Рефлексивный анализ НОД
ФИО педагога: Власенко Татьяна Владимировна
Должность в ДОУ: воспитатель
Группа: старшая
Вид занятия: познавательное
Тема: «Дикие животные»
Дата проведения НОД: 11 октября 2021
Цели НОД: дать детям представления о жизни бобров, особенностях их поведения, питания, внешнего вида, среде обитания
Формы работы:
познавательное развитие: игра, беседа, решение проблемной ситуации;
социально-коммуникативное развитие: общение воспитанников по теме занятия, совместные действия, игры;
речевое развитие: вопросы, беседа.
художественно-эстетическое развитие: изготовление коллажа, музыкально-ритмическая игра
Характеристика этапов НОД:
Этапы |
Название, содержание и цель этапа урока[1] |
Вопрос для рефлексивного анализа |
Ответы аттестуемого педагога |
1 этап |
Организационный момент Цель воспитателя: создать эмоциональный настрой, привлечь внимание детей Цель для воспитанников: эмоционально настроиться Методы: словесный, игровой, практический
|
1. Опишите особенности данного этапа, а также особенности привлечения внимания и включения воспитанников в совместную деятельность не дисциплинарными приёмами.
2. Какие приемы и методы используются Вами в целях формирования у воспитанников интереса и желания включиться в совместную деятельность? |
1. Особенностью организационного момента является создание положительного эмоционального настроя детей, вовлечение их в совместную деятельность. С первых минут занятия детям было предложено сыграть в игру «Круг радости». (Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение), вследствие чего дети были очень заинтересованы. Был создан положительный эмоциональный настрой.
2.На данном этапе педагог применил речевой и игровой методы. Приветливый и доброжелательный тон педагога создал атмосферу доверия. Педагог владеет необходимыми методами и приемами (словесными и игровыми) для организации воспитанников.
Цель достигнута. |
2 этап |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
Цель воспитателя: создать условия для создания мотивации дальнейшей деятельности. Цель для воспитанников: принять мотивацию к дальнейшей деятельности. Методы: словесный, наглядный, вхождения в картину, игровой |
3. Как Вами проводится вовлечение воспитанников в процесс формулирования целей совместной деятельности в соответствии с возрастными особенностями?
4. Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности воспитанников?
|
3. Детям было предложено разгадать загадку, они были очень заинтересованы, внимательно слушали. В ходе НОД старалась следить за чёткостью и выразительностью речи детей Дети проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на предлагаемые им задания, оперировали имеющимися знаниями и умениями, были заинтересованы, внимательны, организованы. Хороший эмоциональный контакт детей с воспитателем, способствовал созданию интереса на данном этапе занятия.
4. На данном этапе воспитатель использовала различные методы. Была продемонстрирована репродукция картины И. Левитана «Золотая осень» и дала возможность прослушать произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года». После чего был задан ряд вопросов, направленных на актуализацию знаний: «Посмотрите на картину И. Левитана и послушайте музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года». «Скажите, пожалуйста, что изображено на картине?», «Представьте, что мы с вами перенеслись в этот осенний лес и ходим на его опушке», «Что мы там можем услышать?» «Какие запахи почувствовать?» «А что и кого можем увидеть?», «Как называются животные, которые живут в лесу?». На этом этапе занятия дети четко поняли, зачем им заниматься изучением данной темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь.
Цель достигнута. |
3 этап |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД Цель воспитателя: создать условия для демонстрации детьми имеющихся знаний о диких животных. Цель для воспитанников: продемонстрировать знания о диких животных, проявить активность. Методы: словесный, наглядный, игровой, ИКТ, художественного движения, соревновательный
|
5. Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
6. В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям воспитанников?
7. Приведите примеры и проанализируйте организацию различных видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой – решить программные задачи. |
5. На данном этапе воспитатель задает детям вопрос: «Почему некоторых животных называют дикими?», тем самым активизируя познавательную деятельность детей. Занятие выполняет дидактическую, т. е. обучающую функцию: воспитанники находят отличительные особенности диких животных, закрепляют полученные знания. В ходе изучении нового материала используются разнообразные приемы подачи новой информации: вводная беседа, демонстрация видеофильма, ролевая игра, раздаточный материал, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Педагог способствовал развитию умения делать простые выводы и умозаключения, посредством игры: «Узнай зверя по описанию» Воспитанники с заинтересованностью отвечали на вопросы, стараясь показать свои знания. Воспитатель была нетороплива, давала возможность сделать работу самостоятельно, подбадривала застенчивых детей, создавая ситуацию успеха и уверенности в своих силах.
6. Научной новизны освещения материала занятия не выявлено. НОД основана на определении животного по фото в его естественных условиях. Реалистичность игровых и практических заданий, использование воспроизводящих, проблемно-поисковых и наводящих вопросов, игровых, ИКТ-технологий - способствует удержанию интереса детей данной возрастной группы и подводит их к открытию нового знания. Перечисленные методы и приемы, используемые воспитателем, способствовали решению поставленных целей.
