Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников
Оценка 4.6

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
18.03.2018
Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников
Данный материал носит практический адаптивный характер. Буден полезен учителям и родителям по организации рефлексивной деятельности школьников. Практическая значимость материала в предлагаемых инструментах рефлексии и описанных приемах и методиках ее организации. Материал можно использовать для проведения педсоветов,заседаний МО и практических семинаровМетодические рекомендации для учителей по организации рефлексивной деятельности учащихся
Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников.docx
Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников Образование   традиционно   считается   очень   консервативной   сферой,   но   развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу, что   означает, что в будущем специалисты в области образования будут весьма востребованными. Во­первых,   в   образовании   начинают   использоваться   инструменты   обучения   с применением ИТ – онлайн­курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн­миры. Это  дает новые возможности – ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение   работать   с   информацией.   А   также   учатся   входить   в   продуктивные   состояния сознания,   позволяющие   лучше   концентрироваться   и   решать   сложные   творческие   и аналитические задачи. Например, состояние потока, когда человек полностью включен в созидательный процесс и не испытывает тревоги насчет возможного успеха или провала. Во­вторых,   новые   технологии   позволяют   сделать   образование   более индивидуальным.   Больше   нет   необходимости   подстраиваться   под   общие   расписания   и пожелания группы – теперь процесс обучения достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его личным особенностям. Можно выбрать формат обучения и его темп,   сконцентрироваться   на   очень   узкой   теме   или   наоборот,   пройти   необычную междисциплинарную программу (например,  Массачусетский технологический институт предлагает своим студентам пройти курс ≪Еда и власть в ХХ веке – на стыке социологии, политики   и   антропологии,   а   в   Беркли   студенты   могут   изучить   основы   философии   на примерах из мультсериала ≪Симпсоны≫). Расстояние тоже больше не играет роли – курсы многих престижных   вузов    уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а ≪электронные наставники≫  будут курировать учебный процесс и помогать     осваивать программу. Все чаще будут использоваться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более эффективно осваивать изучаемый предмет. Мир меняется так быстро, что мы больше не сможем позволить себе пять   лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще какое­то время осваивать профессию за счет работодателя. Поэтому образование, особенно для учащихся и взрослых, становится все более предметным и практико­ориентированным. А   значит, что акцент смещается с теории   на   реальные   проекты   учащихся,   в   том   числе   их   ­     стартапы.   Кроме   этого, развиваются формы, в которых обучающийся  может одновременно учиться и работать. И наконец, образование перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни, а становится   непрерывным   процессом,   сопровождающим   человека   на   протяжении   всей жизни.  Само понятие ≪профессии≫ устаревает – на смену ему приходит гибкий набор  навыков и компетенций, необходимый для решения определенных за­дач. Этот набор  можно дополнить новыми умениями и ≪пересобрать≫ из них другую  профессию (Павел Лукша «Атлас новых  профессий»)   Приведем примеры задач будущего:  Создание образовательных траекторий         производство и др.)    Сопровождение ученика по образовательной траектории\ Разработка онлайн­курсов Разработка и сопровождение образовательных онлайн­платформ Организация проектной работы Разработка игропрактических инструментов и методик Проведение игровых образовательных мероприятий Разработка виртуальных миров для обучения Развитие метакомпетенций (командная работа, системное мышление, бережливое  Развитие когнитивных способностей (память, скорость чтения, концентрация и др.) Обучение продуктивным состояниям сознания Разработка программ обучения и переобучения взрослых Напрофессиональные навыки Мультиязычность и мультикультурность; Навыки межотраслевой коммуникации; Клиентоориентированность ­ умение работать с запросами; Управление проектами и процессами; Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (быстро  принимать решение, реагировать на изменения, распределять ресурсы и управлять своим  временем); Способность к творчеству, наличие эстетического вкуса; Работа с искусственным интеллектом; Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми; Экологическое мышление; Управление производственным процессом на  основе  бережливого производства (устранение всех видов потерь)  Системное мышление Исходя из сказанного, необходимо ответить на вопросы:  Чему надо учить?    