Речевые упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки. Цель данных речевых упражнений: тренировка речевого дыхания при выполнении движений; развитие координации речи с точными выразительными движениями и жестами.Речевые упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт.Смирных
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Материал подготовила
учительлогопед:
Ушакова Людмила Михайловна пгт. Смирных
2018
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Котенок мамочку зовет:
— Мяумяу, мяумяу.
Он не напился молока:
— Маломало, маломало.
Покормит мама молочком:
— Мурмурмур, мурмурмур.
Свернется маленьким клубком:
— Урурур, урурур.
Потом с клубочком поиграет:
— Цапцапцап, цапцапцап.
И нитку быстро размотает:
— Апапап, апапап.
Бибиби —
Гудит машина.
Туктуктук —
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шушушу —
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Татата —
Вперед спешат.
Ходят часики — тиктак
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
— Бомбомбом, бомбомбом.
Гирю оттянули вниз.
Скрипскрипскрип,
Скрипскрипскрип.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет,
Чтобы завести завод.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Котенокшалун
Дети ритмично соединяют од
ноименные пальцы обеих рук.
Скрещивают пальцы рук, рит
мично опускают и поднимают
пальцы.
Ритмично поглаживают ладо
нью одной руки тыльную сто
рону другой.
Ритмично потирают кулачок о
кулачок.
Ритмично сжимают и разжи
мают пальцы рук.
Делают ритмичные круговые
движения указательных паль
цев вокруг друг друга.
Машина
Дети ритмично постукивают
кулачком одной руки о ладонь
другой.
Ритмично хлопают руками.
Ритмично потопывают ногами.
Потирают ладони.
Делают ритмичную «вертуш
ку» руками.
Часы
Дети сгибают руки в локтях
перед собой и ритмично
покачиваются из стороны в
сторону (руки—стрелки).
Ритмично хлопают руками.
Ритмично похлопывают по
телу сверху вниз.
Ритмично похлопывают по
телу снизу вверх.
Ритмично постукивают кулач
ком о кулачок. Туктуктук — они стучат.
— Туктуктук, — все говорят.
Завертелось колесо,
Вот другое в ход пошло.
Скрипскрипскрип, тарара.
Закрутилось до утра.
Ветерок листвой шумит:
Шушушу, шушушу.
В трубах громко он гудит:
Ууу, ууу.
Поднимает пыль столбом.
Бомбомбом, бомбомбом.
Дует он везде, кругом.
Гомгомгом, гомгомгом.
Может вызвать бурю он.
Страхстрах, страхстрах!
Не удержится и слон.
Axax, axax.
Майский вдруг закапал дождь.
Капкапкапкап.
И по лужам ты идешь.
Тактактактак.
Ветер шелестит листвой.
Шшшш.
Спрятал кудри под травой.
Тштштштш.
Дождь сильнее застучал.
Туктуктуктук.
Скоро дождик ливнем стал.
Туктуктуктук, туктуктук
тук.
Шлепшлепшлеп —
Иду по лужам.
Хлюпхлюпхлюп —
Вода в ботинках.
Капкапкап —
Мне зонтик нужен.
Опопоп —
Вода по спинке.
Бульбульбуль —
Упала шапка.
Ойойой, крутом вода.
Дадада, себя так жалко.
Ритмично «заводят мотор»
руками.
Ветер
Дети ритмично потирают ла
донь о ладонь.
Ритмично хлопают над голо
вой.
Ритмично топают ногами.
Ритмично переступая, повора
чиваются вокруг себя.
Поднимают руки в стороны и
делают вращательные движе
ния.
Ритмично покачивают головой.
Дождик
Дети ритмично щелкают паль
цами рук..
Ритмично притопывают.
Ритмично потирают ладонь о
ладонь.
Ритмично потирают ладонями
о колени.
Ритмично стучат указатель
ным пальцем одной руки о ла
донь другой.
Ритмично хлопают в ладоши.
Лужи
Дети ритмично постукивают
ладонями по ногам.
Ритмично притопывают
ногами.
Поднимают руки вверх и рит
мично щелкают пальцами с од
новременным движением рук
сверху вниз.
Скрещивают руки на груди и
ритмично похлопывают по
предплечьям.
Выполняют ритмичную пру
жинку.
Ритмично кружатся.
Ритмично кивают головой. Одевайтесь в дождь всегда!
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хихи, Хаха, Хохохо.
Удивлялись человечки:
— Хохо, хохо, хохохо!
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
— Хихихихихихихи.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
— Хаха, хаха, хахаха!
Улыбаются все люди —
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна.
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет.
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет.
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит.
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит.
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов.
И все живое сразу слышит
Весенний зов!
