Речевое разитие детей.
Оценка 4.8

Речевое разитие детей.

Оценка 4.8
docx
21.12.2023
Речевое разитие детей.
Речевое развитие детей.docx

                           Речевое развитие детей.

Сензитивные периоды - это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом. По сути, каждый период представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного навыка или чувства, для овладения каким-то конкретным видом знаний.

Для родителей и воспитателей особенно важен следующий факт: сензитивные периоды приходят, проходят и больше никогда не повторяются. Если ребенок за это время не смог или не успел овладеть соответствующими умениями – ему придется это делать потом с большими трудностями.

Вызвать наступление сензитивного периода или задержать его невозможно никак. Однако можно воспользоваться их естественным циклом и создавать наиболее благоприятную обстановку для развития у ребенка качеств и навыков, соответствующих его сензитивному периоду.

При этом необходимо учитывать два момента: такие периоды универсальны, их проходят все дети без исключения. И они индивидуальны, - начинаются и заканчиваются у всех в разное время. Приведенные ниже возрастные рамки – это среднестатистические данные, а не точная схема развития вашего ребенка.

Взрослые – и педагоги, и родители – должны уметь определять сензитивный период, в котором находится ребенок; подмечать его особенности и предоставлять малышу возможность заниматься именно тем, что им в данный момент дается наиболее просто и естественно. Желательно также попытаться предвидеть наступление следующего периода и подготовиться к нему заблаговременно.

Все сензитивные периоды следуют одной схеме: постепенное начало, которое сложно заметить, если не работать с ребенком целенаправленно. Затем совершенно очевидный пик интенсивности (так называемая точка максимума), и тоже постепенный спад. Кроме того, одновременно могут проходить несколько сензитивных периодов, однако максимума они будут достигать в разное время.

Методика Монтессори строится на использовании сензитивных периодов в обучении детей. Мария Монтессори понимала, что, если дети вынуждены что-либо осваивать вне благоприятного сензитивного периода, это дается им тяжелее или же результат не достигается вовсе. Специальная «подготовленная среда» монтессори-классов предоставляет ребенку все необходимое для удовлетворения его естественных потребностей к познанию и способствуют развитию полноценной личности.

Основные сензитивные периоды развития ребенка от 0 до 6 лет.

Сензитивный период развития речи - от 0 до 6 лет - самый продолжительный период, который начинается еще до рождения ребенка. Он делится на этапы продолжительностью около полугода, во время которых ребенок овладевает различными навыками речи, постепенно переходя от подражания звукам к развитой речи и обучению чтению и письму.

Сначала ребенок воспринимает речь и учится повторять услышано. Затем – обычно примерно в 1 год – он начинает произносить слова, и где-то до 2-2,5 лет идет активное накопление словарного запаса. В этом период ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, «адаптируя» для него нормальную взрослую речь. Сейчас ребенку наиболее легко дается запоминание слов и правил языка, поэтому не лишайте его возможности слышать «как надо». Кстати, именно в этот период можно при необходимости вводить второй язык - при наличии многоязыковой среды или двуязычных семей.

Около 4 лет ребенок начинает сознательно пользовать речью и осваивать символическое изображение звуков (буквы). В 4 - 4,5 года при правильной подготовке ребенок естественным образом начинает писать, а около пяти лет, на последнем этапе этого сензитивного периода, - читать.

Сензитивный период восприятия порядка – от 1.5 до 3 лет, пик интенсивности приходится на 2 - 2,5 года. Этот период впервые был выделен самой Марией Монтессори.

Порядок помогает ребенку ориентироваться в незнакомом ему пока мире. Он особенно необходим ему на интенсивном этапе в трех сферах: в помещении (в окружении ребенка), во времени и в общении со взрослыми. Первое достаточно очевидно и не требует пояснений (хотя в Монтессори-методике существуют определенные тонкости).

Порядок во времени – это прежде всего режим дня, благодаря которому малыш учится ощущать внутреннее время и уверенней ориентируется во внешнем мире. Обычно он устанавливается на первом году жизни, но имейте в виду, что вы должны учитывать при этом не только собственные желания, но и предпочтения ребенка, находя устраивающий всех компромисс.

Порядок в общении со взрослыми зависит, в отличие от предыдущих двух, только от нас с вами. Он заключается в том, что требования к ребенку должны быть логичными, конкретными и постоянными. Если все время добиваться от ребенка разного, он никогда не научится действовать самостоятельно, потому что не сможет понять, что необходимо делать.

Сензитивный период сенсорного развития – тоже довольно длинный, примерно от 0 до 5,5 лет. Он тоже состоит из многочисленных и достаточно коротких этапов, во время которых ребенок наиболее восприимчив к различным характеристикам окружающих его вещей.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос есть два ответа. Первый предполагает создание теоретической модели на основе среднестатистических данных, которая на практике практически неприменима: все дети - разные.

Второй ответ дает Мария Монтессори, и заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду, а точнее — о “свободной работе” детей, когда они могут и учатся свободно реализовывать познавательную активность.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов – от 1,5 до 2,5 лет. В большинстве случаев совершенно очевиден и причинят родителям немало хлопот: ребенок часто манипулирует мелкими предметами, что кажется опасным. Но таким образом ребенок познает, что мир состоит из мелких частей; поэтому взрослые должны дать ему возможность удовлетворять свой интерес, не пренебрегая безопасностью.

Сензитивный период развития движений и действий –  от 1 до 4 лет. Невероятно важен, потому что в этом возрасте физическое развитие становится основной психологического. Как и остальные длительные периоды делятся на этапы, во время которых ребенка привлекают конкретные типы движений и занятий.

Естественное стремление ребенка к физической активности учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с монтессори-материалом. Например, место для работы располагается на некотором расстоянии от полки, где он хранится материал, чтобы ребенок мог перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Сензитивный период развития социальных навыков – от 2,5 до 6 лет. Ребенок проявляет интерес к социальным нормам и вежливому поведению. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д. поэтому в этот период необходимо заложить основы культурного поведения (некультурному он, к сожалению, потом научится сам).

Знание об основных сензитивных периодах помогут гармоничному и своевременному развитию ребенка — ведь Вы сможете в самое подходящее время упражняться в развитии органов чувств, освоении навыков социальной жизни, речи и т.д.


 

Речевое развитие детей. Сензитивные периоды - это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом

Речевое развитие детей. Сензитивные периоды - это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом

Сензитивный период развития речи - от 0 до 6 лет - самый продолжительный период, который начинается еще до рождения ребенка

Сензитивный период развития речи - от 0 до 6 лет - самый продолжительный период, который начинается еще до рождения ребенка

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2023