Через всю свою жизнь проносим и мы образ того, кто первый раз встречал нас у школьного порога и вел в новый мир. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь сталкивала нас на своих дорогах с разными учителями.
Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преподавателей, является их речевое поведение.
Речь учителя как проявление его педагогической состоятельности
Через всю свою жизнь проносим и мы образ того, кто первый раз встречал нас у школьного
порога и вел в новый мир. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался
бесценный багаж знаний. Жизнь сталкивала нас на своих дорогах с разными учителями.
Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших
признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преподавателей, является их
речевое поведение.
В современной школе мы видим три типа языковых культур учителей:
1. Носители элитарной речевой культуры
2. Представители «среднелитературной» культуры
3. Учителя с литературноразговорным типом речевого поведения
Начну с характеристики представителей элитарной речевой культуры. Это идеальный тип
речевого поведения педагога, к сожалению, в современной школе, встречающийся крайне редко.
Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функциональностилевой
дифференциации литературного языка и каждый функциональный стиль используют в
соответствии с ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы
автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм
литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм,
словоупотреблении. (1;71)
Одним из признаков элитарной речевой культуры является безусловное соблюдение всех
этических норм, в частности, норм национального русского этикета, требующих разграничения
ты и вы общения. Тыобщение используется только в неофициальной обстановке. Никогда не
допускается одностороннее тыобщение.
Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной
заштампованности, а в разговорной речи – стремления к книжности.
Учителю «первого типа» необходимо иметь, в первую очередь, любовь к детям и
преподаваемому предмету. Дружелюбное отношение залог доброжелательной речи и
потворствует желанию продолжать общение между участниками беседы. Хорошему педагогу, в
процессе речевого общения, необходимо помнить, что его речь должна быть:
1. Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями.
2. Орфоэпически правильной.
3. Уверенной, для чего необходимо знание материала.
4. Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития
беседы. Доброжелательный ответ на все.
На мой взгляд, учитель должен иметь философское, невраждебное чувство юмора. В
большинстве случаев такой педагог представляется детям образцом для подражания. Именно
поэтому ему необходимо тщательнейшим образом следить за своей речью, так как дети непрощают ошибок тем, кто их учит.
Гораздо чаще в школе встречаются преподаватели, которые являются носителями
«среднелитературной» языковой культуры. Их речевое поведение отражает гораздо более низкий
уровень их общей культуры: невозможность творческого использования крылатых выражений
разных эпох и народов, художественных образцов классической литературы, незнание
литературных норм произношения слов, а нередко и их значений порождает языковую бедность,
грубость и неправильность речи. Нарушения произносительных норм у них не единичны, а
образуют систему. (1;72)
Как следствие всего этого речевое поведение, которое характеризуется:
1. Монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности.
2. Раздражением: когда ученик задает вопрос, а учитель не знает на него ответа. Грубость в
голосе.
3. Отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту.
4. Незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы), т.к. это не
ведет к восприятию изучаемого материала.
Неправильной постановкой ударений, что недопустимо для учителясловесника. О невысоком
общекультурном уровне таких педагогов говорит их излишняя самоуверенность: например, делая
неправильное ударение в слове, многие из них доказывают, что это правильно, что существуют
различные варианты произносительной нормы.
5. Скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты.
6. Частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения, за исключением
терминологии.
7. Недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в неполном следовании
именно нормам устной речи стремление говорить длинными, сложными фразами с
деепричастными и причастными оборотами.(1;73). Таким образом ведется политика устрашения
собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неверной, точки зрения.
Далекой он норм публичной речи и поэтому фактически невразумительной является речь
представителей еще более низких типов речевых культур. Сегодня немало носителей
литературного языка, для которых разговорная система общения является фактически
единственной, во всяком случае, в устной форме речи. К несчастью, представителей этого типа
немало и в массовой школе. Многие учителя считают, что с учениками необходимо говорить
понятным им языком и, поэтому, стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично
и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Они думают, что таким
образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир. Однако, как было
отмечено выше, учитель должен являться для школьника образцом для подражания и в
культурном и в речевом плане. Педагог является человеком, который воспитывает в ребенке
понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому
такое поведение недопустимо. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат»
молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей.
В заключение хочу сказать, что важно понимать, что с детьми разного возраста необходимо иметь
разную тактику ведения беседы. Мы не можем себе позволить одинаково разговаривать сучеником третьего и восьмого класса. Необходимо помнить, что именно возможность
заинтересовать учащихся собой и своим предметом ведет к полноценному диалогу.
Детская психика самое дорогое, что есть у преподавателя, он должен её беречь, а
соответственно, следить за тем, какое зерно он посеет в неокрепших душах учеников. Это задача
настоящего учителя.
Литература:
1. Ухова Л.В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект.// Актуальные
процессы современной социальной и массовой коммуникации./ Сборник научных трудов. – Яр,
2008
2. Ухова Л.В. Речевой портрет регионального радиоведущего.// Актуальные процессы
современной социальной и массовой коммуникации./ Сборник научных трудов. – Яр, 2008