Рабочая программа по формированию речи и альтернативной коммуникации
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Составитель:
учитель начальных классов
Клейменова Кристина Николаевна
г. Петропавловск – Камчатский
2020-2021 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)., одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Письмо является одним из видов речевой деятельности, овладение которым в условиях коммуникативной системы осуществляется на основе устно с обучением чтению. При письме слов и фраз дети устно проговаривают слова.
В задачу обучения письму входит формирование у детей потребности в этом виде деятельности, в обращении к письменной речи. Обучение графическому начертанию букв идет от графически простых букв к более сложным по написанию. Учитывая то, что у обучающихся недостаточно развита мелкая моторика рук, программа предусматривает большую тренировку ребёнка в письме, которая по мере овладения техникой начертания букв осуществляется на осмысленном речевом материале (слова, фразы, тексты).
По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
1. Понимают слова, обозначающие объекты и явления природы.
2. Понимают объекты рукотворного мира и деятельность человека.
3. Устанавливают контакт с собеседником и друг с другом.
4. Реагирует на собственное имя, называет друг друга по имени.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
1. Частичная несформированность устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
2. Понимают обращенную речь, понимают смысл рисунков, фотографий.
3. Пользуются средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
1. Сформированы познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах деятельности.
2. Вступает в контакт, поддерживают и завершают его.
3. Использует невербальные и вербальные средства общения.
4. Использует средства альтернативной коммуникации в процессе
общения.
ü используют предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей;
ü пользуются индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями.
ü Пользуются объектами и действиями путем указания на изображение или передачи карточки с изображением.
ü Не общаются с помощью электронных средств коммуникации Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
1. Знают и различают напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
2. Узнают свое напечатанное имя.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
1. Узнают и различают образы графем и букв. (А, О, У, М, С, Х, Н, Ы, Л, В, И, Ш, )
2. Копируют с образца отдельные буквы, слоги, слова.
Поэтому целью образовательно-коррекционной работы будет:
Научить школьников правильно и осмысленно читать и писать доступный их пониманию текст.
Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:
-работа над звуковой стороной языка;
-развитие у ребенка слухового внимания;
-работа по формированию правильного звукопроизношения;
-овладению навыками чтения;
-поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации,
-формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе
Организация работы по предмету.
Изучение курса в специальном классе осуществляется при комплексном подходе к речевому развитию, представленному применительно к обучению языку в трёх разделах: чтению, грамоте, устной речи.
На изучение предмета отведено 66 занятий в год, 2 часа в неделю, по 40 минут занятие.
Все упражнения в чтении и подготовке к письму реализуются в пределах одного урока – «Речь и альтернативная коммуникация». Уроки в специальном классе строятся по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как «Чтение» и «Письмо» являются условными.
Уроки имеют интегрированный характер. По сути эти два учебных предмета объединяются в один урок. Названия таких учебных предметов, как «Чтение» и «Письмо» являются условными.
Проведение комплексных, интегрированных уроков дает возможность изменять виды деятельности детей, предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения.
Специальные методы и приёмы работы.
Для успешного обучения используются:
- дидактические и игровые материалы, которые находятся вне поля зрения учащихся и появляются только в ходе самого занятия;
- включения в занятия игровой, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности учащихся;
- применения только что полученных знаний в практических действиях;
- отчет о выполненном действии (сопровождение действий ребенка речью).
Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
Все занятия по альтернативной коммуникации делятся на несколько этапов, а упражнения выполняются по трем направлениям:
-по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);
-по памяти, после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);
-по словесной инструкции (под диктовку).
К концу каждого этапа увеличивается доля самостоятельности при выполнении предложенного задания.
С целью формирования речи и освоения языка, в каждый урок включаются специальные коррекционные упражнения по отработке той или иной функции психических процессов.
Применяется система специально разработанных лексических игр и упражнений, формирующих потребность в общении, лексические игры и задания с акцентом на интеллектуальный компонент, система упражнений и заданий компенсаторно-развивающего характера, формирующих механизмы продуктивных способов речевого общения. Комбинация разнообразных методов и приемов обучения обеспечивает смену видов деятельности учащихся, а также доминантного анализатора, через который поступает информация.
