РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Оценка 4.8

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Оценка 4.8
Контроль знаний +3
docx
русский язык +2
Детсад
08.07.2018
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими и наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
6.docx
РЕЧЕВОЕ   РАЗВИТИЕ   В   УСЛОВИЯХ   ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Павлова Е.Н.,  учитель­логопед  МДОУ «Детский сад №3» Воспитание правильной и чистой речи у ребенка ­ одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку в детском саду. Ребенок   с   хорошо   развитой   речью   легко   вступает   в   общение   с окружающими   и   наоборот,   неясная   речь   ребенка   весьма   затрудняет   его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.  Работа   над   усвоением   родного   языка,   а   также   подготовка   к формированию   правильной   речи   происходит   в   рамках   образовательной программы «Коммуникация», составной частью которой является работа над звуковой культурой речи. Рассмотрим основные направления работы над речевым развитием детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и выделим ключевые аспекты. Культура   речи   —   это   умение   правильно   в   соответствии   с содержанием   излагаемого,   с   учетом   условий   речевого   общения   и   цели высказывания   пользоваться   всеми   языковыми   средствами.   При   этом звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.  О.И.   Соловьева,   определяя   основные   направления   работы   по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного   произношения   слов   согласно   нормам   орфоэпии   русского языка,   воспитание   отчетливого   произношения   (хорошей   дикции), воспитание выразительности детской речи». Иногда   работа   воспитателя   по   формированию   правильной   речи   у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда   по   исправлению   недостатков   произношения   звуков.   Однако воспитание   звуковой   культуры   речи   не   следует   сводить   только   к формированию   правильного   произношения   звуков.   Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением   слов,   умением   пользоваться   голосом,   приучает   детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые   логопедические   приемы,   так   же   как   и   логопед,   (кроме исправления   речи),   он   занимается   пропедевтической   работой, направленной на предупреждение недостатков речи. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Работа   над   речевым   развитием   детей     включает   в   себя   различные разделы и направления. Воспитание звуковой культуры речи включает в себя   формирование   четкой   артикуляции   звуков   родного   языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость   голоса,   нормальный   темп   речи   и   различные   интонационные средства   выразительности.   Звуковая   культура   речи   формируется   и развивается   на   основе   хорошо   развитого   речевого   слуха.   Воспитание речевого   слуха   сводится   к   постепенному   развитию   его   основных компонентов: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание   и   его   направление),   фонематический   слух,   способность воспринимать данный темп и ритм. При этом развитие артикуляционного аппарата сводится не только к работе над речевым дыханием, то есть умением производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, но и к умению регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения, формированию правильного произношение всех звуков родного языка. При этом воспитатель должен иметь некоторые представления об основных нарушениях речи, для того чтобы своевременно выявив их, направить ребенка к учителю­логопеду. Рассмотрим   сущность   работы   по   каждому   разделу   формирования звуковой культуры речи в дошкольном образовательном учреждении. 1. Развитие речевого слуха. В начальный период формирования речи развитие  основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети   умеют   узнавать   изменения   голоса   по   высоте   в   соответствии   с эмоциональной окраской речи и тембру, а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, то есть его акцентно­слоговую структуру в единстве   с   темпом   речи.   В   дальнейшем   в   развитии   речи   большую   роль играет формирование фонематического слуха, способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.   Хорошо   развитый   речевой   слух   обеспечивает   четкое,   ясное   и правильное произношение  всех  звуков  родного  языка,  дает  возможность правильно   регулировать   громкость   произнесения   слов,   говорить умеренным темпом, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата. Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение   и   понижение   голоса,   усиление   или   ослабление   громкости, ритмичность,   плавность,   ускорение   и   замедление   речи,   тембральную окраску. 2. Развитие   артикуляционного   аппарата.   Речевые   звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения   данного   звука,   называется   артикуляцией.   Нарушения   в строении  артикуляционного   аппарата,   например,   короткая   подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое небо и другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения.   Но   если   у   ребенка   хорошая   подвижность   органов артикуляционного   аппарата,   хороший   речевой   слух,   то   он   способен компенсировать   недостатки   звукопроизношения.  Поэтому   задачами педагога на данном этапе являются:  • • • развитие подвижности языка;  развитие достаточной подвижности губ;  развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении. 3. Работа   над   развитием   речевого   дыхания.   Речевое   дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом   дыхании   за   вдохом   сразу   следует   выдох,   затем   пауза.   При речевом   дыхании   за   вдохом   следует   пауза,   а   затем   плавный   выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает   условия   для   поддержания   соответствующей   громкости   речи, четкого   соблюдения   пауз,   сохранения   плавности   речи   и   интонационной выразительности.   Несовершенства   речевого   дыхания   как   неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса   воздуха,   отрицательно   влияющие   на   развитие   речи   детей дошкольного   возраста,   могут   быть   обусловлены   неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых. При этом дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как   правило,  имеют   тихую   речь,   затрудняются   в  произнесении   длинных фраз.   Поэтому   воспитатель   должен   использовать   специальные   игровые упражнения,   вырабатывать   свободный,   плавный,   удлиненный   выдох,   а также   путем   подражания   речи   педагога   воспитывать   умение   правильно использовать его. 4. Работа  над  голосом. Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека. Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество   зависит   от   совместной   работы   дыхательного,   голосового   и артикуляционного   аппаратов.   Нередко   у   детей   дошкольного   возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжением   голосовых   связок,   вызываемым   постоянно   громкой напряженной   речью,   неправильным   использованием   тона   голоса,   не соответствующим   диапазону   голоса   ребенка.  Поэтому   воспитателю необходимо: • • развивать в играх основные качества голоса  ­ силу и высоту; приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с  различными ситуациями. 5. Дошкольный   возраст   является   наиболее   благоприятным   для формирования правильного произношения всех   звуков   родного языка. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органон артикуляционного   аппарата,   речевое   дыхание,   если   они   умеют   владеть своим   голосом.   Нарушения   звукопроизношения   могут   быть   вызваны дефектами   речевого   аппарата,   недостаточной   подвижностью   органов артикуляции,   Снижение физического   слуха,   небрежное   отношение   к   своей   речи,   усвоение неправильной   речи   окружающих   также   могут   приводить   к   недостаткам произношения. Воспитатель должен научить детей правильно произносить все   звуки   в   любой   позиции   и   при   различной   структуре   слова,   вовремя выявить детей с недостатками  речи и при необходимости своевременно направить их в специалистам.   недоразвитием   фонематического   слуха. 6. Работа над дикцией. Хорошая дикция формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием органов артикуляционного аппарата. Работа над дикцией  тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах,   ясным   произношением   всех   слов   во   фразах.   Постепенно   с воспитанием   умения   внимательно   слушать   речь   окружающих   и   свою,   с развитием   речевого   дыхания,   артикуляции,   совладением   голосом улучшается у ребенка дикция. Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически  правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать  речь окружающих и следить за четкостью своего произношения. 7. Работа над темпом речи и  интонационной выразительностью. Ребенок должен   уметь     правильно   использовать   интонационные   средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания   Речь   воспитателя   должна   быть   эмоциональной,   служить образцом интонационной выразительности. Все разделы работы  по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического   и   последовательного   проведения   игр   по   разделу «Коммуникация» воспитатель должен взять за основу работу над «живым» звуком слова, на каждом возрастном этапе постепенно усложняя материал, включая в него различные разделы.  Литература Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2­е изд. М., 2005.  Соловьева О.И. Методика развития речи в детском саду. 3­е изд. М., 1996.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018