Как надо учить сегодня?    Понятие рефлексии ее компоненты Рефлексия   ­   «…  активное,   настойчивое   и внимательное   рассмотрение   какого­то   ни   было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете   оснований,   на   которых   оно   покоится,   и анализ   дальнейших   выводов,   к   которым   оно приводит»                                                           Дж.Дьюи («Как мы думаем», 1910г) Приоритетной   целью   современной   образовательной   концепции   стало   развитие личности,   готовой   к   самообразованию,   самовоспитанию   и   саморазвитию.  Доминантой педагогического   процесса   является   развитие.   Именно   в   создании   условий   развития, саморазвития учащихся и педагога заключается назначение педагогического процесса.    В   связи   с  этим   одной   из   задач  образования   является   формирование   у  ребёнка способности   к   рефлексивному   контролю   своей   деятельности,   то   есть   к   способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.   Отличительной   особенностью   новых   государственных   стандартов       образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Достижение планируемых результатов, в частности, развитие рефлексивных умений, не происходит автоматически. Необходима иная  организация учебного процесса, на основе совместной учебной деятельности, новое содержание   учебного материала и изменение условий в учебной среде.  Оцените по шкале ясности и понимания свои знания, умения по теме семинара (просьба вернуться к этой школе по окончании семинара)   1 10 Словарь   иностранных   языков   определяет   рефлексию   как   размышление   о   своём   Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.    В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и Слово   рефлексия   происходит   от   латинского  reflexio  –   обращение   назад,  умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.       внутреннем состоянии, самопознание.         её результатов.      В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он   воспринимается   другими   людьми,   партнёрами   по   общению.   Психологи   особо подчёркивают,   что   становление   и   развитие   духовной   жизни   связано,   прежде   всего,   с рефлексией.   Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.       Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на  изменения, которые происходят в развитии человека.       Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на  осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими личными. Рефлексия – это:  размышление индивида о собственных действий, на себя, размышлением о (философия).  Рефлексия — это всегда сознании индивида  процесс самопознания актов и состояний  процесс и результат самом себе, самонаблюдение, анализ  мыслей, эмоций, обращением сознания  своем внутреннем состоянии  порождение нового знания в  субъектом внутренних психических  (психология)     фиксирования субъектами (участниками  состояния своего развития, саморазвития  педагогического процесса) и причин этого (педагогика)        Одна из основных проблем, с приходится элементов   рефлексии   в   учебном сталкиваться   при   введении ученики   часто   не   испытывают процессе, состоит в том, что потребности   в   осознании своего   развития,   не   обнаруживают причин   своих   проблем   или   результатов,   затрудняются   сказать,   что   именно происходит в их деятельности. которой Компоненты рефлексии в педагогическом процессе рефлексия педагогом деятельности учащихся (учащегося) рефлексия педагогом своей педагогической деятельности рефлексия педагогом педагогического взаимодействия рефлексия учащимся своей деятельности рефлексия учащимся деятельности педагога (учителя) рефлексия учащимся педагогического взаимодействия Основная функция рефлексии в педагогическом процессе ­ это первостепенное условие  оптимизации развития, саморазвития