процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Формы работы с детьми подбираются педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей   детей,   целей   и   задач   образовательной   программы,   специфики   объекта исследования и других факторов. Из   всего   многообразия   наиболее   приемлемыми   в   дошкольном   образовании   могут   быть следующие формы: Виртуальная или интерактивная экскурсия. Кейс­технология. Мозговой штурм, как оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Используется часто на занятиях с детьми по оказанию помощи персонажам. Игры и упражнения. Проведение с родительской общественностью конференций и презентаций, в том числе и виде круглого стола. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Основными преимуществами являются:  Доступность ­   возможность   осмотра   достопримечательностей   всего   мира   без   больших материальных и временных затрат  «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»  Возможность осмотра в любое время  Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации Преимуществами являются наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Какие материалы составляют экскурсию? Для   организации   виртуальной   экскурсии   так   же,   как   и   для   экскурсии   реальной, необходимо   определить   набор   ключевых   пунктов   и   сформировать   для   каждого   из   них заданный объем информации.  Поскольку   у   пользователя   нет   возможности   увидеть   реальный   объект,   важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов (схематический план города, положение населенного пункта на карте России или региона и т.п.). Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи   голоса   «экскурсовода».   Однако   создание   звуковых   файлов   требует   более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними и возможное размещение в Интернете. Как создаются виртуальные экскурсии. Смотреть на виртуальные экскурсии, несомненно, интересно. Однако человек всегда хочет чего­то большего. Например, сделать такую же. И это можно, причем достаточно легко. В качестве   основы   для   любого   виртуального   тура   служат   картинки   ­   подойдут   обычные цифровые фотографии, хотя наибольший эффект достигается использованием панорамных снимков. Кейс ­ технология ( case study ­"разбор конкретных ситуаций”) Главное   предназначение данной   технологии   —   развивать   способность прорабатывать   различные   проблемы   и   находить   их   решение   используя   уже   имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Задача   кейс   –   технологии ­   совместными   усилиями   группы   проанализировать конкретную ситуацию и выработать практическое решение поставленной проблемы  или жизненной   ситуации.   При   анализе   конкретной   ситуации   особенно   важно   то,   что   здесь сочетается   индивидуальная   работа   обучающихся   с   проблемной   ситуацией   и   групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Кейс­ситуация —   это   кейс,   в   котором   описывается   ситуация,   формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Цель такого кейса — совместными усилиями мини­группы детей проанализировать ситуацию, найти выход. Идеи технологии: предназначена   для   развития   коммуникативных   компетенций   в   тех   образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а  есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; развитие ребенка в совместной деятельности ребенок­взрослый на равных условиях творческой   конкуренции   в   этой   технологии   так   много,   что   хорошо   организованное обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль. Достоинства технологии: получение   навыка   решения   реальных   проблем,   возможность   работы   группы   на   едином проблемном поле; процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он адекватен жизненной ситуации; формирование   умений   оперировать   знаниями,   выстраивая   логические   схемы   решения проблемы, аргументировать свое мнение; развитие у дошкольников системы ценностей и жизненных установок. Кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным; иллюстрировать типичные ситуации; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию. Организацию обучения с помощью кейс ­ технологии можно разбить на следующие этапы: Подготовительный этап; Ознакомительный этап; Аналитический этап; Итоговый (заключительный) этап. На первом   этапе педагог   определяет   тему   и   цели   занятия,   разрабатывает соответствующую конкретную ситуацию и сценарий мероприятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований: •  сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей дошкольников, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха; •  желательно, чтобы содержание отражало реальные жизненные ситуации, а не выдуманные события и факты; На втором   этапе педагог   знакомит   дошкольников   с   конкретной   ситуацией,   с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь. На третьем   этапе происходит   вовлечение   воспитанников   в   живое   обсуждение реальной   жизненной   ситуации,   пытаясь   достичь   поставленной   цели.   