Речь
Оценка 5

Речь

Оценка 5
Документация
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
17.03.2023
Речь
речь
РЕЧЬ.docx

Сл.1

Уважаемый председатель! Уважаемые члены государственной экзаменационной  комиссии!

Разрешите  представить вашему вниманию доклад по теме: «Современные ИКТ технологии как средство повышения качества                     образования младших школьников".

Сл.2

Главная цель общеобразовательного учебного заведения заключается в создании условий для обеспечения обучения, воспитания и развития личности. Учитывая современные тенденции развития образования особое значение приобретает руководство повышением качества школьного образования в условиях цифровой среды.

Цифровые технологии стремительно развиваются, распространяются и проникают во все сферы нашей жизни, требуют разнообразия способов представления информации и необходимость изменений в организации обучения учащихся, с детства окруженных информационно- коммуникационными технологиями (ИКТ). 

В современном информационном обществе, как отмечает Г. П. Лаврентьева, «введение информационных технологий следует осуществлять не путем обучения детей адаптированным школьным «основам информатики и вычислительной техники», а путем комплексного преобразования среды, в которой находятся дети.

Основной целью внедрения любых новейших технологий в образовательный процесс является повышение его эффективности, его качества.

В современных научных исследованиях проблема инноваций в школе широко рассмотрена на методологическом уровне в теории системного и деятельностного подходов (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин и др.), а также в контексте общих процессов модернизации и развития российского образования (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, М.В. Касарин, В.В. Краевский, В.Ю. Кричевский, О.Е. Лебедев, Н.И. Роговцева, В.А.Сластенин, А.П. Тряпицына, Н.Р. Юсуфбекова и др.).

Проблемы инновационной деятельности обстоятельно исследуются в зависимости от уровня подготовки педагогических кадров, проектирования содержания и технологий педагогического образования (О.А. Абдуллина, К. Ангеловски, П.Ф. Анисимов, В.И. Байденко, Е.П. Белозерцев, В.П. Беспалько, Г.А. Бордовский, С.В. Васильева, А.А. Вербицкий, Н.Л. Гунявина, Э.М. Никитин, Л.С. Подымова, Л.И. Романкова, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин, Н.Г. Ярошенко и др.).

Слайд 3

Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать использование ИКТ технологий, обеспечивающих повышение качества образования в начальной школе.

Объект исследования – качество образования младших школьников.

Предмет исследования – ИКТ технологи как средство повышения качества образования младших школьников.

Сл. 4

Анализ литературы и практические наблюдения позволили сформулировать гипотезу исследования, которая основывается на предположении о том, что повышение качества образования в начальных классах может вырасти, если:

- определены основные критерии результативности учебно-воспитательного процесса начальной школы в условиях применения ИКТ-технологий на основании педагогической диагностики;

- осуществлено внедрение новой ИКТ-технологии обучения учащихся начальной школы – мобильный класс.

Слайд 5

Задачи исследования:

1.   Рассмотреть сущность понятия «качество образования».

2.   Изучить современные средства повышения качества образования младших школьников.

3.   Теоретически обосновать и апробировать использование ИКТ технологий как средства повышения качества образования.

4.   Организовать и провести практическую работу по повышению качества образования младших школьников с помощью ИКТ технологий.

Слайд 6

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (2019 – 2020 гг.) изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, подготовка опытно-экспериментального исследования, определение понятийного аппарата исследования.

II этап (февраль 2020 г.) проведение констатирующего этапа эксперимента.

III этап (март 2020 г. ноябрь 2021 г.) проведение формирующего этапа эксперимента, сравнение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования, их обобщение и оформление диссертации.

Слайд 7 Экспериментальная база исследования: 2 «Б»  класс МБОУ НОШ №3 с. Троицкое.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении технологии Мобильный класс для обучения в начальной школе; определении условий использования для обучения учащихся начальной школы; разработке научно-методических рекомендаций по использованию ЭОИР в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Сл.  8  Качество образования в педагогических исследованиях рассматривается как процесс и как результат. Как процесс, качество образования – это обеспечение удовлетворения потребностей учащихся, родителей, в соответствии с интересами общества, государства. Как результат – это уровень образованности, компетентности личности.

Качество образования в начальной школе – это уровень сформированности предметных и метапредметных умений у младших школьников.

Также качество образования может быть ассоциировано с понятием обученности. Проблемой обученности и обучаемости школьников занимались известные педагоги и психологи Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Д.Н. Богоявленский, А.А. Бодалёв, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская и др.

Сл.9 В эксперименте приняли участие 22 учащихся начальной школы, изучавшие математику с использованием ЭОИР. Экспериментальная база исследования: 2 «Б»  класс МБОУ НОШ №3 с. Троицкое.

В качестве компонентов обученности как критерия качества образования нами исследовалась непосредственная академическая успешность (уровень знаний по математике, поскольку система отметок полноценно не введена во 2 классе); уровень учебной мотивации; уровень когнитивных качеств, в том числе показателей памяти и словесно-логического мышления.

Во время констатирующего этапа проведен срез уровня знаний учащихся по математике, определены уровни развития их памяти, мышления и мотивации к обучению. 

Формирующий этап заключался в апробации ЭОИР (электронные образовательные игровые ресурсы) по математике при обучении учащихся начальной школы, и проверке знаний по математике, развитию указанных выше познавательных процессов и учебной мотивации младших школьников. 