Веселые человечки
Дети ритмично хлопают.
Ритмично пожимают плечами.
Выполняют ритмичную пру
жинку.
Ритмично потряхивают голо
вой.
Ритмично притопывают
ногами.
Пришла Весна
Дети поднимают руки над го
ловой и ритмично хлопают.
Делают ритмичные повороты
туловища.
Ритмично шагают на месте.
Взмахивают обеими руками к
себе.
Ритмично щелкают пальцами
рук.
Потирают ладони.
Делают из пальцев «бутон»,
ритмично сжимают и разжи
мают пальцы.
— Жужужу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
Насекомые над лугом
Дети поднимают руки в сто
роны и ритмично ими машут,
как крылышками. — Зузузу, — комар пищит.
— Уфуфуф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гужу, гужу.
Я любого разбужу».
Ритмично «выбрасывают» ука
зательные пальцы вперед.
Ритмично притопывают
ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.
Птичка песенку поет:
— Тинь, тинь, тинь.
Скоро солнышко взойдет.
Тиньтиньтинь.
Комары проснутся скоро.
Тиньтиньтинь.
Вот тогда наемся вволю.
Тиньтиньтинь.
Деткам мошек принесу.
Тиньтиньтинь.
В клювик наберу росу.
Тиньтиньтинь.
Поучу птенцов летать.
Тиньтиньтинь.
Крылья смело расправлять.
Тиньтиньтинь.
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точкиточкиточки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
Чай душистый пьем, пыхтим: —
Уфуфуф, уфуфуф.
Отгоняем веткой мух.
Мухмухмух, мухмухмух.
А они в варенье сели,
Елиели, елиели.
Так нам мухи надоели!
Мы варенье быстро съели.
Птичка песенку поет
Дети ритмично постукивают
подушечками пальцев одной
руки о пальцы другой.
Ритмично хлопают в ладошки.
Ритмично похлопывают по пле
чам скрещенными руками.
Ритмично пощелкивают паль
цами.
Руки скрещивают перед собой,
пальцы расставлены, ритмично
помахивают «крыльями».
Ритмично открывают и закры
вают «клюв»: собранные в ще
поть четыре пальца руки смы
кают с большим пальцем.
Ритмично приседают, руки в
стороны.
Делают ритмичные плавные
движения руками.
Заботливое солнышко
Дети ритмично скрещивают
руки над головой.
Плавно покачивают руки
вверху.
Ритмично потирают щеки.
Ритмично постукивают
пальцем по носу.
Надоедливые мухи
Дети ритмично потирают ла
донь о ладонь горизонтально.
Ритмично помахивают рукой.
Ритмично постукивают паль
цем о ладонь.
— Пипипи, —
Мышка и кошка
Ритмично щелкают пальцами рук. Пищала мышка.
— Кошка на охоту вышла!
Мне так страшно, трепещу.
Щущущу, щущущу.
Норку я свою ищу.
Щущу, щущу, щущущу. Кошка
притворилась доброй.
— Мурмурмур, — она поет.
— Нетнетнет, — пищит
мышонок.
К кошке в лапы не пойдет.
Ритмично постукивают по плечам скрещенными
на груди руками.
Ритмично притопывают ногами.
Ритмично поглаживают одной
рукой другую.
Ритмично покачивают головой.
Ручеек в лесу бежал
И зайчонка повстречал.
Трататата, трататата —
Лапками по пню стучал.
Ручеек зайчонку вторит:
— Дзыньдзыньдзынь,
дзыньдзыньдзынь. Колокольчик
их услышал:
— Диньдиньдинь, диньдинь
Веселый ручеек
Дети ритмично постукивают
ладонями по ногам.
Ритмично «выбрасывают»
пальцы из сжатого кулака.
Ритмично покачивают головой.
динь.
Белочка спустилась с ветки
И орешками — хрумхрум.
Туктуктук — с березы дятел.
Ах, какой поднялся шум!
Кукла неваляшка встала, не
лежит. Сильно раскачалась,
весело звенит.
Дилидилидилидон —
Раздается всюду звон.
Качкачкачкач, качкачкач.
Слышен Лены громкий плач.
Неваляшка все не спит,
Не ложится, не сидит.
Бомбомбомбом, бомбомбом
— Закрутилась вдруг волчком.
Лена плакать перестала
И сама качаться стала.
Ритмично щелкают пальцами.
Постукивают кулачком о кула
чок.
Непослушная неваляшка
Дети ритмично покачиваются
из стороны в сторону.
Ритмично покачивают «куклу»
на руках.
Делают ритмичные наклоны
туловища вперед.
Ритмично хлопают в ладоши.
— Журжуржур, —журчит река:
— Я теку издалека.
