«Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: формирование умений использовать слова извинения в различных ситуациях, знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.
Задачи:
Дидактическая: сформировать умение использовать слова извинения в различных ситуациях.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, технику письма, умение списывать текст.
Воспитательная: воспитывать вежливость, культуру общения, интерес к урокам русского языка; создать условия для обсуждения интересов обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение применять правило правописания безударного проверяемого гласного в корне слова;
- умение использовать слова извинения в различных ситуациях;
- развивать навык культурного общения.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение выполнять анализ, сравнение, классификацию объектов;
- умение правильно строить свои рассуждения;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- формировать умения взаимодействовать в парах в процессе самостоятельной работы.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- осуществлять самоконтроль при выполнении заданий;
- готовность к обучению, положительное отношение к русскому языку;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Методы: наглядный, практический, словесный
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник «Русский язык», рабочая тетрадь «Русский язык» №1, авторы: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, программа «Школа ХХI века», 1 класс
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности - Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно. В мире много интересного Вам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Давайте договоримся, что за активную работу на уроке каждый из вас будет получать зелёный листок. В конце урока мы подведём итог вашей работ |
Приветствуют учителя
|
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии - Откроем тетради, запишем число, классная работа, выполним минутку чистописания. Минутка чистописания А о А о А о - Сегодня мы с вами продолжим разговор о речевом этикете. - Что такое речевой этикет? - А что помогает нам общаться друг с другом? - Какая бывает речь? - Какую речь называют устной? А какую письменной? Ребята, хорошо, что мы, люди, умеем говорить, пользуемся речью. |
Правила поведения при общении
Речь Устная и письменная Устная, когда мы слышим или говорим, письменная пишем или читаем |
3. Выявление места и причины затруднения - Давайте вспомним, какие слова красят нашу речь. - Вспомните их. - А почему они «волшебные»? - Давайте представим, что наша речь – это жёлтый круг – диск солнца, а волшебные слова – это жёлтые полоски – солнечные лучи. Получается солнце с лучиками. - Посмотрите, как светло стало в нашем классе от добрых и волшебных слов. - Какие из этих «волшебных» слов мы используем, если провинились? - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Так вот сегодня мы с вами и поговорим о словах извинения в различных ситуациях. Тема урока: «Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения» |
Вежливые (волшебные) слова
Ответы детей Мнение детей Дети называют «волшебные» слова и прикрепляют полоски с ними вокруг желтого круга: «пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания, будьте добры, простите, извините»
Извините, простите пожалуйста
Слова извинения |
4. Построение проекта выхода из затруднения - Ребята, давайте мы с вами определим цель нашего урока. - Откроем учебник на странице 124. Посмотрим на упражнение 1.
- Почему опоздал ученик? Что следует сделать ученику за опоздание? - Как войти в класс, если опоздали на урок? Как это можно сделать? - Прочтём предложенные автором варианты извинения за опоздание. Выберем из них правильные слова извинения. - Почему нельзя опаздывать? |
Научится использовать в речи вежливые слова-извинения
Читает один ученик
Ответы детей Извиниться
Дети высказывают свое мнение
Дети читают предложенные слова, и выбирают подходящие
Ответы детей |
5. Реализация построенного проекта - Выполним упражнение 2 (стр.125). Чтение текста учителем. - Почему Алёша не понял свою учительницу? - Какие слова произнесла учительница в конце текста? - Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по–разному, называются омофонами. А чтобы нам не запутаться, надо вспомнить о родственных словах и позвать их на помощь. - Какие слова называются родственными? Подберём родственные слова к данным словам (запись на доске и в тетрадях): Спишите, пишут, списывание, пишущая. (Выделить корень, поставить ударение). Не спешите, спешка, спешат, поспешный. (Выделить корень, поставить ударение). - В каких же случаях мы звук слышим ясно, чётко? - Какой же вывод можно сделать? Когда писать -и, а когда -е? - Выучим правило. Если гласный звук вызвал сомнение, Ты его немедленно поставь под ударение. - Прочитаем рубрику «Тайны языка» |
Он не понял значение слов «Спишите их. Только не спешите».
Близкие по смыслу
Под ударением
Ответы детей
Дети повторяют за учителем
Читает один ученик |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка Поднимает руки класс – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки вниз, вперёд смотри — это «три», Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать — это «пять». Всем ребятам тихо сесть — это «шесть». Словарная работа. Отгадать, кто это. - Мальчик, который учится в школе -…… - Как бы вы его написали? Учитель записывает это слово на доске, а дети записывают это слово в тетради 3 раза. Поставить ударение. Рассказать об этом слове. (). Запишем предложение под диктовку. Что для этого нужно вспомнить? Ученик учится в школе. - Посмотрим в учебнике упр. 5 (стр. 127-128). Правильно ли понял художник высказывания, и нарисовал иллюстрации к стихотворению? -Как называются слова, имеющие несколько значений? |
Дети выполняют физкультминутку
Ученик
3 слога, 3 гласных, 3 согласных: 2 мягких и 1 твёрдый, но переносить можно только уче-ник Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка
Нет
Многозначные |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону - Ребята, откроем рабочие тетради на странице 26, выполним номер 6. Впишите пропущенные буквы, и выберите в скобках правильное проверочное слово. - Проверьте себя. На слайде показаны правильные ответы. |
Самостоятельное выполнение задания |
8. Включение в систему знаний и повторение На доске дана запись: Серый волк в густом л…су встретил рыжую л…су. - Объясните! Какие буквы пропущены и почему? Спишите это предложение, вставив пропущенные буквы. 6). Если вы забудете правило, то можете допустить ошибку. Найдите в упр.4 на стр.127 в учебнике схему слова ошибка. Объясните свой выбор. |
Дети списывают предложение к себе в тетрадь
Подходит 2-я звуковая модель 1 звук – [а] - гласный 2 звук – [ш] – согласный, всегда твердый 3 звук – [ы] – гласный, ударный 4 звук – [п] – согласный, глухой 5 звук – [к] - согласный, глухой 6 звук – [а] – гласный, безударный |
9. Рефлексия (итог урока) - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? -Какое открытие вы для себя сделали? -Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность? - С каким настроением вы работали? Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению. Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее. Спасибо вам, ребята. Вы молодцы! |
Ответы обучающихся
Ответы детей
Дети выбирают смайлик |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.