Ребенок с СДВГ. Рекомендации родителям в воспитании и обучении ребенка.
Оценка 4.8

Ребенок с СДВГ. Рекомендации родителям в воспитании и обучении ребенка.

Оценка 4.8
doc
28.03.2024
Ребенок с СДВГ. Рекомендации родителям  в воспитании и обучении ребенка.
Ребенок с СДВГ. Консультация для родителей..doc

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                               «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

 

 

 

Консультация для родителей

 

 

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА 
С СИНДРОМ ДЕФИЦИТА
ВНИМАНИЯ И 
ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)

 

Подготовила педагог-психолог Макушина Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебной деятельности у детей дошкольного возраста и младших школьников.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка –  расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на занятиях, занимается своими делами, может залезть под стул, встать, ходить по группе или классу. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. Гиперактивность – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга. По статистике, СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%. У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью.

*    Типы СДВГ

*    Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;

*    Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;

*    Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.

 

Что делать? Основные способы – педагогические меры и психологическая коррекция. Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда другие методы оказались неэффективны.

 

 

*    Признаки СДВГ в раннем возрасте

Основные симптомы

 

*    Нарушение внимания.

·       Ребенок с трудом концентрирует внимание на предмете или задании. Он не обращает внимания на детали.

·       Ребенок под любым предлогом пытается избежать монотонной работы. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.

·       Выражена цикличность внимания. Это когда ребенок заниматься одним делом 5-7 минут, затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.

·       Внимание может быть сосредоточено, только если занимать с ребенком один на один. Ребенок более внимательный и послушный, если тишина и  отсутствуют внешние раздражители, игрушки, другие люди.

 

*    Гиперактивность

·       Ребенок совершает большое количество бесцельных, ненужных движений. Это может быть бег, прыжки, вращение кистями и стопами, постукивание по столу или по полу, подпрыгивание. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.

·       Разговаривает слишком быстро и громко. Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивает собеседника. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.

·       Мимика очень выразительная. Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.

 

*    Импульсивность

·       Действует только по своему желанию. Не обдумывает последствий своих поступков. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает, может выбежать в коридор, шумит, выкрикивает разные фразы, берет без проса вещи.

·       Не слышит инструкции взрослых, замечания. Ребенок тяжело усваивает правила общения, вмешивается в разговоры, игры, мешает другим детям и взрослым.

 

·       Не умеет ждать, не имеет выдержки и силы воли. Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела.

·       Очень частые перепады настроения. В эмоциональном плане легко возбудим. Эмоциональные перепады; то смеется, то плачет. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок может кидать вещи, может завязать драку или испортить вещи. Он сделает это сразу, импульсивно, не думая о последствиях.

·       У ребенка снижено чувство опасности. Способен совершать поступки, опасные для здоровья и жизни, только потому, что ему захотелось это сделать. Поэтому дети с СДВГ часто травмируются.

 

Проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности у ребенка становятся наиболее заметными при поступлении в детский сад. В школьные годы, проблемы только увеличиваются, но к концу подросткового возраста проблемы в поведении постепенно уходят.

Придя в детский сад или школу, ребенок сталкивается с многочисленными требованиями: соблюдать правила поведения и режим дня, слушать воспитателя или учителя, сидеть тихо и отвечать, только когда тебя спрашивают. Подвижная нервная система ребенка с СДВГ с трудом справляется с новыми физическими и психологическими нагрузками. Из-за недостатка самоконтроля ребенок постоянно отвлекается, плохо воспринимает информацию на слух, поэтому и возникают проблемы с обучением.

Если Вы наблюдаете у вашего ребенка устойчивые признаки гиперактивности и дефицита внимания, то обязательно проконсультируйтесь  с неврологом и детским психологом.

Семейное воспитание, единство требований к ребенку, его окружение играет очень важную роль в коррекции его поведения.

 

 

*    Методы коррекции поведения и обучения ребенка с СДВГ.

 

*    Самый распространенный и эффективный метод - игровая терапия.

