Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках
Оценка 4.7

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Оценка 4.7
Работа с родителями +1
doc
воспитательная работа +2
8 кл—9 кл
14.04.2017
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире ключевыми тенденциями, характеризующими облик современной школы, являются смена парадигмы образования, интеграция российского образования в мировую культуру, восстановление и дальнейшее развитие традиций российской школы, содействующей сбережению здоровью учащихся. В условиях высокой психолого-педагогической интенсивности образовательного процесса одним из ведущих лимитирующих факторов становится фактор здоровья школьников. Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Поэтому первоочередной задачей учителей и родителей должно быть укрепление здоровья, предупреждения утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у наших детей.Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках
КР №1_Морозова И.Е..doc
ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Кафедра психолого­педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Курсы повышения квалификации по теме:  «Технологии здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 на тему «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках» вариант работы: А)         слушателя: Морозовой Ирины Евгеньевны Москва. 2016 г. Содержание:    2 Введение Актуальность   темы   обусловлена   тем,   что   в   современном   мире   ключевыми тенденциями, характеризующими облик современной школы, являются смена парадигмы образования, интеграция российского образования в мировую культуру, восстановление и дальнейшее развитие традиций российской школы, содействующей сбережению здоровью учащихся. В условиях высокой психолого­педагогической интенсивности образовательного процесса   одним   из   ведущих   лимитирующих   факторов   становится   фактор   здоровья школьников. Здоровье ­ важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого,   а   особенно   детского   организма.   Понятие   здоровья   в   настоящее   время рассматривается   не   только   как   отсутствие   заболевания,   болезненного   состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.   Поэтому   первоочередной   задачей   учителей   и   родителей   должно   быть укрепление   здоровья,   предупреждения   утомляемости,   нервных   и   инфекционных заболеваний у наших детей. Здоровье ученика отражает одну из наиболее актуальных сторон жизни личности. Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии   направления   усилий   на   совершенствование   и   развитие   функциональных   и психологических резервов организма учащихся. Модернизация Российского образования требует   поиска   дополнительных   собственных   возможностей   адаптации   системы образования к современным требованиям жизни.  Здоровье и отношение к здоровью педагогов и учащихся имеет большое значение и в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровьесохраняющее образование возможно   только   при   создании   в   общеобразовательной   школе   благоприятной здоровьесберегающей среды, которая обеспечивает сохранение и развитие здоровья детей. Существенными   признаками   такой   среды   являются   социально­   педагогические, психофизиологические и медицинские условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико­психологическому и педагогическому явлению. 3 1. Здоровьесберегающие технологии на уроках: понятие, задачи, функции Здоровьесберегающие   технологии   представляют   собой   совокупность педагогических,   медицинских,   психологических   влияний,   которые   ориентированы   на охрану   и   защиту   здоровья,   формирование   правильного   отношения   к   здоровому   образу жизни.   Здоровьесбережение   является   актуальным   фактором   современного образовательного   процесса.   Такой   процесс   может   иметь   экологическую   (формирование гармоничных   отношений   с   природой),   физкультурно­оздоровительную   (в   приоритете физкультурные занятия), медико­гигиеническую направленность (взаимодействие ученика, медработника и педагога). Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей1:   сформировать и реализовать у учащихся представления о здоровье человека; сформировать   мотивацию   к   коррекции   образа   жизни   человека   для   укрепления здоровья; приобрести компетентность в вопросах физкультурно­оздоровительной сферы;  разработать   и   внедрить   диагностические   и   мониторинговые   модели прогнозирования и оценки уровня здоровья;    познать индивидуальные особенности организма каждого ученика; уметь самостоятельно применять здоровьесберегающие технологии; обеспечить   условия   для   повышения   уровня   овладения   практическими   и теоретическими знаниями в области здоровьесберегающих технологий;   внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии в современной школе; сформировать навык адаптации здоровьесберегающих технологий к определенной детской аудитории и условиям преподавания собственной дисциплины. Здоровьесберегающие технологии выполняют следующие функции:   формирующая   функция   осуществляется   на   основе   биологических   и   социальных закономерностей   становления   личности.   