Реализация межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Оценка 4.8

Реализация межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Оценка 4.8
Научные работы
doc
английский язык
Взрослым
25.02.2017
Реализация  межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Данная статья посвящена теме интегрированных уроков. Идея интеграции возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение отдельных компонентов. Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.
Реализация межпредметных связей.doc
Реализация  межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка. Дутова Лариса Геннадьевна,  учитель английского языка МАОУ «Средняя школа № 42» Петропавловск­Камчатского  городского округа Камчатского края Совершенствование качества образования является насущной, постоянно занимающей научно­педагогическую общественность проблемой во всём мире. Задачи   повышения   качества   языкового   образования   существенны   и   для России. В Государственной программе «Развитие образования на 2013­2020 годы» отмечено: … «системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях». Методика обучения, как и все дидактики, переживает сложный период. Изменились   цели   общего   среднего   образования,   разработаны   новые государственные   стандарты,   новые   подходы   к   отражению   содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Известно, что качество знаний определяется тем, что с ними умеет делать обучаемый.   Создаются   новые   концепции   образования,   основанные   на деятельностном подходе, который позволяет сформировать интеллектуальные, информационные,   коммуникативные   и   социо­культурные   компетентности   А   обновление   образования   требует   использования обучающихся. нетрадиционных   форм   и   методов   организации   обучения,   в   том   числе интегративных.  1 Идея   интеграции   возникла   на   основе   всеобщности   и   единства   законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение, взаимосвязь отдельных компонентов. В   словаре   Ожегова   даётся   такое   толкование:   «Интегрировать   – объединять   в   одно   целое».   Задача   современной   педагогики   –   соединить   в восприятии   ребёнка   основные   знания   по   каждому   предмету   в   широкую целостную   картину   мира,   чтобы   школьник   мог   мыслить   на   планетарном   и космическом уровне.  Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также   установление   внутрипредметных   и   межпредметных   связей   в   усвоении основ  наук. В этой  связи интегрированным   уроком  называют   любой урок  со своей   структурой,   если   для   его   проведения   привлекаются   знания,   умения   и результаты   анализа   изучаемого   материала   методами   других   наук,   других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными,   а   формы   их   проведения   могут   быть   самыми   разными: семинары, конференции, путешествия и т.д. В нашей школе идея интегрированных уроков возникла более 16 лет назад из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу с одной стороны и неистребимого желания учителей работать с полной отдачей сил, творчески, искать новые формы и методы проведения урока с другой стороны. Первопроходцами стали учителя русского языка, литературы   и учителя английского   языка.   Несомненно,   школьные   предметы   «литература»   и «английский   язык»   имеют   общие   основы   –   лингвистическую   и культурологическую,   которые   позволили   объединять   их   отдельными   темами, общими   внеклассными   мероприятиями.   А   английский   язык   –   это   такой уникальный   предмет,   в   основе   которого   всегда   находится   принцип межпредметных связей. 2 Интеграция литературы и английского языка – это объединение разных предметов   при   изучении   одной   темы   в   одно   целое   на   основе   общего коммуникативно­деятельностного подхода. Объединяющим   началом   деятельности   учителей   и   обучающихся   стала теория   и   практика   художественного   перевода   поэтических   и   прозаических произведений   англо­язычной   литературы   на   русский   язык.   Сама   идея   из   желания   школьников   читать художественного   перевода   возникла   произведения М. Твена, О. Уайльда, В. Шекспира в подлиннике. Этой идеей увлеклись не только ребята, но и учителя. Учитель – это своего рода режиссёр. Он должен максимально точно и полно   реализовать   сценарий   –   создать   целостный, привлекательный для обучающихся урок.   результативный,           Иллюстрацией к сказанному может послужить сценарий интегрированного урока литературы и  английского  языка «Только  о  любви...»   (по  сонетам  В. Шекспира)   для   обучающихся   10   класса.   При   подготовке   к   уроку     ребята провели   большую исследовательскую   работу: изучали  историческую  эпоху,  в которую   жил   и   творил   гениальный   драматург   и   поэт,   познакомились   с основами   работы   переводчика,   узнали   о   своеобразии   и   истории   появления сонета.   Школьники   подготовили   сообщения   об   истории   русского   сонета.   Но самым интересным и важным для них стал творческий этап. Из 22 учеников класса   10  сделали   поэтический   перевод   нескольких   сонетов   В.   Шекспира,   а остальные   выступили   в   роли   критиков.   Все   участники   этого   процесса   были довольны результатами совместной работы. Переводы школьников отличались от   переводов   классиков   искренним   желанием   передать   всю   полноту   чувств поэта и свои личные переживания о судьбе главного героя.            Наши учителя продолжили поиск межпредметных связей и привлекли в качестве   консультантов   учителей   других   гуманитарных   предметов: изобразительного   искусства,   музыки,   МХК.   Опыт   показал,   что   совместное 3 изучение   этих   предметов   даёт   обучающимся   более   полное   представление   о культуре конкретной эпохи. Например, творчество  В.Шекспира предполагает знакомство   с   живописью   эпохи   Возрождения,   О.Уайльда   –   с   творчеством французских   художников­импрессионистов,   а   в   процессе   работы   над переводами   Г.Лонгфелло   школьники   знакомятся   с   музыкой   Дворжака   и приобщаются к истории Америки.  Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.  