Формы контроля в процессе обучения:
Контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, объяснительный и графический диктанты.
Структурное содержание предмета.
В специальном классе продолжается формирование умений и навыков чтения и письма. Учащаяся знакомится с ближайшим окружением, учится называть предметы, картинки, составлять их названия из разрезной азбуки, учатся писать строчные и прописные буквы и слова из них; различать звуки гласные и согласные; знакомятся с понятиями буква, слово, предложение.
Основные задачи добукварного периода — Актуализация знаний.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
Основные задачи букварного периода - формирование звукобуквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Содержание программного материала.
Повторение изученного материала (6 часов)
1. Школа, класс, режим дня. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя»; «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
4. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-лова). Узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков.
5.Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа.
Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки проводятся в следующем порядке:
-различение наиболее распространенных цветов;
-воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы
-различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению
-разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей.
Далее закрепить знания с геометрическими фигурами разного цвета и размера: квадратом, треугольником, кругом. Последовательность работы устанавливается та же, что и в занятиях с цветными полосками.
6.Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Целью этих занятий является подготовка учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности. Упражнения, используемые на занятиях, выполняются в следующем порядке:
- точное воспроизведение образца
- выполнение образца по памяти
- выполнение упражнений по словесной инструкции
Повторение и изучение новых букв (66 часов)
Повторение пройденных звуков и букв: а, у, о, м, с, х, л, н, ы.
Изучение новых: Ш, П, Т, К, З, Р, Г, Ь, Е, Я, Ю, Ё, Ч, Ф, Ц, Э, Щ, Ъ.
Чтение
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение трехбуквенных слов (сом, лук, сам, нос). с протяжным произношением. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ло).
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв. Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Деление на слоги. Выделение гласных и согласных букв и звуков. Постановка ударения.
Образование и чтение, состоящих из одного закрытого слога (сом, лук, сам, нос).
Работа с предложением: написание предложения с большой буквы, написание слов в предложении отдельно, в конце предложения ставить точку.
Составление и чтение слогов, слов с изучеными буквами после звукого анализа. Слова с этими сочетаниями.
Письмо
Написание строчных и заглавных букв.
обозначение точки «старта» написания буквы (более длительный период);
самостоятельное написание буквы, слога, слова и т.д. (основной вид деятельности).
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов;
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа;
Применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении.
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец года:
Предметные результаты.
-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;
-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
-выделять изученные звуки в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
пользоваться карандашом, ручкой.
-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
-писать строчные и прописные буквы;
-списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
-писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением
Личностные результаты:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
Литература, используемая учителем в работе над программой.
1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с
использованием средств альтернативной коммуникации у детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова
С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная
педагогика).
3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /
Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт
образования, 2008.
4. Программы для специальных учреждений образования для детей с
Умственной отсталостью.
5. Примерная адаптированная программа для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Интернет ресурсы
1. (http://www.adu.by/images/All%20Doc%20files/Specialnoe_obrazovanie/U
cheb_Prog/programms_korekcion_pomoschi.rar)
Материально- техническое обеспечение:
- ноутбук
- проектор
- игрушки, дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- наборы букв на магнитах, разрезные, лента;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- книги с иллюстрациями сказок;
- обучающие компьютерные программы.
«Утверждаю» Заместитель директора по УР ____________Танина Г.А. «____» ____________2018г. |
«Утверждаю» Заместитель директора по УР ____________Танина Г.А. «____» ____________2018г. |
«Утверждаю» Заместитель директора по УР ____________Танина Г.А. «____» ____________2019г. |
«Утверждаю» Заместитель директора по УР ____________Танина Г.А. «____» ____________2019г. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПИСЬМА
Учебный год: 2018 – 2019
Класс: специальный «В» класс
Учитель: Клейменова Кристина Николаевна
Планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Количество часов:
Всего____99____в неделю_____3_____
Количество контрольных работ: ______
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.