Речь и альтернативная коммуникация

  • docx
  • 11.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Речь и альтернативная коммуникация Учитель.docx

 

 

 

Рабочая программа по формированию речи и альтернативной коммуникации

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

 

 

 

 

 

Составитель:

 

учитель начальных классов

Клейменова Кристина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск – Камчатский

2020-2021 г.

 

Пояснительная записка

   Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)., одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15).  

Письмо является одним из видов речевой деятельности, овладение которым в условиях коммуникативной системы осуществляется на основе устно с обучением чтению. При письме слов и фраз дети устно проговаривают слова.

В задачу обучения письму входит формирование у детей потребности в этом виде деятельности, в обращении к письменной речи. Обучение графическому начертанию букв идет от графически простых букв к более сложным по написанию. Учитывая то, что у обучающихся недостаточно развита мелкая моторика рук, программа предусматривает большую тренировку ребёнка в письме, которая по мере овладения техникой начертания букв осуществляется на осмысленном речевом материале (слова, фразы, тексты). 

        

По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

1. Понимают слова, обозначающие объекты и явления природы.

2. Понимают объекты рукотворного мира и деятельность человека.

3. Устанавливают контакт с собеседником и друг с другом.

4. Реагирует на собственное имя, называет друг друга по имени.

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

1.     Частичная несформированность устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

2. Понимают обращенную речь, понимают смысл рисунков, фотографий.

3. Пользуются средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

1. Сформированы познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах деятельности.

2. Вступает в контакт, поддерживают и завершают его.

3. Использует невербальные и вербальные средства общения.

4. Использует средства альтернативной коммуникации в процессе

 общения.

ü используют предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей;

ü пользуются индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями.

ü Пользуются объектами и действиями путем указания на изображение или передачи карточки с изображением.

ü Не общаются с помощью электронных средств коммуникации Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

         1. Знают и различают  напечатанные слова, обознача­ющие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

         2. Узнают свое напечатанное имя.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

1.     Узнают и различают образы графем и букв. (А, О, У, М, С, Х, Н, Ы, Л, В, И, Ш, )

2.     Копируют с образца отдельные буквы, слоги, слова.

 

Поэтому целью образовательно-коррекционной работы будет:

      

Научить школьников правильно и осмысленно читать и писать доступ­ный их пониманию текст.

 

Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:

-работа над звуковой стороной языка;

-развитие у ребенка слухо­вого внимания;

-работа по формированию правильного звукопроизношения;

-овладению навыками чтения;

-поддержка интереса к учению, выра­ботка положительной мотивации,

-формирование нравствен­ной и волевой готовности к обучению в школе

 

Организация работы по предмету.

         Изучение курса в специальном классе осуществляется при комплексном подходе к речевому развитию, представленному применительно к обучению языку в трёх разделах: чтению, грамоте, устной речи.

На изучение предмета отведено 66 занятий в год, 2 часа в неделю, по 40 минут занятие.  

Все упражнения в чтении и подготовке к письму реализуются в пределах одного урока – «Речь и альтернативная коммуникация». Уроки в специальном классе строятся по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях.  Названия таких учебных предметов, как «Чтение» и «Письмо» являются условными.

Уроки имеют интегрированный характер. По сути эти два учебных предмета объединяются в один урок. Названия таких учебных предметов, как «Чтение» и «Письмо» являются условными.

Проведение комплексных, интегрированных уроков дает возможность изменять виды деятельности детей, предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения.

Специальные методы и приёмы работы.

     Для успешного обучения используются:

 - дидактические и игровые материалы, которые находятся вне поля зрения учащихся и появляются только в ходе самого занятия;

-  включения в занятия игровой, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности учащихся;

- применения только что полученных знаний в практических действиях;

 - отчет о выполненном действии (сопровождение действий ребенка речью).

Обучение осуществляется в процессе ознакомле­ния с предметами и явлениями окружающей действитель­ности, организации дидактических игр и игровых упраж­нений.

Все занятия по альтернативной коммуникации делятся на несколько эта­пов, а упражнения выполняются по трем направлениям:

 -по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);

-по памяти, после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же.    Сравни»);

-по словесной инструкции (под диктовку).

К концу каждого этапа увеличивается доля само­стоятельности при выполнении предложенного задания.

С целью формирования речи и освоения языка, в каждый урок включаются специальные коррекционные упражнения по отработке той или иной функции психических процессов.

Применяется система специально разработанных лексических игр и упражнений, формирующих потребность в общении, лексические игры и задания с акцентом на интеллектуальный компонент, система упражнений и заданий компенсаторно-развивающего характера, формирующих механизмы продуктивных способов речевого общения. Комбинация разнообразных методов и приемов обучения обеспечивает смену видов деятельности учащихся, а также доминантного анализатора, через который поступает информация.