Контрольный эксперимент включал обработку данных, полученных на разных этапах исследования, их сравнительный анализ, проверку полученных результатов методами математической статистики.

Сл.10 При исследовании использовались методики, которые были несложными, понятными для младших школьников, фронтальными, не требующие наличия определенного оборудования и много времени на проведение и обработку результатов, такие как «10 пар слов, связанных по смыслу» (по П.С. Перепелицей); «Изъятие слов» (по Л. Терлецкой), «Определение существенных признаков понятия» (по Т. Д. Марцинковский); «Выявление преобладающих мотивов к обучению» (по А. Ануфриеву, С. Костроминой) и мобильный класс, полученный в рамках реализации проекта «Цифровая образовательная среда».

Сл.11 Как видно из гистограммы, на начало учебного года у детей доминирует средний уровень обученности, однако нельзя не отметить то, что более трети детей имеют низкий уровень обученности.

Средний уровень обученности говорит о том, что второклассники….

Сл. 12 Диагностика памяти и мышления учащихся в ходе исследования показала, что в экспериментальной группе доминирует средний уровень, в случае словесно-логической памяти у половины испытуемых (48,82%), доминирует высокий уровень.

На констатирующем этапе исследования нами выявлено, что лишь незначительное количество обучающихся  имеют высокую мотивацию к обучению в экспериментальной группе. У  многих обучающихся в экспериментальной группе преобладают отрицательные мотивы к обучению.

Сл 13 Таким образом, результаты констатирующего этапа позволили нам сделать вывод, что актуальный уровень качества образования на начальном этапе исследования является недостаточно высоким и необходима дополнительная работа по улучшению отдельных показателей, что и планируется выполнять в рамках формирующего этапа.

Сл.14 Практическая работа по повышению качества образования младших школьников с помощью ИКТ технологий заключалась в использовании ЭОР на любой из  частей урока математики.  Планируя занятие с ЭОР, выбирала тот его этап урока, на котором применение ресурса является целесообразным и наиболее эффективным. Это зависит от поставленной цели, сложности учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы, их учебных возможностей.

Учащиеся применяют полученные на уроке знания и выполняют задания, находящиеся в их ноутбуках.  Экраны на ноутбуках сенсорные, они с легкостью перетаскивают их пальчиком. Если учащиеся сделали работу верно, на экран выходит, улыбающийся смайлик, если обучающийся ошибся, выходит грустный смайлик.  Работа выполняется в парах.

После окончания работы с заданием выключаем компьютер, закрываем и убираем на край парты.

Работа с применением ЭОР проводилась через день. Электронный ресурс может быть использован на уроке не больше-7-10 минут. По СанПиН  с 2021 года.

Сл.15 Также в процессе практической работы были определены условия использования ЭОР для обучения учащихся начальной школы:

Перечислите условия

 

Также нами были разработаны научно-методические рекомендации по использованию ЭОР в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

                                 

Сл.16 Чтобы выяснить динамику изменения уровней учебных достижений учащихся, их отметки по математике были сопоставлены в начале и в конце эксперимента. Результаты, полученные в ходе проведения исследования, представленные на слайде.

С помощью t-критерия Стьюдента было осуществлено оценивание достоверности различий в средних баллах учеников ЭГ, произошедшие в течение эксперимента. Анализ результатов, приведенных на слайде выше, позволил сделать вывод о наличии существенного роста среднего балла по математике учеников ЭГ.

Проверка статистической достоверности различий в развитии словесно-логической памяти, вербально-логического мышления, умение выделять существенные признаки учащихся ЭГ была осуществлена по критерию Хи-квадрат, который применяется для любого закона распределения независимых выборок.

В начале эксперимента выявлено отсутствие существенных различий в развитии указанных показателей учащихся ЭГ, что является условием обоснованности его проведения.

СЛ.17

Как видно из диаграммы, представленной на экране в экспериментальной группе значительно повысилось  количество учеников с высоким уровнем обученности, что можно связать с повышением качества образования при внедрении ИКТ- технологий  в образовательный процесс.

Приведенные результаты исследования свидетельствуют о положительном эффекте использования ЭОИР на уровень знаний по математике, развитие памяти, мышления, мотивации к обучению учащихся начальной школы. 

В течение эксперимента увеличилось количество учеников, которые воспринимают ЭОР как помощника в учебе; уменьшилось число тех, кто устает или нервничает, если что-то не получается при использовании ресурса.

Сл.18 Результаты  исследования были представлены на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ НОШ №3 с. Троицкое., во всероссийской научно-практической конференции.

Сл.19  спасибо за внимание!!


 

Сл.1 Уважаемый председатель!

Сл.1 Уважаемый председатель!

Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский,

Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский,

Рассмотреть сущность понятия «качество образования»

Рассмотреть сущность понятия «качество образования»

Качество образования в начальной школе – это уровень сформированности предметных и метапредметных умений у младших школьников

Качество образования в начальной школе – это уровень сформированности предметных и метапредметных умений у младших школьников

П.С. Перепелицей); «Изъятие слов» (по

П.С. Перепелицей); «Изъятие слов» (по

Учащиеся применяют полученные на уроке знания и выполняют задания, находящиеся в их ноутбуках

Учащиеся применяют полученные на уроке знания и выполняют задания, находящиеся в их ноутбуках

ЭГ была осуществлена по критерию

ЭГ была осуществлена по критерию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2023