Индивидуальные   физические   и   психические свойства человека предопределены наследственностью;  рефлексивная   функция   заключается   в   переосмыслении   прошлого   личностного опыта,   в   приумножении   и   сохранении   здоровья,   что,   в   свою   очередь,   предоставляет возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами; 1 Аверьянова Н.И., Старкова И.Л. и др. Здоровьесберегающие технологии в школе. //Международный журнал экспериментального образования. – 2013. ­ №8. – С. 22­23. 4  диагностическая функция заключается в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии со способностями ребенка.    информативно­коммуникативная   функция   обеспечивает   трансляцию   опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью;  интегративная   функция   объединяет   различные   научные   концепции   и   системы воспитания, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения2. Здоровьесберегающие   технологии   обучения   в   основной   школе   предполагают применение   различных   форм   работы   с   обучающимися   и   их   родителями,   реализуемых педагогами.   К   ним   относятся:   контроль   состояния   здоровья,   предупреждение   и профилактика   заболеваний,   своевременное   информирование   о   прививках,   оформление информационных стендов, выступления на родительских собраниях и т. д.  Обучающиеся   среднего   и   старшего   звеньев   уже   более   основательно   и   серьезно изучают   всё,   что   касается   здоровьесбережения.   Они   знакомятся   с   проблемами взаимозависимости поддержания организма в хорошей физической форме и правильного питания,   узнают   о   том,   как   влияет   любительский   и   профессиональный   спорт   на продолжительность   жизни,   всесторонне   обсуждают   вредные   привычки   молодежи   и   их влияние на психическое и физическое состояние неокрепшего организма, деторождение. Старшеклассники   говорят   о   вышеназванных   проблемах   в   группах,   на   конференциях, готовят   доклады,   творчески перерабатывают   интересующую   информацию,   тем   самым   развивая   также   учебную   рефераты   на   соответствующие   темы,   проекты, компетенцию и созидательные способности.3. Методика   работы   со   школьниками   строится   в   направлении   личностно­ ориентированного   взаимодействия   с   ребенком,   делается   акцент   на   самостоятельное экспериментирование   и   поисковую   активность   детей.   Изучая   себя,   особенности   своего организма,   ребёнок   психологически   готовится   к   тому,   чтобы   осуществлять   активную оздоровительную   деятельность,   формировать   свое   здоровье.   Благодаря   использованию здоровьесберегающих   технологий   во   внеурочной   деятельности   учащиеся   получают возможность   расслабиться   психически   и   физически   после   учебы,   а   также   сблизить 2  Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа здоровья:  от здоровьезатратных технологий – здоровьесберегающим, обеспечивающим успех ученика. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. ­ №4. – С. 26­27. 3 Зарипова М.С., Барон С.А. Создание здоровьесберегающего пространства школы. //Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. ­ №4. – С. 34­35. 5 учащихся,   раскрепостить   их,   преодолеть   комплексы   в   их   непосредственной   учебной деятельности, почувствовать радость пребывания в школе, классе.  Здоровьесберегающие   педагогические   технологии   должны   обеспечить   развитие природных   способностей   ребенка:   его   ума,   эстетических   и   нравственных   чувств, потребности   в   деятельности,   овладении   первоначальным   опытом   общения   с   людьми, природой,   искусством.   Использование   здоровье   сберегающих   технологий   в   учебном процессе   позволяет   обучающимся   более   успешно   адаптироваться   в   образовательном   и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить   профилактику   асоциального   поведения   с   помощью   формирования   здоровье сберегающей   образовательной   среды.   Таким   образом,  современная   концепция   здоровый образ жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Элементами   здорового   образа   жизни   являются:   воспитание   с   раннего   детства здоровых  привычек  и  навыков;  безопасная  и  благоприятная  для  обитания  окружающая среда,   знания   о   влиянии   окружающих   предметов     на     здоровье;   отказ     от     курения, употребления   наркотиков,   употребления   алкоголя;   умеренное,   соответствующее физиологическим   особенностям   конкретного   человека   питание,   информированность   о качестве употребляемых   продуктов; физически активная   жизнь с учётом возрастных и физиологических   особенностей;   соблюдение   правил   личной   и   общественной   гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание. Формирование у школьников здорового   образа   жизни   требует   создания   в   общеобразовательном   учреждении здоровьесберегающей образовательной среды. 