Формы контроля в процессе обучения:

Контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, объяснительный и графический диктанты.

 

Структурное содержание предмета.

В специальном классе продолжается формирование умений и навыков чтения и письма. Учащаяся знакомится с ближайшим окружением, учится называть предметы, картинки, составлять их названия из разрезной азбуки, учатся писать строчные и прописные буквы и слова из них; различать звуки гласные и согласные; знакомятся с понятиями буква, слово, предложение.

           Основные задачи добукварного периода — Актуализация знаний.

В этот период начинается работа по формированию у детей             общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения    и пространственной ориентировки. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явления­ми окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

Основные задачи букварного периода - формирование звукобуквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом. Материалом обучения являются звуки и бук­вы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правиль­ное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с дру­гими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изу­чается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным момен­том является соотнесение звука и буквы.

 

 

Содержание программного материала.

Повторение изученного материала (6 часов)

1.  Школа, класс, режим дня. Беседы на темы: «Порядок в клас­се», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя»; «Имена и фа­милии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Переме­ны в школе, их назначение».

2.   Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и ука­зания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, про­сить разрешения выйти из класса.

3.   Развитие устной речи учащихся: формирование умения вы­полнять простые поручения по словесному заданию, внятно выра­жать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в уст­ной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотво­рения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным кар­тинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

4.  Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Раз­витие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звуко­сочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действи­тельности и играми.

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло­ва). Узнавание и назы­вание слов, начинающихся с данных звуков.

5.Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа.

Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки проводятся в следующем порядке:

-различение наиболее распространенных цветов;

-воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы

-различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению

-разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей.

Далее закрепить знания с геометрическими фигурами разного цвета и размера: квадратом, треугольником, кругом. Последовательность работы устанавливается та же, что и в занятиях с цветными полосками.

6.Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Целью этих занятий является подготовка учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности. Упражнения, используемые на занятиях, выполняются в следующем порядке:

-  точное воспроизведение образца

-   выполнение образца по памяти

-  выполнение упражнений по словесной инструкции

Повторение и изучение новых букв (66 часов)

         Повторение пройденных звуков и букв: а, у, о, м, с, х, л, н, ы.

         Изучение новых: Ш, П, Т, К, З, Р, Г, Ь, Е, Я, Ю, Ё, Ч, Ф, Ц, Э, Щ, Ъ.

Чтение  

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение трехбуквенных слов (сом, лук, сам, нос). с протяжным произношением. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ло).

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв. Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Деление на слоги. Выделение гласных и согласных букв и звуков. Постановка ударения. 

Образование и чтение, состоящих из одного закрытого слога (сом, лук, сам, нос).

Работа с предложением: написание предложения с большой буквы, написание слов в предложении отдельно, в конце предложения ставить точку.

Составление и чтение слогов, слов с изучеными буквами после звукого анализа. Слова с этими сочетаниями.

 

Письмо

Написание строчных и заглавных букв.

обозначение точки «старта» написания буквы (более длительный период);

самостоятельное написание буквы, слога, слова и т.д. (основной вид деятельности).

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов;

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа;

Применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении.

Требования к уровню подготовки обучающихся на конец года:

Предметные  результаты.

-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;

-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;

-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;

-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;

-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;

-выделять изученные звуки в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;

пользоваться карандашом, ручкой.

-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-писать строчные и прописные буквы;

-списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;

        -писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением

 

 

Личностные результаты:

 

- проявление самостоятельности в выполнении  простых учебных заданий;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

 

Литература, используемая учителем в работе над программой.

         1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с

использованием средств альтернативной коммуникации у детей с

тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и

обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.

         2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова

С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:

программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная

педагогика).

         3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /

Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт

образования, 2008.

         4. Программы для специальных учреждений образования для детей с

Умственной отсталостью.

         5. Примерная адаптированная программа для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Интернет ресурсы

1. (http://www.adu.by/images/All%20Doc%20files/Specialnoe_obrazovanie/U

cheb_Prog/programms_korekcion_pomoschi.rar)

 

 

Материально- техническое обеспечение:

- ноутбук            

- проектор

- игрушки, дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- наборы букв на магнитах, разрезные, лента;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- книги с иллюстрациями сказок;

- обучающие компьютерные программы.

 

 


  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2019г.

  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2019г.

 

 

              КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПИСЬМА

 

Учебный год: 2018 – 2019

Класс: специальный «В» класс

Учитель: Клейменова Кристина Николаевна

 

Планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

 

 

  Количество часов:

  Всего____99____в неделю_____3_____

  Количество контрольных работ: ______