«Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам»

  • docx
  • 24.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 8.docx

 «Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам»

урока: урок открытия нового знания

Цель: знакомство с различными речевыми формы запретов, закрепление умение задавать вопросы к словам.

Задачи:

Дидактическая: анализировать различные речевые формы запретов; повторить       функции букв е, ю.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, технику письма, умение списывать текст.

Воспитательная: воспитывать вежливость, культуру общения, интерес к урокам русского языка; создать условия для обсуждения интересов обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

-       умение задавать вопросы к словам;

-       умение различать слова, называющие предметы и действия;

-       развивать навык культурного общения.

Метапредметные:

Познавательные:

-       умение выполнять анализ, сравнение, классификацию объектов;

-       умение правильно строить свои рассуждения;

-       делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Регулятивные:

-       самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;

-       обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-       уметь оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

-       умение оформлять свои мысли в устной форме;

-       высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;

-       формировать умения взаимодействовать в парах в процессе самостоятельной работы.

Личностные:

-       принятие и освоение роли обучающегося;

-       осуществлять самоконтроль при выполнении заданий;

-       готовность к обучению, положительное отношение к русскому языку;

-       проявлять интерес к познавательной деятельности.

Методы: наглядный, практический, словесный

Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник «Русский язык», рабочая тетрадь «Русский язык» №1, авторы: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, программа «Школа ХХI века», 1 класс             


 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок сейчас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Мы начнём урок русского языка.

- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. И пусть хорошее настроение поможет вам на уроке быть внимательными, доброжелательными по отношению друг к другу и прилежными учениками.

 

 

Приветствуют учителя

 

2. Актуализация знаний в пробном учебном действии

- Ребята, откроем тетради, запишем число, классная работа.

Минутка чистописания

- Откройте рабочие тетради на странице 46, выполните упражнения 1-2. Соблюдая каллиграфические правила

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку

 

3. Выявление места и причины затруднения

- Сейчас мы посмотрим отрывки из мультфильма «Фиксики».

В этом отрывке из «Фиксиков» вы увидели, как Димдимыч запретил Нолику открывать шоколадный шар.

- А кто помнит, Нолик открыл или нет, этот шар?

- А как можно было бы выразить запрет, чтобы Нолик не открыл шоколадный шар?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Верно! Тема урока «Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет»

 

 

 

 

 

Дети смотрят мультфильм

 

 

Нет

 

Ответы детей

 

Запретные слова

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Ребята, давайте мы с вами определим цель нашего урока.

Рубрика «Давай подумаем» страница в учебнике 162.

- Давайте вместе подумаем, какие выражения можно использовать только в критической ситуации, когда есть реальная опасность для жизни?

- Какие выражения подойдут в обычной ситуации?

- Выполним упражнение 1 на странице 163

 

 

Научится правильно выражать слова, обозначающие запреты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прекратите немедленно, брось это сейчас же, быстро убери руки!

 

Будьте добры, не подходите близко к клетке! Немедленно отойдите, здесь стоять нельзя! Я очень прошу тебя так не делать!

 

 

 

Дети записывают в тетрадь один вежливый запрет

5. Реализация построенного проекта

- Выполним упражнение 2 на странице 163

Прочитать задание. Найти и выписать слова в которых буквы е,ю не обозначают мягкости предшествующего согласного.

- Ребята, какие слова можно выписать и почему?

Дети выписывают слова: ел, объелся, рыбою, улыбается. (целый)…

- Посмотрим на ответы ребят в учебник. Кто из них правильно ответил?

Сопоставить свои ответы с приведёнными в учебнике

 

 

 

 

 

 

 

 

Ел – потому буква е стоит перед буквой л, она ее не смягчает.

Объелся – буква е не смягчает ни букву б, потому что стоит твердый знак, ни букву л, потому буква е стоит перед буквой л.

Рыбою – буква не смягчает никакую букву, она стоит в самом конце

Улыбается – буква е не смягчает букву т, так как она стоит перед буквой т.

 

Правильно справилась с заданием только Оля, так как Серёжа не указал слово целый, в котором буква е не обозначает мягкости предшествующего согласного. Звук [ц] – непарный твёрдый.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок.

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает,

(потягиваемся)

Шейку моет, щечки трет.

(делаем соответственные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять

Хомка сильным хочет стать.

(показываем сильный).

- Выполним упражнение 3 на странице 164

- Какие слова из упражнение 2 будут отвечать на вопросы кто?, что делал?

- Какие слова будут отвечать на вопросы кто?, что сделал?

- Какой вопрос мы зададим к слову лень?

- Какой вопрос зададим к слову одолела

- Какой вопрос зададим к слову тюлень?

- Как мы ответим на вопрос что делает?

- Молодцы! Теперь выполним упражнение 4 самостоятельно! Спишите текст, соблюдая каллиграфию. Не забывайте выделять сочетания, если они вам встретятся.

 

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(кто?) тюлень (что делал?) ел

(кто?) тюлень (что сделал?) объелся

 

(что?) лень

(что сделала?) одолела

(кто?) тюлень

Лежит, улыбается

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Откройте рабочие тетради на странице 49-50, и выполните самостоятельно задание 7

 

 

 

 

Самостоятельное выполнение задания

8. Включение в систему знаний и повторение

Словарная работа. Работа в паре.

КАРТОЧКИ «Вставьте пропущенную букву».

Слова: картина, Москва, ребята, деревня, город, ученик, учитель, спасибо.

 Проверка: У каждого на парте буквы: а, о, и. е. на экране показываются слова с пропущенной буквой. У кого есть такая буква, он поднимает её.

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание

 

9. Рефлексия (итог урока)

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли цель? Каким способом?

-Какие затруднения в деятельности испытывали?

- Как находили выход из затруднений?

-Покажите кружочки: зелёные («Мне было всё понятно на уроке»), жёлтые («Мне было интересно на уроке, но я испытывал небольшие затруднения»), красные («Мне урок показался трудным»).

-Что бы вы хотели ещё сделать?

-Закончите фразу:

Теперь я знаю …

Теперь я могу….

Мне было трудно …

 

Ответы обучающихся

Да

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают свою работу на уроке