2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках Современное   образование   с   каждым   годом   выходит   на   более   высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, которые связаны   с   идеями   целостности,   гуманизации,   личностно­ориентированного   подхода, современная   школа   должна   помочь   ребенку   реализовать   образовательные   запросы, выработать   положительную   систему   мировоззрения   и   при   этом   сохранить   и   укрепить здоровье учащихся. В школах занятия с детьми, проводят с учетом противопоказаний и ограничений для занятий физической  культурой учеников с спецификой  заболеваний  и ориентируют на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение 6 уровня физической   подготовки.   На различных  уроках  реализация  здоровьесберегающих технологий осуществляются различными способами и методами4: 1.   На   тематических   классных   часах   даётся   наиболее   систематизированное представление   о   валеологических   знаниях,   дети   знакомятся   с  элементарными   анатомо­ физиологическими   сведениями   при   изучении   темы   «Организм   человека   и   охрана   его здоровья», выполняют такие практические задания как: измерить температуру воздуха с помощью термометра в классе и соотнести её с нормами, правильно организовать свой режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены, заботиться о своем здоровье. 2. На уроках физической культуры ученики получают сведения об образовательном значении   тех   или   иных   физических   упражнений,   о   двигательном   режиме,   развивают физические качества: силу, выносливость, координацию, быстроту, гибкость и ловкость. 3. На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности работы с различными инструментами и оборудованием.  4. На уроках музыки здоровьесберегающие технологии основываются на том, что музыка оказывает определённое воздействие на уровень сахара в крови, частоту пульса, кровяное   давление,   стимулирует   появление   эмоций,   понижает   мышечный   тонус; активизирует творческое мышление, улучшает арифметические и вербальные способности; стимулирует   процессы   памяти   и   восприятия;   Прослушиваение   музыки   на   уроке предоставляет   школьнику   возможность   успокоиться,   снять   нервное   напряжение   и раздражительность. Деятельность   школы   по   здоровьесбережению   предусматривает   и   создание квалифицированной службы здоровья, способной не только отслеживать здоровье детей, но и   принимать   определенные   меры   для   его   улучшения.   Данная   технология   предполагает разработку:  элективных   и   интегрированных   курсов,   которые   способствуют   формированию   у школьников   представлений   о   ресурсах   собственного   организма   и   ценности   здоровья, выработке навыков здорового образа жизни;   системы   оздоровительных,   коррекционных,   профилактических   мероприятий   для всех участников образовательного процесса;    здоровьесберегающей  инфраструктуры школы;  информационно­экспертных   мероприятий   с   целью   обеспечения   эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.  4  Петрова   Н.Ф.   Роль   здоровьесберегающих   технологий   в   образовательном   процессе   современной   школы. //Мир науки, культуры, образования. – 2013. ­ №6. – 139­140. 7 Таким   образом,   в   процессе   реализации   общеобразовательной   программы   в современной школе можно сформировать определенную систему методик и технологий работы, реализация которых предполагает следующие результаты:  формирование   оптимальной   образовательной   среды,   которая   способствует сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;    сокращение уровня заболеваемости учеников; сформированность у учеников устойчивых навыков здорового образа жизни. От   соблюдения   психолого­педагогических   и   гигиенических   условий   проведения урока   в   основном   и   зависит   функциональное   состояние   учащихся   в   процессе образовательного   процесса.   Для   повышения   умственной   работоспособности   детей, предупреждения   преждевременного  наступления  утомления  и  снятия   у них  мышечного статического   напряжения,   проводить эмоциональную разрядку, определять и отслеживать психологический климат на уроке,   необходимо   проводить   физкультминутки, следить за соблюдением учениками правильной осанки, за ее соответствием виду работы и чередованием   в   течение   урока.   Если   для   учеников   и   педагогов   будут   созданы благоприятные   условия:   целесообразные   формы   организации   учебного   процесса, гуманизация   содержания   урока,   разнообразные   виды   поддержки   ученика,   эффективные методы обучения, комфортная пространственная среда, право свободного выбора, то это будет способствовать эффективности образовательной деятельности на уроке.  