Реализация системно-деятельностного подхода средствами
УМК «Перспективная начальная школа».
|
Людмила Анатольевна Майер учитель начальных классов МАОУ «Голышмановская СОШ №2», п. Голышманово Тюменской области
|
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Мне хочется вспомнить слова Льва Николаевича Толстого, на мой взгляд, очень актуальны на сегодняшний момент в современной школе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
В настоящее время задача образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Поэтому современный учитель должен владеть педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Технология деятельностного метода — это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность.
Итак, задача современной школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Ведь не зря говорят, что образование — это то, что остаётся после того, когда всё, что изучено забыто. Чему же должен научиться ребенок? Стандарт нового поколения помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями. Ведь именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход — методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, обучение должно быть организованно так, чтобы целеноправленно вести за собой развитие.
Считаю, что в УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено особое внимание. Основная идея этой программы решает важную задачу современной системы образования, это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик, как равноправный участник процесса обучения, выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Одна из особенностей комплекта – это решение учебных задач на каждом уроке. Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока, в процессе деятельности. Этот процесс увлекает моих учеников. Я не даю «готовое» знание , а создаю ситуацию поиска. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом нам помогают и «подсказки», предусмотренные в учебниках, и помощь героев учебников и, конечно, работа со словарями.
Данная программа учит ребят находить доказательства, делать выводы, обоснованно отстаивать свою точку зрения.
Для предупреждения и преодоления причин трудностей в учении комплект имеет тетради для самостоятельной работы, что позволяет учителю проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения, реализовывать в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Мы используем тетради и на уроке, и для самостоятельной работы дома, и для индивидуальной работы с целью отработки изученного материала, закрепления знаний и для устранения пробелов.
Учебник — это основное (но не единственное) средство обучения, имеющееся у каждого ученика. От того, как он устроен, насколько доступен в изложении, удовлетворяет ли интересам и потребностям сегодняшнего ученика, зависит, будут ли успешно развиваться предметные, метапредметные и личностные характеристики школьника.
Учебники «Перспективной начальной школы» действительно учат учиться: в них детям легко ориентироваться (есть условные обозначения для ученика); с учебником можно «посоветоваться» (найти нужный алгоритм, составить план, найти правило, заглянуть в подсказку). Такой учебник учит общаться: рубрики («работа по цепочке», «работа в паре» «работа в группе» «напиши нам письмо»); с ним можно не бояться трудного материала и сложных заданий (все важное выделено, содержание соответствует теме), учебник направляет деятельность детей «вернись на указанную страницу», «не торопись с ответом», «загляни в словарь», «подумай».
Хочется сказать, что очень увлекает детей на уроках «Работа в парах»- задания варьируются, ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга. Особо хочется сказать о работе в минигруппах. Детям этого возраста свойственна определенная собственническая позиция. Они не любят, даже когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а порисовать или раскрасить картинку в своем учебнике они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненную работу, отодвигаются. Учебники УМК «Перспективная начальная школа» уже с помощью пиктограмм нацеливают детей на работу в группе, предлагают посмотреть у соседа, обменяться тетрадями. Такая ежедневная работа способствует формированию нравственных основ личности: учит детей налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, в процессе общения развиваются коммуникативных УУД.
Ещё одна важная деятельность детей — умение самостоятельно выбирать необходимую литературу; пользоваться справочными источниками для получения и понимания дополнительной информации. Мои ученики посещают школьную и центральную библиотеки, выбирают книги для чтения, рассказывают о прочитанном в классе, советуют книги для чтения одноклассникам. От класса к классу растет их читательский опыт, уровень сформированности читательских умений. Дети могут найти необходимые им дополнительные материалы в Интернете, так как в учебнике опубликованы соответствующие адреса. Для подготовки к урокам используют информацию, взятую из Интернета, хрестоматий, дополнительной литературы, готовят сообщения, презентации углубляющие раскрытие темы урока. Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное, и всё это в процессе совместной деятельности.
В курсе математики обеспечивается реализация деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраического, геометрического и логического содержания учебного материала. В учебнике четко прослеживается система разнообразных упражнений по развитию произвольности психических процессов («заключи в красную рамку, обведи синим карандашом», пошаговое выполнение заданий и т.д.), ежедневная работа по развитию мелкой моторики («раскрась, обведи, нарисуй»). Разнообразный геометрический материал, схемы и рисунки в учебнике, вся система заданий значительно развивают у детей наглядно-образное мышление. На уроках математики ребята учатся контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирует младшего школьника на проверку правильности выполнения их по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков. Регулятивные УУД формируются с помощью заданий типа: «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?».
