Речевые игры на развитие фонематического слуха (Начальная школа слабослышащее отделение)

  • docx
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приложение 6.docx

Приложение 6

 

Речевые игры-упражнения

(Игры на развитие речевого и фонематического слуха)

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна –

 учитель высшей квалификационной категории

rimoiseeva@list.ru

ТОМСК

 

 

1)      Игра «Узнай настроение»

Задача: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание.

Описание. Каждый ребёнок водит по очереди, изображает человека с разным настроением: больного, весёлого, огорчённого, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.

2)      Игра «Прислушайся»

Задача: развить остроту слуха.

Описание. Игра проводится с классом из 4-5 детей. Дети сидят по кругу.

Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шёпотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребёнок не услышал своё имя, ведущий называет имя другого ребёнка. В ходе игры внимательным детям можно давать фишки в качестве приза.

3)      Игра «Слушай и выполняй»

Задача: научить ребёнка выполнять задание по словесной инструкции педагога.

Оборудование: различные игрушки и предметы, окружающие ребёнка.

Описание. Ведущий даёт одному из детей задание, например, взять пенал и положить его в ранец. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребёнок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) пенал в ранец». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются.

4)      Игра «Живые звуки»

Задача: наглядно показать ребёнку слияние звуков для образования слога.

Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д.), затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый): один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А]), другой - согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились», получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.

5)      Игра «Постучим»

Задача: развить слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок, совершенствовать навыки порядкового счета.

Оборудование: барабан или бубен.

Описание. Взрослый задаёт ритм, стуча по барабану или бубну, ребёнок слушает удары, закрыв глаза, а затем повторяет ритм и количество ударов, похлопав в ладоши, потопав ногой или подпрыгнув заданное количество раз.

 


 

Скачано с www.znanio.ru