Речевые ошибки
в Итоговом сочинении и в сочинении формата ЕГЭ
Е.В. Чулина,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 9, п. Чульман
Что такое речевая ошибка? Под речевыми ошибками понимаются любые случаи отклонения от языковых норм. А языковая (литературная) норма – это наиболее распространенные лексические, морфологические, синтаксические варианты. В школе изучают нормативную речь. И учителя обращают большое внимание на речевые ошибки. Наиболее часто в Итоговом сочинении и сочинении в формате ЕГЭ наблюдаются отклонения от нормы, связанные со словоупотреблением. Словоупотребление – это выбор слов, употребление их в речи, основанное на правилах и закономерностях точки зрения литературной нормы. Ошибки в выборе слова имеют своим следствием нарушения смысловой точности изложения и показывают уровень речевой культуры выпускника, степень владения им литературной речью.
1. Основная ошибка – использование слов не в том значении, которое они имеют в языке. Следует помнить. Что слова можно употреблять в строгом соответствии с их семантикой, то есть значением.
Ошибки, связанные с семантикой, многообразны. Самые грубые нарушения – это просто незнание слов. Приведу некоторые примеры из Итоговых сочинений и сочинений в формате ЕГЭ.
«Чехов в своем рассказе «Ионыч» показывает путь духовной опустошенности, до которой может снизойти человек». Снизойти – благосклонно, но высока обратить внимание на кого-либо или что-либо, проявить участие к кому-либо. Здесь скорее всего можно использовать слово дойти.
«Это произведение Н.В. Гоголя высоко оценили не только современники писателя, но и его предшественники». Здесь нужно – потомки. Кто такой предшественник? Тот, кто предшествовал кому-либо, предшествовать – происходить, существовать раньше, прежде чего-либо. А потомки – люди будущих поколений. Значит, произведения Н.В. Гоголя оценили не предшественники, а потомки.
Нередко наблюдаются смешение паронимов. Например, эффектный – эффективный, факт-фактор, реальный - реалистический, ближний - близкий.
2. Чтобы правильно употреблять слова в сочинении, необходимо учитывать не только значение, но и особенности их лексической сочетаемости, то есть их способность стоять рядом друг с другом. При этом следует иметь в виду, что одним словам свойственна практически неограниченная сочетаемость, которая обусловлена их предметно-логическими связями (деревянный стол, стул, пол, деревянная кровать, дверь и т.п.; идти в театр, в кино, в магазин, в школу, в институт и т.п.), другие же слова ограничены в своей сочетаемости (перочинный нож, играть роль, оказать помощь, иметь значение).
Распространенная ошибка – нарушение лексической сочетаемости.
«Софья играет большое значение для понимания образа Чацкого». Здесь следует написать: «имеет большое значение».
«Сколько было написано стихов с любовью к женщине, а потом эти стихи переложили на романсы, песни». В этой фразе сразу две ошибки: можно написать стихи о любви и переложить их на музыку.
Не украшают повествование и немотивированное использование в одном предложении однокоренных слов: «В начале рассказа автор знакомит с семьей Туркиных, которая всеми жителями города, где они живут, признана самой культурной».
3. Необходимо помнить о стилистической окраске слова. Выделяются стилистически возвышенные и стилистически сниженные слова. К первым относятся, например, историзмы, архаизмы, поэтическая лексика (влачить, очи, лик, грядущий), ко вторым – просторечна, вульгарная лексика (лодырь, трепло).
Большинство же слов являются нейтральными. Имея в виду эти моменты, необходимо правильно пользоваться словом.
Особенно часто в сочетаниях можно наблюдать слова и выражения официально-делового стиля, использованные немотивированно (канцеляризмы).
«По прибытии он знакомится с одной из семей города, семьей Туркиных». Выделенное слово - канцеляризм.
4. Незнание точного значения и структуры фразеологизма может также привести к ошибке. Иногда нарушается структура фразеологизма, одно (или несколько) слово фразеологизма немотивированно заменяется другим, не характерным для этого фразеологизма, или произвольно изменяется порядок слов во фразеологизме.
«Стихотворение «К Чаадаеву» кончается оптимистическим утверждением, дающим приговор самодержавию». Есть фразеологизм вынести приговор, но нет – дать приговор.
«Чичикову удается выйти из воды сухим». Нужно написать: выйти сухим из воды, поскольку именно такой порядок слов имеет этот фразеологизм.
5. Стремление сказать красиво, любование словом приводит к нелепостям.
«Любовь. Как «вечный двигатель» и спутник жизни, не может не изменяться». Но почему вечный двигатель и спутник жизни (?) должны изменяться?
Многие женщины вдохновляли поэта, ведь Пушкин был не только талантлив, но и красив как мужчина».
Стремление писать образно, эмоционально нередко приводит к противоположному результату: абсурдности, речевым ошибкам, неточностям.
Каковы же причины речевых ошибок в Итоговом сочинении и сочинении в формате ЕГЭ? Прежде всего выпускники не всегда знают точные значения даже тех слов, которые часто используются в речи. Иногда они имеют о них приблизительное представление. Да и словарный запас очень беден. Отсюда употребление штампованных выражений, канцеляризмов, неразличение стилистической окраски слов, нарушение их сочетаемости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.