Реализация проблемно-диалогического обучения
Оценка 5

Реализация проблемно-диалогического обучения

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
1 кл
04.03.2017
Реализация проблемно-диалогического обучения
Все основные государственные документы последнего времени выделяют в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер и личностную ориентацию. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к системно-деятельностному подходу, формирующему личностные качества ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся.Все основные государственные документы последнего времени выделяют в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер и личностную ориентацию. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к системно-деятельностному подходу, формирующему личностные качества ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся.
Реализация проблемно-диалогического обучения.doc
Реализация проблемно­диалогического обучения  по технологии Е.Л. Мельниковой                                                     Мельниченко Ирина Геннадьевна,                                                      учитель начальных классов высшей категории                                                     МБОУ «СШ №3»,                                                    г.Майкоп, Республика Адыгея. Все   основные   государственные   документы   последнего   времени выделяют в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер   и   личностную   ориентацию.   Современный   этап   педагогической практики   –   это   переход   от   информационно­объяснительной   технологии  обучения к системно­деятельностному подходу, формирующему личностные качества ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы   усвоения   и   переработки   учебной   информации,   развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся.  Учителей всегда волновала проблема развития  у  ребенка устойчивого интереса к учебе, к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске. Решение   этих   задач   опирается   на   мотивационно   сферу   ребенка.   Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Значит, задача учителя: формирование   учебной   мотивации   на   основе   познавательного   интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Встает   вопрос:  как учить детей, чтобы они сами стремились к познанию, чтобы не угасал, а возрастал у них интерес к знаниям?  Как добиться нового качества начального образования, то есть формирования личностных качеств ребёнка средствами предметных знаний? Новые   стандарты   нацеливают   учителей   на   системно­деятельностный подход и на личностно­ориентированное образование.  Личностно­ориентированный подход осуществляется через освоенные и наработанные системы современных технологий и методов. Наиболее точно эту систему можно показать схематично. Личностно-ориентированный подход е о к с е ч и г о л а и д - о н м е л б о р П е и н е ч у б о я и н е ч у б о е е щ ю а в и в з а Р и и г о л о н х е т е ы н н о и ц а к и н у м м о к - о н н о и ц а м р о ф н И е и к с ь л е т а в о д е л с с и - о н т к е о р П ы д о т е м ы д о т е м е и я к и с н ь а л в е и т н а в е о ц д о е ы л д с с о И т е М е и т и в з а р е о н ь л а у д и в и д н И е о н ь л е т и н л о п о д з е р е ч е и н а в о з а р б о и т с о н ч и л й о н в и т к а о н ь л а и ц о с и и к с е ч р о в т е и н а т и п с о В РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО­ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  ПО ТЕХНОЛОГИИ Е.Л. МЕЛЬНИКОВОЙ. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания   не   даются   в   готовом   виде.   Дети   “открывают”   их   сами   в   процессе самостоятельной   исследовательской   деятельности,   то   есть   технология реализует деятельностный подход в обучении. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что   открыли   сами   и   выразили   по   своему.   Учитель   лишь   направляет   эту деятельность   и   в   завершение   подводит   итог,   давая   точную   формулировку новых   знаний   и   знакомя   с   общепринятой   системой   обозначения.   Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость. На таких   уроках   ребята   больше   думают,   чаще   говорят,   активнее   формируют мышление   и   речь.   Они   учатся   отстаивать   собственную   позицию,   рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер. Проблемное   обучение   обеспечивает  творческое   усвоение  знаний.   На этапе введения нового материала применяются проблемные методы, которые “проводят”   учеников   через   два   звена   научного   творчества   –   постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении   ученик   осуществляет   полный   цикл   творческой   деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний,   даёт   ярко   выраженный   развивающий   эффект   (особенно   развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность. Уроки   открытия   новых   знаний   проводятся   в   соответствии   со структурой, предусмотренной  в технологии проблемного обучения. 