«Речь начинается с образов»
мир мыслей мир чувств
ребенок воспринимает мир в образах;
утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего мира
«подростковая дыра» художественного развития
Актуальность
Современная социокультурная ситуация:
расшатывание норм языка;
снижение словесной культуры.
Развитие речи - процесс развития всех компонентов языковой способности, развития чувства языка и творческого отношения к слову.
Ожидания
Повышение уровня эстетической и речевой культуры;
достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника;
воспитание у учащихся способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте;
учиться самостоятельно входить в мир художественного произведения.
Затруднения в реализации
Проблема нехватки и перераспределения учебного времени (в старших классах 1 час русского языка в неделю);
падение интереса учащихся к художественной литературе;
приоритет прагматического отношения к жизни у части школьников.
Риски
Как перераспределить учебное время, чтобы эстетическая сторона родного языка не терялась за важной и трудоёмкой работой по подготовке к государственной аттестации выпускников?
Задачи
научить учащихся наблюдать за выразительными средствами, наиболее характерными для текста;
дать понятие об основных изобразительно-выразительных средствах речи;
развивать у школьников навыки творческого использования богатства языка в собственной речевой практике;
развивать образное, ассоциативное мышление.
Сочинение-миниатюра
Первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй шаг – пишем свои этюды.
Первый шаг – создаем образ, подбирая эпитеты, метафоры, олицетворения, оксюмороны и т. д.; второй шаг – пишем миниатюры..
«Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Урок словесности в 6 классе
Этюд-игра
«Попробуем на минутку превратиться в цветы. В какие?»
На полянке пегой Поднимается цветок. У него из снега Отложной воротничок. Весь как на ладошке, Против ветра налегке, Встал на тонкой ножке
С колокольчиком в руке. М. Сырова
Стихотворение Елизаветы Стюарт «Весна опять разводит нежность»
Весна опять разводит нежность –
Бледнеет небо от весны!
У ног моих цветок подснежный
Ещё досматривает сны
Проснётся,
в мире всё –
Начало.
И не отвесть влюблённых глаз.
Я столько лет весну встречала…
Но он-то,
он-то в первый раз!
Самуил Маршак
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку
Средства выразительности речи
Лес, теплом разбуженный (олицетворение).
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат. (метафора)
У колокольчиков весны… (перифраз)
Природой бережно спеленатый… (олицетворение)
Прохладен, хрупок и душист… (эпитет)
Счастливую тоску… (оксюморон)
Отрывок из рассказа Владимира Солоухина «Третья охота»
«Есть деревья красно-бурые и серые, черные и зеленые… Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и еще непривычен для глаз, смотревших до сих пор на черную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всем зеленом царстве нет подобного дерева, оно одно».
Задания творческой разминки
Определите смысловую нагрузку местоимения «ты».
Найдите слова, соотносимые с этим местоимением (учащиеся составляют цепочку ключевых слов: рука, длань, ты).
Определите стилистическую окраску слова «длань» (высокое, старославянизм).
Почему поэт утверждает: «Ты по-особому красива»?
Найдите слова-соответствия в самом тексте (Рука «по-особому красива», потому что - «дарующая хлеб»).
Что бы вы сказали в «солнечной книге» всему человечеству? 8 класс
«Будьте добрее к людям» (Н.Никулина).
«Мама - это самый дорогой человек на земле. Берегите и цените материнскую любовь» (П.Сюбар).
«Любите природу! Цените ее. Храните ее и берегите от злых людей – ведь это самое главное в жизни». (Я.Васильева).
«Берегите то, что с трудом дается. Цените то, что есть у вас…И книгу берегите: она помощник ваш». (Т.Самойлова).
Что бы я написал (а) в «Солнечную книгу»? 11 класс
Какой-нибудь стишок (пока ещё не придумала), солнечный, добрый, «мягкий и пушистый»! (Надя Кузьминых).
«Солнечная книга» – о добре и счастье, об искоренении зла, о любви, о Боге, о связи природы с человеком –идиллия… (Маша Боброва).
Что бы я написал (а) в «Солнечную книгу»? 11 класс
О дожде – он прекрасен!
О небе, звёздах, ветре, о любви…
(Маша Лакеева).
В «Солнечную книгу» я бы написала о достижениях и победах нашего класса. Ведь совсем скоро мы скажем любимой школе: «До свидания». Мы, как птенцы, покинем родное гнездо, а память о нашем школьном братстве сохранилась бы в книге.
(Юля Незванова).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.