Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам.
Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координации, о которой писал Ж. Пиаже.
РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА
Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом
возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование
этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим
собственным законам.
Речь преимущественно развивается как средство общения на базе
данной ребенку от рождения способности к пониманию
эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и
пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мышления
предшествует становление манипулятивных движений рук,
совершенствование работы органов чувств и формирование всех
операционных структур, их координации, о которой писал Ж. Пиаже.
Значительный вклад в дальнейшее развитие этой формы
ориентировочно-
совершенствование
мышления
исследовательской деятельности младенцев.
вносит
Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возрастает,
если наряду с собственно речевым общением ребенок имеет
возможность активно манипулировать предметами, называемыми
взрослым, самостоятельно изучать, исследовать их.
Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10
месяцами жизни. Примерно около года в деятельности ребенка
появляется новый момент: он начинает исследовать предметы не
только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемых
им в качестве орудий. Например, взяв в руки палочку, ребенок можетприкасаться ею к другим предметам, воздействовать на них (толкать,
двигать, переворачивать и тому подобное).
Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно
проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих
детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях
их внутренних состояний, например звуки удовольствия или
неудовольствия. Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и
проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают
довольно устойчивый характер.
С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация,
связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются
голосовые признаки настойчивости. Интонационное структурирование
речи происходит в течение первого года жизни и является
На основе
доминирующим направлением в ее развитии.
интонационного
возможность
невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок
практически начинает овладевать человеческой речью. Первые
произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки
эмоциональной экспрессии.
структурирования возникает
Рассмотрим теперь, как идет развитие познавательной сферы
младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Новорожденные младенцы не включены в практическую
деятельность, они только общаются со взрослыми, а в период
бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов
чувств свое ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, ониманипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами,
то есть вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии
оказываются включенными в процесс решения практических
сенсомоторных задач.
По мнению Дж. Брунера, ребенок младенческого возраста познает
окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с
помощью которых он на этот мир практически воздействует. Со
временем, как правило, уже за пределами младенческого возраста, мир
оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно
свободных от действий, а далее и в понятиях.
Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ребенком
зависит не столько от характера самих этих объектов, сколько от того,
какие действия они вызвали.
В этом возрасте ребенок еще не способен четко
дифференцировать образ предмета и реакцию на него.
Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между
восприятием и действием.
Первоначально действие ребенка совершается только при помощи
рефлекторных движений органов чувств, например принимает форму
«устремленного взгляда», обнаруживающегося в движениях глаз или
ориентации головы.
Позднее появляются схватывание рукой, захватывание ртом,
удерживание в руке и тому подобное.
Образовавшаяся связь между восприятием и действием
подготавливает развитие интеллектуальных операций, первымиэлементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные
действия ребенка, направленные на поиск предметов и преодоление
различных препятствий, возникающих на пути его продвижения.