1. Этап введения новых знаний содержит два самостоятельных звена:  а) постановка проблемной проблемы  б) поиск её решения.  а)  Постановка учебной проблемы – это этап порождения вопроса или формулирование   темы   урока.   Постановку   учебной   проблемы   осуществляю тремя методами:  Побуждающий от проблемной ситуации диалог.  Математика. Тема: «Величины. Объём. Литр». Учитель Ученики На доске карточки с опорными  словами: весы, длина, сантиметр,  величина,  масса, килограмм,  линейка, объём.                 Величина длина                        масса линейка                    весы ­ Разбейте слова на группы сантиметр                килограмм ­ Величина длины измеряется  линейкой, единица измерения  сантиметр. ­ Величина массы измеряется с  помощью весов, единица измерения  килограмм. ­ Мы не знакомы с этим словом, не  знаем, что оно означает. ­ Скорее всего, это тоже величина и у  неё есть свои единицы измерения. ­ Объём и его единицы измерения. ­ Докажите свой выбор ­ Почему слово «объём» не отнесли  ни в какую группу? ­ Может у вас есть предположения о  значении этого слова? ­ Какова же тема урока?   Подводящий   к   теме   диалог.  Этот   метод   не   требует   создания проблемной   ситуации.   Он   представляет   собой   систему   посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к самостоятельному формулированию темы урока. Русский язык.  На доске запись слов: Соловьёв,  Семёнова, Васильевич, Игоревич,   Татьяна,   Митя,   Илья,   Оля.  На   основе   анализа   группы   слов   и распределения их в две группы, дети делают выводы: это имена собственные (имена, фамилии, отчества людей), одна группа пишется с разделительным Ь, другая без него. Следовательно, тема урока: правописание имен собственных с разделительным Ь.  Сообщение   темы     с   применением   специального   мотивирующего приёма (“яркое пятно”, “актуальность”). Этот метод постановки учебной проблемы состоит в том, что учитель сам сообщает  тему  урока,  стремясь  вызвать  интерес  учащихся  к ней. Для этого   можно   использовать   приём  «яркое   пятно»,   которое   состоит   в сообщении   детям   интересного   материала,   связанного   с   темой   урока. Например, на уроке окружающего мира можно рассказать о гибели в 2000 г. подводной   лодки   «Курск».   Почему   погиб   экипаж?   Обсуждая   различные версии, ребята выдвигают решающую гипотезу, что причиной трагедии  могла стать   нехватка   кислорода.   Так   дети   подводятся   к   теме   урока   «Органы дыхания. Значение дыхания для человека». Другой приём –  «актуальность»  ­ связан с пониманием практической значимости   знаний,   возможностью   использовать   приобретённые   знания   в жизни. Например, математика: Тема: «Число 0».  На этапе актуализации знаний первоклассники вспоминают изученные числа   1­9.   Учитель   просит   с   помощью   изученных   чисел   записать   решение задачи: Маша принесла из леса в корзине 5 сыроежек. У Тани же корзина была   пуста.   Сколько   грибов   в   обеих   корзинах?  Ученики   испытывают затруднение: нужно новое число, которое показывает, что у Тани грибов не было. Ребята формулируют тему и цели урока «Число 0 и действия с нулём». б)   Поиск   решения  –   это   процесс   исследования   вопроса   или   темы, завершающийся открытием нового знания.  Поиск   решения   проблемы   осуществляется   через   побуждение   к выдвижению   гипотез   и   их   проверку.   Предлагаемые   детьми   идеи   решения учебной   проблемы   зависят   от   учебного   материала.   Например,   при   выборе правописания удвоенной согласной в словах  туманный  и  спокойный, дети, следуя девизу «Зри в корень», выделяют корень в словах и находят причину правописания   орфограммы.   Далее   следует   проверка   гипотезы:   выполнение подобных заданий с комментированием.  2.  Этап   воспроизведения   знаний  реализуется   через   продуктивные задания, которые имеют двоякий смысл: углубляют понимание полученных знаний и обеспечивают развитие речи учащихся. Ученик самостоятельно и по­ своему выражает понятое на уроке знание и представляет классу полученный продукт. Творческие задания обычно даются такие: ­   рисование   (нарисовать   образы   частей   речи:   имен   существительного   и прилагательного, глагола) ­  создание опоры для нового правила (порядок действий в выражениях) ­  написание формулы математического закона (а+в=в+а) ­  сочинение стихотворения, загадки, сказки, например, о нуле, мягком знаке. Таким образом, проблемный диалог сначала накрывает ученика волной интереса   к   новому   материалу,   а   затем   дарит   ему   острую   радость самостоятельного открытия знаний. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, творчески; самостоятельно добытые знания бывают осознанными, а значит прочными; они испытывают чувство глубокого удовлетворения,   уверенности   в   своих   возможностях.   Всё   это   развивает личностные   качества:   стремление   к   познанию   мира, эмоциональную и волевую сферы, организационные способности.   интеллект,

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения

Реализация проблемно-диалогического обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017