Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Ее обычно связывают лишь, с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов педагогической деятельности.
Между тем следует выделить такие виды контроля, как контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. Все они в равной мере имеют место в педагогической деятельности, хотя и рассредоточены по этапам решения педагогической задачи.
Рефлексивные умения
Они имеют место при осуществлении педагогом контрольнооценочной деятельности,
направленной на себя. Ее обычно связывают лишь, с завершающим этапом решения
педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов
педагогической деятельности.
Между тем следует выделить такие виды контроля, как контроль на основе
соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе
предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль
на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. Все они в
равной мере имеют место в педагогической деятельности, хотя и рассредоточены по
этапам решения педагогической задачи. Бесспорно, особого внимания заслуживает
контроль на основе анализа уже полученных результатов и, в первую очередь,
применительно к деятельности учителя предметника. Для эффективного осуществления
этого вида контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и
объективно анализировать спои суждения, поступки и, в конечном итоге, Деятельность с
точки зрения их соответствия замыслу и условиям.
Признание рефлексии как специфической формы теоретической деятельности,
направленной на осмысление своих собственных действий, позволяет говорить об особой
группе педагогических умений рефлексивных. Их выделение обусловлено рядом причин.
Вопервых, анализ результатов педагогической деятельности без тщательного анализа
условий их получения не может считаться нормой. Известно, что высокие результаты в
педагогической деятельности могут быть получены как за счет существенного увеличения
времени на решение педагогических задач, так и за счет перегрузки учащихся и учителей.
Это так называемые экстенсивные пути повышения эффективности деятельности педагога.
Вовторых, отрицательные результаты также могут иметь разные причины. Для педагога
всегда очень важно установить, в какой мере как положительные, так и отрицательные
результаты являются следствием его деятельности. Отсюда и необходимость в самоанализе
собственной деятельности. Он обычно идет в соответствии с основными компонентами
деятельности, а это, требует особых умений анализировать:
правильность постановки целей, их "перевода" в конкретные задачи и
адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач
исходным условиям;
соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической
деятельности;
соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям
учащихся, содержанию материала и т.п.;
причины успехов и неудач, ошибок и затруднении а ходе реализации поставленных
задач обучения и воспитания;
опыт своей деятельности в его целостности и соотнесенности с выработанными
наукой критериями и рекомендациями.
Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической
деятельности самого себя, но и выяснение того, как другие (учащиеся, коллега, родители)
знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные
реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.