Сохранению   нравственного,   физического   и   социального   здоровья   учеников способствует также индивидуальная работа педагога с учениками на разных этапах урока, работа   с   одаренными   детьми   выстраивается   по   индивидуальной   программе. Здоровьесбережению   служат   уроки   с   использованием   валеологического   аспекта,   они формируют   внимательное   отношение   детей   к   своему   организму,   закладывают   основы здорового образа жизни, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, умение ценить   свою   жизнь   и   жизнь   окружающих.   Здоровьесбережение,   безусловно,   зависит   от объема   и   уровня   сложности   домашнего   задания.   Вреден   для   здоровья   достаточно распространенный   педагогический   прием   наказания   домашним   заданием   повышенной сложности или объема. Чаще всего, если ученик не справился с домашним заданием два­ три раза,  он теряет   интерес   к этому  процессу.  Поэтому  к мере  сложности   и  объемам домашнего   задания   необходимо   относиться   со   всей   ответственностью:   соизмерять сложность и объем с возможностями ученика.  8 Большинство   современных   здоровьесберегающих   технологий   легко   сочетают   и дополняют друг друга. При этом каждая определенная образовательная ситуация требует принципиально отличающихся педагогических средств. Например, адаптивную технологию целесообразно   применять   при   работе   с   учениками,   имеющими   серьёзные   проблемы   в знаниях и утратившими интерес к обучению. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный   процесс   способствует   более   осознанному   и   глубокому   пониманию учащимися   предметного   содержания,   усвоению   большого   количества   идей   и   способов решения проблем, в том числе – нестандартных и, оригинальных развитию у школьников способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный  фон для повышения уровня мотивации обучения5.  5 Мунина Е.О. Значимость здоровьесберегающих технологий в современной российской школе. //Бюллетень медицинских интернет­конференций. – 2014. ­ №11. – С. 1132. 9 Заключение Подводя   итоги   необходимо   отметить,   что   здоровьесберегающие   технологии представляют   собой   совокупность   педагогических,   медицинских,   психологических воздействий,   которые   направлены   на   обеспечение   и   защиту   здоровья,   формирование правильного отношения к нему. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного   процесса   образования.   Здоровьесберегающие   технологии   обучения   в основной   школе   предполагают   использование   разных   форм   работы   с   учащимися   и   их родителями,   реализуемых   классными   руководителями   и   школьным   медперсоналом.   В старших   классах   должны   проводиться   тематические   классные   часы   и   беседы   с обучающимися на тему соблюдения личной гигиены, профилактики простудных болезней, режима школьника, правильного питания, о вредных привычках и зависимостях. На различных уроках реализация здоровьесберегающих технологий осуществляются различными   способами   и   методами.   На   тематических   классных   часах   даётся   наиболее систематизированное   представление   о   валеологических   знаниях,   дети   знакомятся   с элементарными анатомо­физиологическими сведениями. На уроках физической культуры ученики получают сведения о физические упражнения, двигательном режиме. На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности работы с различными инструментами   и   оборудованием.   Деятельность   школы   по   здоровьесбережению предусматривает и создание квалифицированной службы здоровья, способной не только отслеживать  здоровье детей, но и принимать конкретные меры для его улучшения. От соблюдения   гигиенических   и   психолого­педагогических   условий   проведения   урока   в основном   и   зависит   функциональное   состояние   школьников   в   процессе   учебной деятельности. Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками  предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем. 10 Список использованной литературы: 1. Аверьянова   Н.И.,   Старкова   И.Л.   и   др.   Здоровьесберегающие   технологии   в школе. //Международный журнал экспериментального образования. – 2013. ­ №8. – С. 22­ 23. 2. Белодедова   Т.   В.   Реализация   здоровьесберегающих   технологий   на   уроках музыки.   //Актуальные   задачи   педагогики:   материалы   III   международной   научной конференции. ­ 2013. ­ С. 85­86. 3. Зарипова   М.С.,   Барон   С.А.   Создание   здоровьесберегающего   пространства школы. //Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. ­ №4. – С. 34­35. 4. Мунина   Е.О.   Значимость   здоровьесберегающих   технологий   в   современной российской школе. //Бюллетень медицинских интернет­конференций. – 2014. ­ №11. – С. 1132. 5. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы. //Мир науки, культуры, образования. – 2013. ­ №6. – 139­140. 6. Яшина  Г.А.,  Сиденко   А.С.  Школа   здоровья:  от  здоровьезатратных   технологий   – здоровьесберегающим,   обеспечивающим   успех   ученика.   //Муниципальное   образование: инновации и эксперимент. – 2014. ­ №4. – С. 26­27. 11

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017