Речевое
развитие детей.
Сензитивные периоды -
это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и
поведения в целом. По сути, каждый период представляет собой наиболее
благоприятное время для развития того или иного навыка или чувства, для
овладения каким-то конкретным видом знаний.
Для родителей и воспитателей особенно важен
следующий факт: сензитивные периоды приходят, проходят и больше никогда не
повторяются. Если ребенок за это время не смог или не успел овладеть
соответствующими умениями – ему придется это делать потом с большими
трудностями.
Вызвать наступление сензитивного периода или
задержать его невозможно никак. Однако можно воспользоваться их естественным
циклом и создавать наиболее благоприятную обстановку для развития у ребенка
качеств и навыков, соответствующих его сензитивному периоду.
При этом необходимо учитывать два момента: такие
периоды универсальны, их проходят все дети без исключения. И они индивидуальны,
- начинаются и заканчиваются у всех в разное время. Приведенные ниже возрастные
рамки – это среднестатистические данные, а не точная схема развития вашего
ребенка.
Взрослые – и педагоги, и родители – должны уметь
определять сензитивный период, в котором находится ребенок; подмечать его
особенности и предоставлять малышу возможность заниматься именно тем, что им в
данный момент дается наиболее просто и естественно. Желательно также попытаться
предвидеть наступление следующего периода и подготовиться к нему
заблаговременно.
Все сензитивные периоды следуют одной схеме:
постепенное начало, которое сложно заметить, если не работать с ребенком
целенаправленно. Затем совершенно очевидный пик интенсивности (так называемая
точка максимума), и тоже постепенный спад. Кроме того, одновременно могут
проходить несколько сензитивных периодов, однако максимума они будут достигать
в разное время.
Методика Монтессори строится на использовании
сензитивных периодов в обучении детей. Мария Монтессори понимала, что, если
дети вынуждены что-либо осваивать вне благоприятного сензитивного периода, это
дается им тяжелее или же результат не достигается вовсе. Специальная
«подготовленная среда» монтессори-классов предоставляет ребенку все необходимое
для удовлетворения его естественных потребностей к познанию и способствуют
развитию полноценной личности.
Основные сензитивные периоды развития ребенка от
0 до 6 лет.
Сензитивный период развития речи - от 0 до 6 лет - самый продолжительный
период, который начинается еще до рождения ребенка. Он делится на этапы продолжительностью
около полугода, во время которых ребенок овладевает различными навыками речи,
постепенно переходя от подражания звукам к развитой речи и обучению чтению и
письму.
Сначала ребенок воспринимает речь и учится
повторять услышано. Затем – обычно примерно в 1 год – он начинает произносить
слова, и где-то до 2-2,5 лет идет активное накопление словарного запаса. В этом
период ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, «адаптируя» для него
нормальную взрослую речь. Сейчас ребенку наиболее легко дается запоминание слов
и правил языка, поэтому не лишайте его возможности слышать «как надо». Кстати,
именно в этот период можно при необходимости вводить второй язык - при наличии
многоязыковой среды или двуязычных семей.
Около 4 лет ребенок начинает сознательно
пользовать речью и осваивать символическое изображение звуков (буквы). В 4 -
4,5 года при правильной подготовке ребенок естественным образом начинает
писать, а около пяти лет, на последнем этапе этого сензитивного периода, -
читать.
Сензитивный период восприятия порядка – от 1.5 до 3 лет, пик интенсивности
приходится на 2 - 2,5 года. Этот период впервые был выделен самой Марией
Монтессори.
Порядок помогает ребенку ориентироваться в
незнакомом ему пока мире. Он особенно необходим ему на интенсивном этапе в трех
сферах: в помещении (в окружении ребенка), во времени и в общении со взрослыми.
Первое достаточно очевидно и не требует пояснений (хотя в Монтессори-методике
существуют определенные тонкости).
Порядок во времени – это прежде всего режим дня,
благодаря которому малыш учится ощущать внутреннее время и уверенней
ориентируется во внешнем мире. Обычно он устанавливается на первом году жизни,
но имейте в виду, что вы должны учитывать при этом не только собственные
желания, но и предпочтения ребенка, находя устраивающий всех компромисс.
Порядок в общении со взрослыми зависит, в
отличие от предыдущих двух, только от нас с вами. Он заключается в том, что
требования к ребенку должны быть логичными, конкретными и постоянными. Если все
время добиваться от ребенка разного, он никогда не научится действовать
самостоятельно, потому что не сможет понять, что необходимо делать.
Сензитивный период сенсорного развития –
тоже довольно длинный, примерно от 0 до 5,5 лет. Он тоже состоит из
многочисленных и достаточно коротких этапов, во время которых ребенок наиболее
восприимчив к различным характеристикам окружающих его вещей.
В каком порядке чередуются эти более короткие
периоды?
На этот вопрос есть два ответа. Первый
предполагает создание теоретической модели на основе среднестатистических
данных, которая на практике практически неприменима: все дети - разные.
Второй ответ дает Мария Монтессори, и
заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском
саду, а точнее — о “свободной работе” детей, когда они могут и учатся свободно
реализовывать познавательную активность.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов
– от 1,5 до 2,5 лет. В
большинстве случаев совершенно очевиден и причинят родителям немало хлопот:
ребенок часто манипулирует мелкими предметами, что кажется опасным. Но таким
образом ребенок познает, что мир состоит из мелких частей; поэтому взрослые
должны дать ему возможность удовлетворять свой интерес, не пренебрегая
безопасностью.
Сензитивный период развития движений и действий
– от 1 до 4 лет.
Невероятно важен, потому что в этом возрасте физическое развитие становится
основной психологического. Как и остальные длительные периоды делятся на этапы,
во время которых ребенка привлекают конкретные типы движений и занятий.
Естественное стремление ребенка к физической
активности учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с
монтессори-материалом. Например, место для работы располагается на некотором
расстоянии от полки, где он хранится материал, чтобы ребенок мог перед работой
удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные
части.
Сензитивный период развития социальных навыков – от 2,5 до 6 лет. Ребенок проявляет
интерес к социальным нормам и вежливому поведению. Он желает знать, как вежливо
попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как
поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д. поэтому в этот период
необходимо заложить основы культурного поведения (некультурному он, к
сожалению, потом научится сам).
Знание об основных сензитивных периодах помогут
гармоничному и своевременному развитию ребенка — ведь Вы сможете в самое
подходящее время упражняться в развитии органов чувств, освоении навыков
социальной жизни, речи и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.