Рефлексивные умения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Ее обычно связывают лишь, с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов педагогической деятельности. Между тем следует выделить такие виды контроля, как контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. Все они в равной мере имеют место в педагогической деятельности, хотя и рассредоточены по этапам решения педагогической задачи.
Иконка файла материала Рефлексивные умения.doc
Рефлексивные умения Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно­оценочной деятельности, направленной   на   себя.   Ее   обычно   связывают   лишь,   с   завершающим   этапом   решения педагогической   задачи,   понимая   как   своеобразную   процедуру   по   подведению   итогов педагогической деятельности. Между   тем   следует   выделить   такие   виды   контроля,   как   контроль   на   основе соотнесения   полученных   результатов   с   заданными   образцами;   контроль   на   основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль на   основе   анализа   готовых   результатов   фактически   выполненных   действий.   Все   они   в равной   мере   имеют   место   в   педагогической   деятельности,   хотя   и   рассредоточены   по этапам   решения   педагогической   задачи.   Бесспорно,   особого   внимания   заслуживает контроль   на   основе   анализа   уже   полученных   результатов   и,   в   первую   очередь, применительно к деятельности учителя предметника. Для эффективного осуществления этого вида контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать спои суждения, поступки и, в конечном итоге, Деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. Признание   рефлексии   как   специфической   формы   теоретической   деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий, позволяет говорить об особой группе педагогических умений ­ рефлексивных. Их выделение обусловлено рядом причин. Во­первых,   анализ   результатов   педагогической   деятельности   без   тщательного   анализа условий их получения не может считаться нормой. Известно, что высокие результаты в педагогической деятельности могут быть получены как за счет существенного увеличения времени на решение педагогических задач, так и за счет перегрузки учащихся и учителей. Это так называемые экстенсивные пути повышения эффективности деятельности педагога. Во­вторых, отрицательные результаты также могут иметь разные причины. Для педагога всегда очень важно установить, в какой мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием его деятельности. Отсюда и необходимость в самоанализе собственной деятельности. Он обычно идет в соответствии с основными компонентами деятельности, а это, требует особых умений анализировать:  правильность постановки целей, их "перевода" в конкретные задачи и  адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач  исходным условиям;  соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;  эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической  деятельности; соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям  учащихся, содержанию материала и т.п.;  причины успехов и неудач, ошибок и затруднении а ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;  опыт своей деятельности в его целостности и соотнесенности с выработанными  наукой критериями и рекомендациями. Рефлексия   —   это   не   просто   знание   или   понимание   субъектом   педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, как другие (учащиеся, коллега, родители) знают   и   понимают   «рефлексирующего»,   его   личностные   особенности,   эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.