Реализация воспитательного потенциала на уроках информатики и ВТ
Лапташкина Оксана Николаевна, учитель информатики МКОУ «СОШ №29», г.Ревда, Свердловская область
Ни для кого не секрет, что главной целью школьного образования является разностороннее развитие личности ребенка, а смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения.
Перед современным учителем стоит задача не только передать учащимся знания, сформировать умения и навыки, но и раскрыть способности каждого ученика, воспитать разносторонне развитую личность, принимающую духовно-нравственные, социальные, семейные и другие ценности.
При решении учебных задач вопросы воспитания должны проходить сквозной нитью через весь школьный курс. Это актуально и для информатики, поскольку данный учебный предмет позволяет научиться способам обработки, хранения информации не только самим человеком, но и техническими средствами. Помимо решения учебных задач важно помнить о личности ребенка. В процесс обучения, в первую очередь, необходимо понимать, что важно для личности ребенка и создать все необходимые условия, обеспечивающие развитие у школьника универсальных учебных действий.
Постижение азов алгоритмизации на уроках информатики и ВТ, основ науки логики, компьютера, как средства обработки информации должно идти через постижение самого себя, собственной уникальности в частности и уникальности человека, в общем.
Содержание воспитательной работы на уроке должно вытекать из содержания самого урока. Выделение объекта деятельности учащихся приобретает роль решающего момента воспитательного процесса: именно этот момент обуславливает содержательное наполнение деятельности и качество содержания.
Как можно реализовать воспитательный потенциал на уроках информатики?
В первую очередь, должна быть система воспитательных целей и задач. Цель должна быть конкретной и достижимой. Воспитательная цель не может быть обособленной, т.к. процессы обучения и воспитания едины. Общение на уроке строю в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, создаю проблемную ситуацию, где происходит столкновение взглядов и мнений учащихся. Проблему решаем через совместное творчество учителя и учащихся, что позволяет найти истину и возможные пути решения задачи или проблемы. Уроки информатики имеют для этого богатейшие возможности. Хорошо продуманный и подготовленный урок информатики вносит огромный вклад в дело всестороннего развития и воспитания детей. Уроки информатики учат анализировать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения.
Готовясь к уроку, я не только продумываю формы и методы подачи материала, но и выстраиваю пути максимального использования воспитательных возможностей.
Мультимедийные уроки информатики и ВТ, уроки-лекции, зачёты, конкурсы, практические работы, самостоятельная творческая работа посредством организации коллективной и самостоятельной деятельности учащихся, работа в парах позволяют решать общие воспитательные и частные личностно значимые цели.
Уроки по теме «Информация. Как мы познаем окружающий мир", 5 класс, провожу в виде экскурсии на природе или на школьном дворе. Сбор, хранение и обработку информации связываем с проблемой охраны природы и окружающей среды. Воспитание бережного отношения к природе – одна из важнейших проблем нашего времени.
При изучении MS Power Рoint учащиеся создают краткосрочные проекты в виде презентации-поздравления, например, к Дню учителя или к 8 марта. Вначале каждый ученик создает поздравление конкретному учителю, а затем все работы объединяются в один готовый проект. Воспитательный эффект такой работы бесспорно огромен, т.к. учащиеся включаются в совместную деятельность, у них формируются такие коммуникативные умения, как сотрудничество со сверстниками и учителем, формируется способность адекватно принимать и передавать информацию. Все это также способствует формированию устойчивой учебной мотивации.
1 Взаимоотношения людей в современном мире очень сложны и ребенку порой не всегда удается правильно определить свои ценностные ориентиры. И здесь, как мне кажется, неоспоримую помощь окажет такой вид работы как построение диаграмм по определенным правилам в табличном процессоре Excel на тему "Мои жизненные ценности". Наряду с тем, что школьники овладевают учебными умениями и навыками в рамках предмета, у них появляется возможность на основе анализа своего жизненного опыта осознать свое "Я" как гражданина России. Это позволяет ребенку сориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Я часто практикую в своей профессиональной деятельности задания на дом в виде творческих заданий по выбору. Они позволяют осуществить воспитание творческой и индивидуальной самостоятельности. Тематика таких заданий очень разнообразна: это и рисунок, и кроссворд, и ребус, буклет, презентация, ролик. Задания могут быть и индивидуальными, и коллективными. Состав групп желательно менять с целью сплочения коллектива и выработки умения распределять обязанности внутри группы. Например, в рамках празднования юбилея родного города учащиеся выполняют тематические задания: создание презентации о родном городе на тему: "История одной улицы", средствами графического редактора рисуют праздничные открытки или фантазируют на тему: "Двор моей мечты". Творческие домашние задания удобно использовать на уроках для демонстрации возможностей изученной программы, а так же при проведении внеклассных мероприятий.
В 2016 году нашей школе исполнится 65 лет. Готовиться к юбилею школы мы начали уже сейчас, собирая по крупицам "Историю школы в лицах". Этот вид деятельности, несомненно, воспитывает у учащихся чувства любви и гордости за свою малую Родину; пропагандирует сохранение традиций, достижений родного края, города, школы.
Работу по экологическому воспитанию организую на уроках во время решения задач экологического содержания в программе Excel. Такие задания воспитывают наблюдательность, повышают интерес к учению, к знаниям. Решая задачи экологического характера, я делаю акцент на здоровый образ жизни. Анализируя конкретные ситуации, у учащихся формируется основа экологической культуры: принятие ценностей природного мира, готовность следовать и реализовывать в своей жизни нормы природоохранного здоровьесберегающего поведения.
На своих уроках я организую исследовательско-проектную деятельность учащихся. Эта учебно-познавательная деятельность учащихся направлена на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Ценность проекта в получении результатов:
- внешний - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;
- внутренний (по моему, наиболее ценный) - опыт деятельности, это бесценное достояние учащегося, которое соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Например, работая над проектом "Украсим серый город искусством граффити" мы предположили, что официальное разрешение использования граффити с определенной целью позволит раскрыть свои способности широкому кругу молодежи. Это даст возможность, подросткам, выразить свою индивидуальность, а город, в свою очередь, станет краше, наряднее и приобретет свое неповторимое «лицо». В результате работы над проектом учащимися были созданы средствами графических редакторов эскизы в стиле граффити на тему "Люби свой город".
Бесспорно, что урок, как основная форма учебно-воспитательной работы в школе, является индивидуальным произведением творчества учителя. Ни один урок не похож на другой и наряду с другими формами обучения имеет немалые резервы для осуществления воспитания школьников.
2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.