Анализ   начинается после знакомства детей с предоставленными фактами. Результативность работы группы увеличивается   благодаря   совместной   аналитической   работе   воспитанников,   когда   они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает   расширению   индивидуального   опыта   анализа   и   решения   проблемы   каждым ребенком,   развивает   познавательную   деятельность   и   способность   принятия   чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. На   итоговом   этапе формулируются   выводы   и   осуществляется   рефлексия. Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали обучающиеся в процессе урока. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается заключительным словом педагога.  Рекомендации по использованию  кейс ­ технологии: кейс   должен   быть   составлен   интересно,   простым   и   доходчивым   языком,   отличаться наличием проблемы, выразительно определять проблемы, показывать как положительные, так и отрицательные примеры; воспитанники   должны   обладать   знаниями   и   умениями,   необходимыми   для   выполнения группового задания; нехватка знаний приведет к тому, что дети не станут прилагать усилий для выполнения данного задания; инструкции педагога должны быть максимально четкими; времени на выполнение задания должно быть достаточным. хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям: – соответствовать четко поставленной цели создания  – иметь соответствующий уровень трудности  – иллюстрировать типичные проблемные ситуации на основе фактов из реальной жизни   – развивать аналитическое мышление  – провоцировать дискуссию  – иметь несколько решений Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) ­­ оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при   котором   участникам   обсуждения   предлагают   высказывать   как   можно   большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных   идей   отбирают   наиболее   удачные,   которые   могут   быть   использованы   на практике. Является методом экспертного оценивания. Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам по любимой не одним   поколением   телезрителей   передаче:   "Что?   Где?   Когда?".   Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль,   даже   если   она   кажется   вздорной.   Это,   конечно   же,   бывает   сложно   сделать,   но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей. Самые лучшие ­ это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники мозгового штурма попытались   отказаться   от   стереотипов   и   шаблонных   решений   и   сумели   посмотреть   на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.   Необходимо   найти   рациональное   зерно   в   каждой   идее.   Это   означает,   что   нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Плоды мозгового штурма важно материализовать в самое короткое время. Этапы и правила мозгового штурма Правильно   организованный   мозговой   штурм   включает   три   обязательных   этапа.   Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: 1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы: ∙ участники, предлагающие новые варианты решения проблемы; ∙ члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. 2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех  всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: ● ● идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. ●  Затем,   когда   все   идеи   высказаны,   производится   их   анализ,   развитие   и   отбор.   В   итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи. Правила проведения мозгового штурма несложны. Главное ­ количество идей. Не делайте никаких ограничений.  Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Практическая работа с педагогами       Мозговой штурм «Помоги зайцу» Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить? 1. Создание двух групп: ∙ участники, предлагающие новые варианты решения проблемы; ∙ члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. 2. Генерация идей. Как помочь новому зайцу выжить? Правила проведения мозгового штурма  Во время мозгового штурма все равны, нет ни начальников, ни подчинённых  Высказывайте   как   можно   больше   идей.   Даже   самая   маленькая   идея   способна улучшить существующую модель.  Кратко высказывайте свою позицию, чтобы все успели высказаться в отведённое для дискуссии время. Важна активность каждого  Нет авторского права на идеи. Не критикуйте чужие идеи, а старайтесь дополнять, комбинировать, видоизменять и развивать их. Критика запрещается даже в форме жестов, ироничных взглядов и скептических усмешек  Положительно   оценивайте   любую   высказанную   мысль,   даже   если   она   кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют  Помните, самые лучшие идеи – это сумасшедшие идеи. Попытайтесь отказаться от стереотипов и шаблонных решений, посмотрите на проблему с новой точки зрения  Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все, в том числе на первый взгляд абсурдные. Принимайте во внимание «всё, что придёт в голову»  Задача участников не в демонстрации своих знаний, а в поиске решения проблемы.  