участников педагогического процесса Другие функции, присущие рефлексии в педагогическом процессе:  проектировочная — рефлексия предполагает моделирование,  проектирование деятельности, взаимодействия участников  педагогического процесса, целеобразование в деятельности;  организаторская ­ рефлексия способствует организации наиболее  продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;  коммуникативная ­ рефлексия является важным условием общения  педагога и воспитанника;  смыслотворческая — рефлексия обусловливает формирование в  сознании участников педагогического процесса смысла их собственной  деятельности, смысла взаимодействия;  мотивационная ­ рефлексия определяет направленность, характер,  результативность деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;  коррекционная ­ рефлексия побуждает участников педагогического  процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия.                                                            Классификация рефлексии По содержанию:   Устная и письменная По целям:   Рефлексия эмоционального состояния и настроения    Рефлексия содержания учебного материала    Рефлексия деятельности По функциям:      При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:  Личностная рефлексия: духовная (созидал или разрушал себя, других),   физическая (успел­не успел, легко­сложно),   сенсорная (самочувствие: комфортно­дискомфортно)   интеллектуальная рефлексия (что понял­что не понял, какие затруднения  Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как  индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно,  индивидуально и без огласки результатов По способам проведения:  испытывал)  Анкета    Вопрос    Символ    Таблица    Ситуация    Рисунок  По формам деятельности:   Фронтальная (выборочная)   Индивидуальная   Групповая    Коллективная  Структура рефлексии в педагогическом процессе Для создания условий рефлексивного развития учащихся учителю важно   помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:  рефлексия   индивидуальна,   поэтому   необходим   индивидуальный   подход   к каждому;  рефлексия   диалогична,   поэтому   важна     организация   учебного   диалога   в процессе обучения;    рефлексия имеет разные масштабы, поэтому необходима смена позиций и разный  взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность обучающимся не   только   учиться   и   быть   в   позиции   «ученика»,   но   и   возможность   учить другого – быть в позиции «учителя»;   рефлексия по своей сути деятельностна, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность. В   сложном   процессе   рефлексии   даны,   как   минимум,   шесть   позиций,   характеризующих взаимное отображение субъектов:  сам субъект, каков он есть в действительности;  субъект, каким он видит самого себя;  субъект, каким он видится по­другому; и   такие  же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом,   ­   это   процесс   удвоенного,   зеркального   взаимоотображения   субъектами   друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Рефлексивный профессионал  способен   отвечать   на   вызовы   «всегда   новой»   работы,   применяя   теоретические   свое   новое   знание знания   к   конкретной   ситуации,   порождая   при   этом   («практическая теория» D.Schon)  эта способность развивается у учителя  не случайно, а как следствие   овладения им культурой и технологией профессионального рефлексивного мышления Рефлексия   не   становится   психологическим   новообразованием   спонтанно.   Сначала   она развивается в совместной, коллективно распределенной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Педагогическая   задача   по   формированию   рефлексивных   умений   состоит   в организации   условий,   провоцирующих   детское   действие.   Учитель   должен   создавать ситуации, в которых обязательно есть:  включение   каждого   учащегося   в   коллективную   рефлексию,   проводимую опытным педагогом или учащимся, владеющим приемами организации рефлексии   самостоятельное проведение рефлексии каждым учащимся Рефлексивная компетентность включает следующие компоненты:  Личностный  Интеллектуальный  Кооперативный  Коммуникативный Личностный компонент рефлексии проявляется в :  способности к адекватному самовосприятию;  способности определять и анализировать причины своего поведения;  способности     оценивать   последствия   своих   поступков,   определять   свои ошибки и успехи. Интеллектуальный компонент рефлексии проявляется в :  способности   определять   основания     деятельности   (цели   и   задачи, ценностно­смысловые приоритеты и т.