Мимомимомимомимо
Проплывают облака.
«Вы куда?» — кричит река.
Облака: «Туда, туда, туда».
«Может, снова приплывете?» А
они: «Когда? Когда? Гонит ветер
нас лихой. Только снится нам
Облака
Дети наклоняются вперед,
плавно покачивая руками..
Ритмично покачивают руками
над головой.
Ритмично покачивают ногой
вперед — назад.
Ритмично пожимают
плечами. покой».
— Дондондон, —
Колокольчик звенит.
— Ляляля, —
Чтото он говорит.
— Диньдиньдинь,—
Наклоняет головку.
— Бомбомбом, —
Растрепал всю прическу.
— Дзыньдзыньдзынь, —
Солнцу он улыбнулся.
— Дилидон, —
Наконецто проснулся.
Топтоптоп —
Медленно топают ножки.
Топтоптоптоп —
Чуть быстрее идут по дорожке.
Топтоптоптоп, топтоптоп —
Очень быстро идут.
Топтоптоптоптоптоптоп
топтоптоп.
А теперь они бегут.
Охохох – Устали ножки
Быстро бегать по дорожке.
От друзей муравьишка отстал.
Ойойойойойойой.
Ножку тонкую он поломал.
Айайайай, айайай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло.
Охохохох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ахахах, ахахах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Молодцы!
Колокольчик
Дети ритмично покачивают
головой из стороны в сторону.
Выполняют ритмичную пру
жинку.
Ритмично покачивают головой
вперед.
Ритмично проводят ладонями
по волосам.
Поднимают руки вверх и рит
мично хлопают в ладоши..
Ритмично стучат пальцами
одной руки о пальцы другой.
Маленькие ножки
Дети ритмично потопывают
ногами.
Ритмично хлопают руками.
Ритмично хлопают ладонями
по бедрам.
Указательным и средним паль
цами одной руки «бегут» по
ладони второй.
Выполняют ритмичную пру
жинку.
Друзья помогли
Дети прижимают ладони к
щекам и ритмично покачивают
головой.
Ритмично сгибают и разгибают
ноги.
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ла
донями.
Ритмично хлопают в ладоши.
Березка в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит сережками так нежно
Весенняя березка
Дети идут дробными, ритмич
ными шагами и одновременно
делают повороты в стороны. И птичек в гости все зовет.
Раскроет свои рукиветки,
Опустит веткипальцы вниз,
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис.
Делают ритмичные взмахи ру
ками к себе.
Разводят руки в стороны.
Сводят руки к центру вниз.
Ритмично покачивают руками
вверху.
Тополиные пушинки
Легкие, как пух.
Разлетаются повсюду,
Словно туча мух.
Пухпухпух, пухпухпух.
Мухи белые на крыше,
В парке на траве,
На дорогах, тротуарах,
В окнах на стекле.
Пухпухпух, пухпухпух.
Лезут в нос они и в глазки,
Хочется чихнуть.
И бегут они, как в сказке,
Выбирая путь.
Пухпухпух, пухпухпух.
Только дождик им преграда.
И дождю они не рады.
Невесомы, прекрасны, легки
Облетают с цветков лепестки.
И под яблоней нежный ковер.
На траве нарисован узор.
Нежный цвет разметали дожди,
Завязались на ветках плоды.
Будут солнца и дождика ждать,
Чтобы спелыми, вкусными стать.
— Бомбомбом, —
Барабан стучит.
— Тилилинь, —
Скрипка с ним говорит.
— Туруру,—
Загудели все трубы.
— Сольфасоль,
Дуть мы больше не будем.
— Диньдиньдинь,
Колокольчик пропел.
— Спеть я песню свою не успел!
Тут взмахнул дирижер, и в
Тополиные пушинки
Дети ритмично скрещивают
руки наверху.
Ритмично щелкают пальцами
рук.
Ритмично загибают на
каждую фразу пальцы левой
руки, начиная с мизинца.
Энергично потирают ладонь о
ладонь вертикально.
Ритмично шевелят всеми паль
цами рук.
Делают ритмичные легкие
прыжки.
Яблоневый цвет
Дети ритмично, с акцентом на
каждое слово, выполняют
плавные движения руками
сверху
вниз.
Делают ритмичные круговые
движения в воздухе указатель
ными пальцами.
Ритмично соединяют пальцы
обеих рук, придав кистям ок
руглую форму.
Веселые инструменты
Дети делают ритмичные дви
жения крепко сжатыми кулач
ками.
Ритмично «водят смычком».
Складывают пальцы в
«мягкий» кулачок и ритмично
подносят его ко рту и от него.
То же другой рукой.