Интегрированные уроки требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием: они чувствуют себя творцами.  Как правило, интегрированный урок содержит элементы театрализации. Школьники   готовят   декорации   для   сценок,   подбирают   музыку,   готовят оформление класса, выставки книг и др. Интегрированный урок предполагает возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, т.к. каждый может проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.             Недавно в нашей школе был проведён интегрированный урок английского языка  и  географии  в 6 классе  на  тему «Животный  мир  Камчатки».  Каждый ученик классного коллектива принял самое активное участие в подготовке этого урока.   Ребята   посетили   зоопарк   в   городе   Елизово   Камчатского   края, встретились с его сотрудниками, сделали большое количество фотографий о его   В   течение   нескольких   недель   они   провели   серьёзную питомцах. исследовательскую работу. Другая группа обучающихся разработала викторину о жителях камчатских лесов, полей, рек и морей, которая вызвала неподдельный интерес у одноклассников. Третья группа обучающихся подготовила материалы для     проекта «Командорский государственный заповедник». Ребята показали хорошие   знания   географических   особенностей   полуострова   и   рассказали   о богатстве   животного   мира   Камчатского   края   –   уникального   уголка   нашей 4 Родины.   Они   с   энтузиазмом   изучали   названия   новых   животных   и   с удовольствием   приняли   участие   в   лексической   игре   «Чемпион».   Звучала знакомая мелодия песни о Камчатке и у всех возникло желание продолжить разговор о родных местах на английском языке.  Опыт   работы   по   предлагаемой   системе   позволяет   сделать   выводы   о результатах и значении интегрированного обучения, в основе которого лежит принцип межпредметных связей.  Интегрированное обучение: 1) способствует развитию научного стиля мышления обучающихся; 2)   даёт   возможность   широкого   применения   обучающимися естественнонаучного метода познания; 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения   естественных   наук   взгляд   на   ту   или   иную   проблему,   отражающую объективные связи в окружающем мире; 4) повышает качество знаний обучающихся; 5) повышает и развивает интерес обучающихся к учебным предметам;  6)   формирует   убеждение   школьников,   что   они   могут   изучать   с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике; 7)   позволяет   использовать   авторские   компьютерные   программы обучающихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе; 8)   расширяет   кругозор   обучающихся,   способствует   развитию   их творческих   возможностей,   помогает   более   глубокому   осознанию   и   усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях; 9) приобщает школьников к научно­исследовательской деятельности. 5 Интегрированный урок в идеале должен представлять собой целостное научное знание, охватывающее широкий диапазон смежных наук. Совмещение различных элементов учебных программ предусматривает ряд требований: ­ исключить противоречия и дублирование одних и тех же понятий; ­   акцентировать   взаимную   опору   в   развитии   ведущих   понятий   в   учебных дисциплинах.   Учителю   необходимо   стремиться   к   интеграции   знаний   и представлений обучающихся. Для этого нужно: ­   постоянно   систематизировать   и   обобщать   знания   обучающихся   в   разных учебных дисциплинах; ­ вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению явлений природы и общества; ­ стимулировать умение приобретать знания из различных источников. Принципы   интегрированного   обучения   призваны   в   полной   мере способствовать   достижению   главной   цели   интегрированного   обучения   – развитию мышления обучающихся и их творческих способностей.  Реализация   интеграции   между   предметами   возможна   лишь   при благополучном   здоровом   климате   в   коллективе   учителей,   их   плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения. Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, форм и методов   обучения.   Интеграция   учебных   предметов   оказывает   положительное влияние   и   на   личностный   рост   учителей,   которые   применяют   данную технологию.       Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой­либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования. 6 Список литературы: 1.Бикеева А. С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка//Иностранный язык в школе.­2005г.­№2­С 37. 2.   Жагрова   В.   В.   Интегрированные   уроки   в   процессе   формирования   у школьников целостного взгляда на мир//Иностранный язык в школе.­2006г.­№3­ С 15. 3. «Интегрированные уроки литературы и английского языка» (из опыта работы учителя   русского   языка   и   литературы   Л.  А.  Поповой,   учителей   английского языка Г. Ф. Хвощенко и Л. Г. Дутовой.) Издательство Камчатского института повышения квалификации педагогических кадров, 2008г. 4.   Куклина   С.   С.   Система   организационных   форм   коллективной   учебной деятельности в группе для овладения учащимися иноязычного общения. Киров: Изд­во ВятГГУ, 2007г. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е. С. Полат.­М:Издательский центр «Академия» 2001г. 6.   Пассов   Е.И.   Учитель   иностранного   языка.   Мастерство   и   личность.­   М: Просвещение, 1993г. 7. Дутова Л.Г. Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского   Издательство   Камчатского   института   повышения   квалификации языка.   педагогических кадров, 2009г. 8.   Мазаева   И.   А.   Компетенция   владения   иностранным   языком//Иностранный язык в школе.­2014г.­№1­С 3. 7

Реализация межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация  межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация  межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация  межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация  межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация  межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация  межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Реализация  межпредметных связей как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017