д.);   способности оценивать собственную позицию в   деятельности (степень   своё   отношение   к   объекту   заинтересованности, активности, деятельности и т. д.);   способности  прогнозировать ход действий в новых для себя ситуациях;  способности   оценивать   правильность   выбранной   последовательности действий, способов и средств их реализации;   способности анализировать и оценивать результаты деятельности.  Кооперационный компонент рефлексии проявляется в:  способности самоопределения в ситуации совместной деятельности;  способности  принимать коллективную задачу, интерпретировать ее применительно  к своей миссии в общем деле;   способности  принимать ответственность за происходящее в группе;   способности осуществлять пошаговую организацию деятельности;   способности  соотносить результаты с целью деятельности.  Коммуникативный компонент рефлексии проявляется в:  способности  «встать на место другого», почувствовать его  эмоциональное состояние, понять причины действий другого субъекта в процессе взаимодействия  способности  участвовать в коллективном анализе прожитых ситуаций  способности учитывать действия других людей в своем поведении;  способности  осмысливать свои качества в настоящем в сравнении с  прошлым, прогнозировать перспективы развития Этапы рефлексии Образовательные Содержание этапа задачи этапа рефлексии учебного рефлексии учебного занятия занятия Показатели выполнения образовательных задач этапа рефлексии Условия выполнения образовательных задач этапа рефлексии 1.Инициировать  рефлексию  учащихся по поводу  своего  эмоционального  Мобилизация учащихся на рефлексию. 1.Открытость  учащихся в  осмыслении своих  действий, поведения  и эмоционального  состояния. 1.Развитие  способности  учащихся к  рефлексии. 2.Стимулирова состояния, своей  деятельности,  взаимодействия с  учителем и  одноклассниками  2.Обеспечить  усвоение учащимися принципов  саморегуляции и  сотрудничества. 2.Прогнозирование  способов  саморегуляции и  сотрудничества ние учащихся к  осмыслению того,  как учителя и  учащиеся знают и  понимают его  особенности,  эмоциональные  реакции и  представления. 3.Реализация  рефлексивных  алгоритмов.   Рефлексивная   деятельность  учащихся   представляет   собой   форму   реализации рефлексивной позиции личности, активного отношения человека к освоению собственного опыта.   Рефлексивной   деятельности   присущи   следующие   характеристики: целенаправленность,   преобразующий   характер   и взаимосвязь всех ее структурных компонентов. Рефлексивная деятельность в контексте индивидуального  развития  учащихся  связана  с  осознанием  школьниками  своей  учебной деятельности, анализом учебных мотивов, потребностей, действий и поведения в целом. В связи с этим необходимо выделить ее структурные компоненты.   осмысленность,   предметность, В аспекте рефлексивной деятельности учащихся целями являются:  самосознание   (способность   к   самопознанию,   эмоционально­ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию);  самоопределение   (процесс   и   результат   выбора   личностью   собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни;   основной   механизм   обретения   и   проявления   человеком   внутренней свободы);  самовыражение   (процесс   и   результат   развития   и   проявления   индивидом присущих ему качеств и способностей);  самоутверждение   (специфическая   деятельность   в   рамках   саморазвития   по обнаружению,   подтверждению   своих   определенных   качеств   личности,   черт характера, способов поведения и деятельности);  самооценка   (оценка   самого   себя,   своих   достоинств   и   недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей);  саморегуляция   (система   сознательных   актов,   действий,   направленных   на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой) В   структуре   рефлексивной   деятельности   необходимо   выделить   потребности   и мотивы. У учащихся рефлексия – форма познания и самопознания, способ удовлетворения своих   познавательных  потребностей  и   учебных   мотивов,  оценочная  деятельность  своих учебных достижений и неудач, эвристическая способность – выступает источником нового знания   об   окружающем   мире   и   самом   себе.   Согласно   В.