«Границы моего языка определяют границы моего мира» (Витгенштейн).
Как помочь учащемуся выразить себя в слове?
Как организовать процесс обучения, чтобы школьник душою усваивал самобытность русского языка?
«Речь начинается с образов»
мир мыслей мир чувств
ребенок воспринимает мир в образах;
утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего мира
«подростковая дыра» художественного развития
Актуальность
Современная социокультурная ситуация:
расшатывание норм языка;
снижение словесной культуры.
Развитие речи - процесс развития всех компонентов языковой способности, развития чувства языка и творческого отношения к слову.
Ожидания
Повышение уровня эстетической и речевой культуры;
достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника;
воспитание у учащихся способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте;
учиться самостоятельно входить в мир художественного произведения.
Затруднения в реализации
Проблема нехватки и перераспределения учебного времени (в старших классах 1 час русского языка в неделю);
падение интереса учащихся к художественной литературе;
приоритет прагматического отношения к жизни у части школьников.
Риски
Как перераспределить учебное время, чтобы эстетическая сторона родного языка не терялась за важной и трудоёмкой работой по подготовке к государственной аттестации выпускников?
Методологическая база
Львова С.И. Уроки словесности 5-9 кл.: Пособие для учителя. – М.,1997.
Соколовой Г.П.Уроки русского языка и словесности. – М.: Дрофа, 2003.
Мишатина Н. Л. Речевое и литературное освоения концептов русской культуры //Литература в школе.-2007.-№5.
Задачи
научить учащихся наблюдать за выразительными средствами, наиболее характерными для текста;
дать понятие об основных изобразительно-выразительных средствах речи;
развивать у школьников навыки творческого использования богатства языка в собственной речевой практике;
развивать образное, ассоциативное мышление.
Сочинение-миниатюра
Первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй шаг – пишем свои этюды.
Первый шаг – создаем образ, подбирая эпитеты, метафоры, олицетворения, оксюмороны и т. д.; второй шаг – пишем миниатюры..
«Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Урок словесности в 6 классе
Этюд-игра
«Попробуем на минутку превратиться в цветы. В какие?»
На полянке пегой Поднимается цветок. У него из снега Отложной воротничок. Весь как на ладошке, Против ветра налегке, Встал на тонкой ножке
С колокольчиком в руке. М. Сырова
Стихотворение Елизаветы Стюарт «Весна опять разводит нежность»
Весна опять разводит нежность –
Бледнеет небо от весны!
У ног моих цветок подснежный
Ещё досматривает сны
Проснётся,
в мире всё –
Начало.
И не отвесть влюблённых глаз.
Я столько лет весну встречала…
Но он-то,
он-то в первый раз!
Дивные образы стихотворения
Весна опять разводит нежность (метафора)
Ещё досматривает сны.
Проснётся… (олицетворение)
Влюблённых глаз (эпитет)
Я столько лет весну встречала…
Но он-то,
он-то в первый раз! (психологический параллелизм)
Самуил Маршак
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку
Средства выразительности речи
Лес, теплом разбуженный (олицетворение).
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат. (метафора)
У колокольчиков весны… (перифраз)
Природой бережно спеленатый… (олицетворение)
Прохладен, хрупок и душист… (эпитет)
Счастливую тоску… (оксюморон)
Одуванчик
Увидел я красивый одуванчик,
Мне показалось: он будто плачет.
И я сорвал его
И побежал домой,
А он – а он рассыпался, как песок меж пальцев,
И я расплакался, что не донес его домой.
Самойлов Артем
(5 класс)
Миниатюра по опорному слову родина
Реки,
Озера,
Деревья, поля – ведь это
И есть
Наша родная земля.
А как прекрасна она!
Самойлова Таня
(6 класс)
Миниатюра по опорному слову родина
Родина!
Она
Для каждого
Из
Нас как
Ангел-хранитель.
Полякова Лера
(7 класс)
Миниатюра по опорному слову Россия
Родная Россия!
Одна ты такая!
С тобой не расстанусь,
тебя покидая!
С тобой буду вечно,
И думаю
Я, что нет на свете
чудесней тебя!
Кузьминых Надя
(7 класс)
Создаем образ - наблюдаем над этим образом в художественном тексте
Капель
эпитеты: солнечная, радостная, сказочная, веселая;
олицетворения: плачет, играет;
сравнение: капель как слезы, капель словно музыка.
Игорь Северянин
Вы понимаете, что значит
Просолнеченная капель?-
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.
Через ассоциации к художественному произведению
снег облако гармония
↑
ромашка белый чистота
↓
ландыши лебедь аист
Отрывок из рассказа Владимира Солоухина «Третья охота»
«Есть деревья красно-бурые и серые, черные и зеленые… Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и еще непривычен для глаз, смотревших до сих пор на черную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всем зеленом царстве нет подобного дерева, оно одно».
«Продолжите предложение»
Я в мир пришел, чтобы…
сделать людей счастливыми;
делать людям добро;
совершать хорошие поступки.
«Я в мир пришел, чтобы видеть Солнце»(Бальмонт).
«Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.
Мне нечего сказать вам на прощанье»
(В.П.Астафьев).
В.П.Астафьев «Падение листа»
«Я подставил руку. Словно учуяв тепло, лист зареял надо мной и (…) опустился на ладонь».
Творческая разминка (7класс)
Определите предмет поэтического обращения в стихотворении Решетникова.
Да видят все, кто не ослеп:
Ты по-особому красива.
Стихотворение Решетникова
Рука, дарующая хлеб,
Длань, поднимающая ниву, -
Да видят все, кто не ослеп:
Ты по-особому красива.
Задания творческой разминки
Определите смысловую нагрузку местоимения «ты».
Найдите слова, соотносимые с этим местоимением (учащиеся составляют цепочку ключевых слов: рука, длань, ты).
Определите стилистическую окраску слова «длань» (высокое, старославянизм).
Почему поэт утверждает: «Ты по-особому красива»?
Найдите слова-соответствия в самом тексте (Рука «по-особому красива», потому что - «дарующая хлеб»).
«Книгу бы написать такую - солнечную. Налить ее радостью до краев и сказать всему человечеству…» (Неверов.)
Что бы вы сказали в «солнечной книге» всему человечеству? 8 класс
«Будьте добрее к людям» (Н.Никулина).
«Мама - это самый дорогой человек на земле. Берегите и цените материнскую любовь» (П.Сюбар).
«Любите природу! Цените ее. Храните ее и берегите от злых людей – ведь это самое главное в жизни». (Я.Васильева).
«Берегите то, что с трудом дается. Цените то, что есть у вас…И книгу берегите: она помощник ваш». (Т.Самойлова).
Что бы я написал (а) в «Солнечную книгу»? 11 класс
Какой-нибудь стишок (пока ещё не придумала), солнечный, добрый, «мягкий и пушистый»! (Надя Кузьминых).
«Солнечная книга» – о добре и счастье, об искоренении зла, о любви, о Боге, о связи природы с человеком –идиллия… (Маша Боброва).
Что бы я написал (а) в «Солнечную книгу»? 11 класс
О дожде – он прекрасен!
О небе, звёздах, ветре, о любви…
(Маша Лакеева).
В «Солнечную книгу» я бы написала о достижениях и победах нашего класса. Ведь совсем скоро мы скажем любимой школе: «До свидания». Мы, как птенцы, покинем родное гнездо, а память о нашем школьном братстве сохранилась бы в книге.
(Юля Незванова).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.