Анализ и оценка идей. Приоритет среди   интерактивных   методов   принадлежит играм,   упражнениям   и заданиям, цель которых ­ стимулировать познавательные процессы. Компьютерные   обучающие   игры,   которые   выполнены   в   виде   презентаций   в программе Microsoft PowerPoint, активно используются и педагогами и родителями. Предъявление   информации   на   экране   компьютера   в   игровой   форме   вызывает   у   детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка; Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Какого же типа компьютерные программы используются для развития и обучения дошкольников? В   первую   очередь   это   игровые   программы   дидактического   типа,   в   которых   в игровой форме детям предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные: • с формированием у детей начальных математических представлений; • с обучением азбуке, слогообразованию  и словообразованию, развитию речи, письму через чтение и чтению через письмо; •   с   формированием   динамических   представлений   по   ориентации   на   плоскости   и   в пространстве; • с экологическим воспитанием; • с эстетическим, нравственным воспитанием;   • с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. Просмотр игры «Помоги Незнайке» ­ совершенствовать мыслительные операции; ­ развивать вычислительные навыки; ­ развивать внимание, память, активность; Задачи: Развивающая: ­ развивать логическое мышление. Воспитывающая: ­ воспитывать … Обучающая: ­ обобщить полученные знания о задаче и закрепить математические навыки решения задач в 1 действие; ­ формировать умение анализировать арифметические задачи; ­ закреплять вычислительные навыки в пределах 10. Просмотр игры «Собери фрукты в вазу» Следующий   большой   класс   игровых   по   форме   компьютерных   программ   составляют программы   так   называемого   «открытого»   типа,   предназначенные   для   формирования   и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, умения управлять игрой с   создающимися   видеоизображениями,   воображения, эмоционального и нравственного воспитания. В этих играх нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка.   для   развития   фантазии, К программам общеразвивающего типа относятся: •   различного   рода   графические   редакторы,   в   том   числе   «рисовалки»,   «раскрашки»   и конструкторы   (с  возможностями  свободного  рисования  на  экране  прямыми   и  кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашиванием замкнутых областей, стиранием и другими элементами коррекции рисунка); • конструкторы сред с разнообразными функциональными возможностями, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;   •   музыкальные   редакторы   для   ввода,   хранения   и   воспроизведения   простых   (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи; •   конструкторы   сказок,   совмещающие   возможности   элементарных   текстового   и графического   редакторов   для   формирования   и   воспроизведения   иллюстрированных текстов древовидной или сетевой структуры. Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования. Еще один класс — игры­экспериментирования. В играх этого типа цель и/или правила не заданы явно, они скрыты в сюжете самой игры или в способе управления ею. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении такой задачи, должен путем поисковых действий   прийти   к   осознанию   цели   и   способа   действия,   что   и   является   ключом   к достижению общего решения игровой задачи. Игры такого типа можно по праву считать также диагностическими, поскольку опытный педагог и тем более психолог по способу решения   компьютерных   задач,   по   стилю   и   способу   игровых   действий   сможет   многое сказать о ребенке. Компьютерные диагностические программы могут использоваться в детском саду для: • выявления уровня общих умственных способностей детей; • оценки уровня развития  личности;  • выявления творческих способностей детей;   •   определения   уровня   психофизиологической   и   социальной   готовности   к   поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости); •  определения  уровня  готовности   детей;  к  поступлению   физической   подготовленности, основных физио­метрических параметров растущего организма, факторов риска); • экспресс диагностики утомления ребенка в процессе компьютерных занятий; • ранней диагностики отклонения детей от нормального развития. Компьютерные   игры   для   изобразительной   деятельности   используют   печатающее устройство   для   вывода   рисунков,   иллюстраций   к   стихам,   сказкам,   а   также   простых подписей к ним и текстов. Таким образом, интерактивные формы работы с детьми:  Позволяют формировать определенную логику мышления.  Модернизируют и интенсифицируют процесс образования.  Являются мощным мотивационным средством.

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"

"Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2017