Я. Вазиной,   рефлексия, направленная на осознание внутреннего мира человека, постоянно исследует степень его гармонизации:  состояние равновесия;  доброжелательность отношения к миру, к себе;  самоуважение, забота о себе, защиту себя;  овладение культурой и ее практическое использование;  интенсивность, насыщенность процесса творчества  Анализ  психолого­педагогических исследований по данной проблеме показывает, что   потребностями   и   мотивами   рефлексивной   деятельности   учащихся   могут   быть следующие: интерес к себе, т.е. эмоционально окрашенная потребность в познании себя; мотивы,   связанные   с   саморазвитием,   потребность   в   самоутверждении,   мотивы   других видов деятельности (общения, престижа, достижения, учения, моральные мотивы и др.). В контексте рефлексивной деятельности учащихся как средства их саморазвития заслуживают особого внимания ее способы: 1. Самонаблюдение  –   наблюдение   за   самим   собой,   своим   поведением,   своими действиями.   Причем   оно   может   носить   целенаправленный   характер   или   быть попутным,   малоосознаваемым.   Оба   вида   самонаблюдения   играют   важную   роль   в обнаружении ошибок и недочетов в своей деятельности, поведении, общении. Самоанализ  –   изучение   состояния,   процесса   и   результата   своей   учебной деятельности, определение путей для самосовершенствования. Сравнение себя с некоторой «меркой» ­ субъект сравнивает себя с другими людьми или   своим   идеалом.   В   учебной   деятельности   неуспевающий   учащийся   может сравнивать себя с более успешными одноклассниками, школьниками либо с неким идеалом, которым он хотел бы быть. Самопринятие  –   результат   самоанализа   ученика.   Когда,   например,   учащийся принимает факт своего учебного неуспеха, выявляет его причины, он понимает, что необходимо   «реабилитироваться»,   начинает   стремиться   к   саморазвитию   и самосовершенствованию. 2. 3. 4. Немаловажное   значение   имеют   в   структуре   рефлексивной   деятельности   учащихся следующие   условия:   выполнение   учебных   заданий,   включающих   в   себя   рефлексию, направленных на самоанализ учебных действий; использование в обучении инновационных методов контроля обучения: портфолио (дневника учебных достижений), метода проектов и др.; В   условиях   учебного   диалога   появляется   возможность   для   формирования   у учеников умения встать на место другого, понимать причины действий другого человека (в процессе взаимодействия), адекватно воспринимать себя и принять ответственность. Почему в этом случае диалог становится условием развития рефлексивных умений? Учитель (или другой ученик) тогда готов вступить в диалог и помочь, когда ученик при возникновении   трудностей   сам   запросит   недостающую   информацию.   Это   требует   от ученика  осознания,  почему  он не может  решить задачу, и последующее формулировки вопроса,   который   позволит   ему   найти   информацию   для   правильного   решения.   Чтобы вступить в диалог, ученику необходимо: 1) выделить в задании условия; 2) ответить на вопрос: «Я могу выполнить задание самостоятельно?» 3) сказать, какая помощь ему необходима. Установление   субъект­субъектных   отношений   предполагает,   с   одной   стороны, раскрепощение, снятие социальных барьеров, самостоятельность в выборе целей и средств обучения, а с другой – взятие ответственности за свои действия перед другим учеником (или учителем). В  акте рефлексии присутствуют два момента:   целенаправленное включение себя в деятельность;  анализ результатов с позиции их обусловленности своими сущностными качествами. Целенаправленное включение, в свою очередь, предполагает: мотивацию познания себя; знание о сущностных качествах, социально значимых или, в узком смысле,    значимых для деятельности;  познаваемые сущностные качества самого себя. знания о видах жизнедеятельностных актов, в которых могут проявиться    Рефлексивные   мыслительные   процессы   находят   свое   выражение   и   в   процессе постановки   проблемы,   и   на   этапе   проигрывания   гипотез,   и   при   формулировке окончательных   выводов.   Особенно   это   относится   к   нестереотипным   эвристическим задачам.   Не   имея   готовых   средств   решения,   учащиеся   вырабатывают   предварительные схемы анализа проблемы, используют различного рода гипотезы и допущения, рефлексивно осмысливают возникающие идеи. Вспомним    известную трехслойную схему    мыследеятельности  по  Г.П. Щедровицкому :   мышление (М),   мысль­коммуникация (МК),   мыследействование (мД).  мД – это слой, когда человек оказывается в ситуации, во взаимодействии с другими.  