7. Данный этап состоял из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего занятия, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. На данном этапе занятия вопросы педагога к воспитанникам были продуманны, понятны для восприятия и выстроены в логике развития темы. Используемая наглядность отвечала эстетическим требованиям и возрасту детей. Далее была проведена музыкальная игра-соревнование, для удовлетворения потребности детей в двигательной активности. Игра была грамотно подобрана в контексте темы. Цель достигнута. |
4 этап |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий Цель воспитателя: создать условия для знакомства с новым диким животным -бобром. Цель для воспитанников: овладеть первоначальными представлениями о жизни бобров, проявить активность. Методы: ИКТ, наглядный, словесный, игровой.
|
8. Приведите примеры и проанализируйте создания условий для сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
9. Приведите примеры и проанализируйте проведенную работу побуждения детей самостоятельно рассуждать, делать собственные умозаключения.
10. Приведите примеры и проанализируйте использование современных образовательных технологий в работе ДОУ. |
8. На данном этапе детям было предложено посмотреть видеофильм на тему: «Жизнь бобров». Далее был проведен опрос по теме занятия. Дети были эмоциональны и активны, проявляли живой интерес к происходящему на этом этапе занятия. Также детям были заданы вопросы: «Ребята, мы с вами теперь знаем, кто шумит в лесу на реке?
9. На данном этапе детям было предложено написать письмо Ежу: «Теперь надо послать письмо Ежу рассказать обо всем, чтобы лесные жители не беспокоились. Правильно?» После чего, было написано и отправлено письмо ежу. Методы и приемы, используемые воспитателем, способствовали решению поставленной цели.
На данной НОД использовались следующие технологии: - личностно-ориентированного взаимодействия (в процессе создания условий для самореализации детей в ходе данного этапа: индивидуальные вопросы, предоставление возможности для выполнения заданий индивидуально, поощрение детей, которые справляются с выполнением заданий, поддержка, помощь со стороны сверстников и воспитателя детям, испытывающим затруднения); - здоровьесберегающая (осуществлялась в ходе создания условий для реализации двигательной активности детей при смене динамических поз и передвижения детей в пространстве группы при выполнении практического задания данного этапа); - игровая (были проведены дидактическая и подвижная игра)
Технологии: ¾ деятельностного подхода; ¾ личностно-ориентированного взаимодействия; ¾ здоровьесберегающая; ¾ игровая. Цель достигнута. |
5 этап |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Цель воспитателя: создать условия для применения новых знаний на практике. Цель для воспитанников: уметь использовать полученные знания в продуктивной деятельности, умение работать в команде, обосновывать свой выбор. Методы: словесный, наглядный, практический, музыкального восприятия
|
11. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
12. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом. 13. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного занятия.
14. Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
15. Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы занятия?
|
11. Данный этап НОД включала в себя продуктивную деятельность, которая была направлена на формирование умения работать в команде, закрепления изученного материала. Для расширения и закрепления знаний детей о диких животных, о важных и трудных заботах в осеннее время, использовались такие приёмы как беседа о диких животных, отгадывание загадок, дидактическая игра
12. Была проведена предварительная работа: чтение стихов о бобрах, рассматривание иллюстраций. Благодаря проведенной предварительной работе, во время НОД, дети достаточно быстро отвечали на вопросы воспитателя.
13. Воспитатель задал детям вопросы «Давайте проверим сначала, где живет бобр – среда его обитания. - Правильно? - Как называется жилище бобра? - Правильно выбрали? - Почему бобр строит свое жилище под водой? - Что вы выбрали в качестве пищи? - Почему именно эти картинки вы отобрали как то, чем он питается? - Справились с работой?», что было обращением к личному опыту детей и демонстрировало ими знание вопроса.
14. Детям было предложено оформить экологический плакат перед выполнением работы, воспитатель задала вопросы детям по теме занятия, после чего все дети приступили к работе.
15. Работа над плакатом велась под музыку, что способствовало эмоциональной разрядке и формированию положительного настроя. В процессе НОД непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях В завершении данного этапа, с целью создания условия для применения новых знаний, детям было предложено прикрепить на стену созданный ими плакат. Методы и приемы, используемые педагогом на данном этапе занятия, оправданы и соответствуют возрасту детей.
Цель достигнута. |
6 этап |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Цель воспитателя: уточнить знания детей о новом диком животном, о котором они сегодня узнали. Цель для воспитанников: использовать полученные знания в повседневной жизни. Методы: словесный
|
16. Проанализируйте соответствие содержания НОД требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ.
17. Приведите примеры реализации в течение НОД системно-деятельностного подхода.