Учебник русского языка на первый взгляд он и на учебник-то не похож. В 1 классе дети со сказочными персонажами просто путешествуют по Волшебному Лесу, спасают его обитателей, помогают им, тем самым постигают тайны языка и решают определенные языковые проблемы. Тексты учебника завораживают своей сказочной атмосферой. С помощью маркировки, единой для учебника и тетради, ребята свободно ориентируются в пособиях, находят новую тему, возвращаются к изученному, пользуются подсказками, работают в группах и осуществляют проверку.
Обеспечивается реализация деятельностного метода и
в учебниках по литературному чтению: формируются умения отыскивать нужную
информацию в книге, ориентируясь на страницу «Содержание»; умение определять
содержание текста по его названию. Учебник, хрестоматия и тетрадь для
самостоятельных работ связаны структурно кругом идей. Четыре года вместе с
детьми путешествуют Маша и Миша Ивановы - герои всего курса. Дети сами
участвуют в тех событиях, которые происходят с Машей и её младшим братом
Мишей. В учебнике литературного чтения заложен огромный искусствоведческий
материал, в «Музейном доме» размещены потрясающего качества художественные
репродукции, диски с музыкальными произведениями. Тексты, представленные в
учебнике, воспитывают у ребёнка такие человеческие качества как доброту,
ответственность, способность сопереживать и помогать.
В курсе «Окружающий мир»
преобладают поисковая, творческая и исследовательская деятельность: дети поставлены в условия, когда могут
самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях,
размышлять, фантазировать, делать
опыты. Этот предмет вносит
особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго
поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Одним из приёмов, который активно используют авторы
учебников по всем предметным линиям УМК «Перспективная начальная школа»,
является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность
высказывать противоположные точки зрения (мнение Маши, мнение Миши и др. героев
учебников). Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного
учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные
учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других учебных
действий: регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных
(необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.).
Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-
исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести
их проверку, обсудить результаты и сделать вывод это и есть основа
деятельностного метода.
Материал учебников доступно и ясно излагается,
способствует формированию умений и компетенций. Важно, что методический
аппарат программы помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать
проблему, распределить работу в парах и группах, провести практические работы,
опыты, эксперименты. Система заданий дает учителю возможность организовать проблемно-диалоговое
обучение пошагово, поэтапно. Учителю не нужно выдумывать ничего нового,
"создавать велосипед", а только умело использовать богатый материал
данного учебно-методического комплекта.
По УМК «Перспективная начальная школа» работаю седьмой год. Сравнительный анализ степени обученности класса показал следующее:
Учебный год |
Класс |
Степень обученности по классу |
2009-2010 уч. год |
3 класс |
89 % |
2010-2011 уч. год |
4 класс |
89 % |
2011-2012 уч. год |
5 класс |
87 % |
2012.2013 уч. год |
6 класс |
88% |
Из таблицы видим, что достаточно высокий уровень обученности класса, не только в начальной школе, но и при переходе в среднее звено. Обучающихся, которые занимаются по УМК «Перспективная начальная школа», отличает активная жизненная позиция, участие в олимпиадах, конкурсах как школьного, муниципального, так и регионального, Международного и Всероссийского уровней. Мои дети принимают активное участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Человек и природа» «Международная олимпиада по основам наук для начальной школы. ( УРФО)», «Олимпусик», в конкурсе исследовательских проектов «Креатив – фестиваль «Надежда», в конкурсе Эрудиты «Тюменской области» команда моего класса вошла в десятку лучших команд.
Практика показывает, что реализация системно — деятельностного подхода в УМК «Перспективная начальная школа» способствует решению важнейших задач образования в начальной школе: формирование предметных и универсальных способов действий, позволяет удовлетворить стремление каждого ребёнка мыслить и действовать самостоятельно, формирует интерес к учению, помогает реализовать свои образовательные потребности.
Учебно-методический комплект существует уже более 10 лет. Всё это время в данном комплекте реализуются требования нового стандарта. Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.
Кроме положительного, хочется сказать и о некоторых недочётах, выявленных мною в процессе работы с детьми по данной программе: не все дети достаточно подготовлены к освоению математики по этой программе; мало времени отводится для закрепления пройденного материала и отработки знаний и умений; для некоторых детей слишком быстр темп познания нового материала т.е.каждый урок новая тема.
Реализация УМК «Перспективная начальная школа» позволяет осуществить не только введения ФГОС начального общего образования, но и помогает обеспечить переход к новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая её дидактические, информационные, методические возможности, что обеспечивает повышению педагогического мастерства.
Литература:
1.Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч.1: 240с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
2.Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч.2: 192с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.