МК – это тот слой в мыследеятельности, когда люди обмениваются словами, знаками,  несущими какой­то смысл.  М – чистое мышление, разворачивающееся в невербальных схемах   Мышление господствует над слоями коммуникации и воспроизводства актов деятельности. В единое целое указанные три слоя связываются через процессы рефлексии, которые  охватывают и пронизывают их снизу вверх, и процессы понимания, которые идут  преимущественно сверху вниз (то есть в нижеследующем слое понимается то, что передано из вышележащего) и отчасти горизонтально. Человек,   находящийся   в   деятельности,   что­то   осуществляющий   (мД),   выходя   в рефлексивную позицию, выражает  нечто в тексте (МК). Тот, кто получает этот текст, должен его понять. Понять – это значит произвести деятельностное развертывание   той логики, которая заложена в тексте. Понимание есть то, что придает нашим действия и нашим знакам смысл, делает нашу деятельность осмысленной, несущей смысл. Важно, чтобы то, о чем говорится,   было  связано с тем, о чем думается. И то, о чем думается, должно быть связано с тем, что при этом делается.  Что же это значит для педагогической ситуации?  Ученик   должен   быть   носителем   мыследеятельности   (МД),   субъектом   МД.   Для   этого необходимо наличие всех трех указанных аспектов: голова должна порождать мысли, язык их   адекватно   оформлять   и   здесь   же   это   должно   отражаться,   воспроизводиться, проявляться в действиях. Эти три слоя всегда должны присутствовать у всех учащихся и всегда должны гармонично соответствовать друг другу. Эта целостность и обеспечивает образовательный эффект.   (СНОСКА:   «Фрагмент   статьи   Щедровицкий   Г.П.   Избранные   труды.   –   М.:   Школа Культурной Политики, 1995. – С.133­138») Центральным и стержневым в этой трехпоясной системе является пояс М­К, а два других   могут   рассматриваться   как   лежащие   по   разные   стороны   от   оси   М­К   – исключительно   принципиальный   момент   в   плане   определения   места   и   функций   М   в системе МД: каждый из названных поясов имеет свою специфическую действительность, и действительность   М­   оказывается   по   этой   схеме   вторым   пределом,   лежащим   как   бы напротив действительности мД, разворачивающейся непосредственно на захватываемом им материале Рефлексия позволяет субъекту как бы встать в позицию «над» в той или иной ситуации,  посмотреть со стороны, соотнести происходящее в общем контексте, и как следствие,  продуктивно разрешить проблемную ситуацию. Таким образом, сущность и наиболее  важный критерий развития мета­компетенций связан с   рефлексией.  Рефлексия ­ это одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние   осознания   чего­либо,   и   процесс   репрезентации   психике   своего   собственного содержания (Карпов А.В.)   Рефлексия сложный  многогранный процесс, что и позволило нам   выделить   критерии   оценки   развития   мета­компетенций,   представляющие   собой следующие   дифференцированные   категории   рефлексии,   наличие   которых   обеспечивает динамику мета­компетенций:  Ретроградная рефлексия   Кооперативная рефлексия    Коммуникативная рефлексия    Перспективная рефлексия    Ситуативная рефлексия    Интеллектуальная рефлексия.  Все   выше   перечисленные   критерии   важны   для   реализации   мета­компетенций, обеспечивающие   продуктивную   деятельность.   Но   важно   отметить,   что   эффективность метода   обучения   обуславливается   максимальным   содержанием   категорий   связанных   с вышеперечисленными   критериями.   Так   как   каждый   вид   рефлексии,   так   или   иначе, взаимодействует   с   другими   и   способствует   развитию   другого   типа   рефлексии.   Так, например, без ретроградной рефлексии сложно говорить хорошо развитой перспективной рефлексии и тем более интеллектуальной, так как стратегии вырабатываются с помощью прошлого когнитивного опыта. Условия для развития рефлексии •Специально организованная рефлексивная деятельность 1. 2. 3 •Наличие рефлексивной среды участниками рефлексивной деятельности •Активизация межсубъектных отношений между  Устная рефлексия позволяет детально напомнить о ситуации, а письменная рефлексия   опирается на конкретную ситуацию  и позволяет создать больше обобщенных знаний.

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников

Рефлексивная деятельность как педагогическое условие для саморазвития школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018