 

Ребенку дошкольнику сложно усидеть на месте и воспринимать какую либо информацию, поэтому обучение на этом этапе должно проходить в форме  игры приятной для ребенка. С помощью игры у ребенка формируется усидчивость и внимательность, он учится контролировать свою повышенную эмоциональность.
Педагог может подбирать игры с учетом симптомов СДВГ у ребенка. Может менять правила игры, в зависимости от того, справляется ребенок или нет.
Игровая терапия на первых порах проводится индивидуально, затем может стать групповой или семейной.

Игры рекомендуемые детям с СДВГ должны быть направлены на развитие внимания, усидчивости, снятию эмоционального напряжения, на развитие самоконтроля. «Найди отличия на картинке», «Волшебный мешочек» (определить предмет на ощупь с закрытыми глазами), «Испорченный телефон», «Прятки», «Зеркало», различные сортиры, игры на расслабление, психологические этюды, компьютерные игры, которые одновременно развивают усидчивость, внимание и самоконтроль.

 

*    Методы арт-терапии.

 

Занятия, в основе которых лежат  различные виды искусства помогают ребенку освобождаться от негативных эмоций, снижают утомление и тревожность, улучшают адаптацию к чему-то новому, позволяют реализовать способности и поднять самооценку.

Методы арт-терапии используются также и в коррекционной работе педагога-психолога с ребенком с СДВГ. Интерпретируя результаты работы ребенка, психолог получает представление о его внутреннем мире, душевных конфликтах и проблемах. Это могут быть занятия с использованием элементов рисования, игр с песком, водой, игр с пластилином и глиной, слушанье музыки и игре на разных музыкальных инструментах.
Занятия с использованием арт-терапевтических методов способствуют развитию мелкой моторики и функций мозга, снимают эмоциональное напряжение, повышают усидчивость и внимание.

*    Психологи советуют родителям:

·       Создайте дома спокойную обстановку. Гиперактивному ребенку очень важна тихая, домашняя, уютная атмосфера дома. Ведь придя их детского сада или школы ребенку нужно уединиться, успокоиться.

·       Не наказывайте и не ругайте ребенка за «плохое» поведение. Избегайте критики. Насилие в этой ситуации недопустимо.

·       Обязательно соблюдайте режим дня. Четкий алгоритм и последовательность событий сделают ребенка более дисциплинированным и собранным.

·       Предоставьте ребенку возможность выплескивать накопившуюся энергию (различные занятия спортом, активные игры на прогулке);

·       Ограничивайте ребенка в просмотре телевизора и использовании гаджетов;

·       Проводите больше времени на свежем воздухе;

·       Вводите в обиход спокойные игры и занятия творчеством;

·       Давайте ребенку посильные поручения, т.к. недостаточная сила воли не дает ребенку доводить начатое дело до конца;

·       Используйте физический контакт. Держите за руку, поглаживайте, обнимайте, используйте элементы массажа при общении с ребенком. Это действует успокаивающе и помогает сосредоточиться.

·       Хвалите ребенка за каждый успех. У ребенка занижена самооценка. Он часто слышит, какой он плохой. Поэтому похвала ему жизненно необходима. Она стимулирует ребенка быть дисциплинированным, прикладывать еще больше усилий и упорства в выполнении заданий.

 

 

*    Родители, помните!

 

Если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», это большая работа по коррекции «нежелательного» поведения и воспитания силы воли, усидчивости и самоконтроля ребенка.

Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Диагноз СДВГ лишь указывает на пограничное состояние между нормой и отклонением. Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От терпения и упорства родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

 

 




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Он перебивает старших, играет на занятиях, занимается своими делами, может залезть под стул, встать, ходить по группе или классу

Он перебивает старших, играет на занятиях, занимается своими делами, может залезть под стул, встать, ходить по группе или классу

Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему

Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему

Подвижная нервная система ребенка с

Подвижная нервная система ребенка с

Психологи советуют родителям: ·

Психологи советуют родителям: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024