Поднимают руки вверх и плавно
покачивают ими. оркестре
Инструменты запели все вместе.
Ритмично «дирижируют».
Доремифасольляси.
Ты у музыки спроси: —
Почему всего семь нот,
Вальс звучит или фокстрот?
Дододо звучит так низко.
Сисиси пищит, как мышка.
Ляляля, как колокольчик.
Ми — на «мы» похожа очень.
Соль — соленая на вкус.
Рере, словно длинный ус.
Фафафафа, фафафа
Мягко стелет, как софа.
Веселые ноты
Дети ритмично как бы
выстраивают «лестницу»
рукой снизу вверх.
Ритмично «спускаются с лест
ницы» рукой сверху вниз.
Ритмично потопывают ногами.
Поднимают руки вверх, мягко
соединяют пальцы рук.
Ритмично покачивают головой.
Ритмично постукивают ладо
нью по груди.
Ритмично «посыпают соль»
щепотками обеих рук.
Поднимают руки вперед и рит
мично покачивают вверх —
вниз.
Попеременно хлопают в ладо
ши впереди и сзади себя.
В старом доме ночью темной
Както страшно одному.
Уу, уу — Дует ветер.
В трубах весело ему.
Шуршуршур —
мышонок юркий
Пробирается к зерну.
В темноте ему не страшно.
Как под шорох я усну?
А за печкой, как нарочно,
Песенку запел сверчок.
Скрипочку свою настроил:
— Чокчок, чокчок, чокчок
чок.
Шорохи устал я слушать
И бояться не хочу!
Лучше я закрою глазки,
Сладкий сон к себе пущу.
Старый дом
Дети складывают пальцы од
ной ладошки «трубочкой» и
прижимают к губам, ладошку
другой руки ритмично подво
дят к «трубочке» и отводят.
Ритмично потирают ладони.
Одной рукой имитируют игру
на скрипке — ритмичное «дви
жение смычка».
Скрещивают руки на груди и
ритмично трут ладонями пред
плечья.
Ритмично покачивают указа
тельным пальцем.
Ритмично прикрывают ладоня
ми глаза.
Делают плавные движения ру
ками к себе. В комнате часы висели
И стучали: бомбомбом.
Мышки каждый раз пугались,
Слушая ужасный звон.
Потянули гири вниз:
— Тактактак, тактактак.
Быстро стрелки завелись:
— Тиктиктак, тиктиктак.
Стрелки мышек испугали,
В норку мышки убежали.
Качкачкач — летят качели.
Так захватывает дух!
Все сильнее бьется сердце:
Туктуктуктук, туктуктук.
Вверх и вниз и снова к солнцу.
Словно птица ты летишь. —
Выше, выше, выше, выше! —
Вновь товарищам кричишь.
Сон пробрался в глазки к Маше.
Сонсонсон, сонсонсон.
Склеил все реснички клеем
Ононон, ононон.
В рот пробрался он украдкой
Охохох, охохох.
И зевнула Маша сладко,
Сделала глубокий вдох.
На кроватке покачалась —
Качкачкач, качкачкач.
В сон глубокий опустилась.
Спи, лапулечка, не плачь.
Шли на речку важно гуси,
Говорили: «Гагага.
Кто захочет нас обидеть, Не
забудет никогда.
Шшш, — шипим мы грозно,
Больно щиплемся. Беги!
Крыльями захлопать можем.
Мимо нас ты не ходи!»
Мышкишалунишки
Дети ритмично хлопают в ла
дошки.
Поднимают руки и ритмично
хлопают, опуская руки вниз.
Ритмично отклоняют в сторо
ну указательные пальцы.
На качелях
Дети ритмично покачивают
руками из стороны в сторону.
Ритмично постукивают кулач
ками друг о друга.
Ритмично поднимают перед
собой руки вверх.
Сладкий сон
Дети ритмично
поглаживают пальцами лоб
над бровями. Ритмично
поглаживают щеки.
Ритмично покачивают
головой.
Ритмично покачиваются.
Смелые гуси
Дети тесно смыкают четыре
пальца одной руки и ритмично
соединяют их с большим паль
цем («клюв»).
Ритмично вытягивают шею.
Ритмично прищипывают паль
цами одной руки каждый
палец другой.
Ритмично похлопывают рука
ми по бокам.
Ритмично потопывают.
Поросятатрусишки Мамасвинка волновалась:
— Хрюхрюхрюхрю,
хрюхрюхрю.
Где же деткипоросята?
Нука в луже посмотрю.
Вдруг услышала детишек:
— Ииии, иии.
К маме детки прибежали —
Вместе в луже все ныряли.
Дети ритмично кивают
головой.
Ритмично похлопывают по но
гам.
Ритмично шагают на месте.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.