18. Какими методами организовано создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и опыта воспитанников. |
16. Тема, задачи, содержание НОД соответствуют требованиям рабочей программы данной группы. На данном этапе педагог уточнил знания, полученные детьми, в ходе краткой беседы. Акцентировал внимание на том, что нового дети узнали сегодня на занятии и где это, в дальнейшем, им сможет пригодиться. На каждом этапе занятия цели, поставленные воспитателем, были реализованы методически грамотно, с учетом программных задач и возрастных особенностей.
17. Занятие было построено на основе системно- деятельностного подхода. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Педагог вовлекал детей в различные виды деятельности: коммуникативная – ситуативный разговор, беседа; игровая – дидактическая игра двигательная – физкультминутка; познавательная – решение проблемной ситуации, рассказ, показ презентации; художественно-творческая – подготовка докладов и рассказ детей В ходе занятия воспитателем успешно решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В конце занятия педагог подвел итог, закончив его на эмоциональном подъеме.
18. Методы организации: словесный – ситуативный разговор, вопросы, беседа; наглядный – иллюстрации, видеоряд; игровой – сюрпризный момент, игры; практический – создание экологического проекта; стимулирования и оценивания – поддержка, похвала, создание ситуации успеха и уверенности в своих силах, поощрение.
Цель достигнута. |
7 этап |
Рефлексия Цель для воспитателя: создавать условия для объективной оценки своей деятельности детьми. Цель для воспитанников: уметь объективно оценивать свою деятельность. Методы: наглядный, практический, словесный.
|
19. Как Вами организовано побуждение воспитанников к самооценке собственной и коллективной деятельности, к высказыванию удовлетворенности (неудовлетворенности) деятельностью (в соответствии с возрастом).
20. Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрировании, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач? |
19. Рефлексия воспитанников организованна с применением самооценивания детьми: «Ну а сейчас, я предлагаю и вам оценить то, как вы работали сегодня на занятии. Проходите к карточкам самоанализа. «Оценка и самооценка» Ключевая фраза самоанализа «Я старался, но…» Каждый ребенок дал оценку себе и своей работе на занятии. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана.
20. Педагог использовал наглядный материал, который был подобран с учетом возраста детей, эстетично выглядел, способствовал привлечению и сосредоточению внимания. Длительность занятия соответствует санитарно - гигиеническим нормам. В течение всего занятия грамотно происходила смена динамических поз (дети стояли, сидели, перемещались от стола к доске во время игры, стояли, сидели, двигались во время физкультминутки, сидели). Воспитатель использовал различные формы организации детей: группа, индивидуально. В соответствии с материалом были отобраны методы и приемы взаимодействия с детьми: игровые приемы, приемы привлечения внимания детей, приемы активизации мышления, речи, а также художественное слово. Умело организована и самостоятельная практическая деятельность детей, индивидуальная работа с ними. Программное содержание усвоено полностью
Цель достигнута. |
Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:____________________
Дата выполнения задания
Алгоритм проверки рефлексивного анализа учебного занятия
Специалист 1____________________________________________
№ этапа уч. занятия |
№ вопроса |
Баллы за каждый вопрос |
Наибольшее возможное итоговое кол-во баллов по этапам |
Баллы специалиста |
Комментарии эксперта |
1 этап |
1 |
0 1 |
2 |
|
|
2 |
0 1 |
|
|
||
2 этап |
3 |
0 1 |
2 |
|
|
4 |
0 1 |
|
|
||
3 этап |
5 |
0 1 |
3 |
|
|
6 |
0 1 |
|
|
||
7 |
0 1 |
|
|
||
4 этап |
8 |
0 1 |
3 |
|
|
9 |
0 1 |
|
|
||
10
|
0 1 |
|
|
||
5 этап |
11 |
0 1 |
5 |
|
|
12 |
0 1 |
|
|
||
13 |
0 1 |
|
|
||
14 |
0 1 |
|
|
||
15 |
0 1 |
|
|
||
6 этап |
16 |
0 1 |
3 |
|
|
17 |
0 1 |
|
|
||
18
|
0 1 |
|
|
||
7 этап |
19 |
0 1 |
2 |
|
|
20 |
0 1 |
|
|
Подпись специалиста________________________________________
Дата проведения анализа____________________________________
Алгоритм проверки рефлексивного анализа учебного занятия
Специалист 2____________________________________________
№ этапа уч. занятия |
№ вопроса |
Баллы за каждый вопрос |
Наибольшее возможное итоговое кол-во баллов по этапам |
Баллы специалиста |
Комментарии эксперта |
1 этап |
1 |
0 1 |
2 |
|
|
2 |
0 1 |
|
|
||
2 этап |
3 |
0 1 |
2 |
|
|
4 |
0 1 |
|
|
||
3 этап |
5 |
0 1 |
3 |
|
|
6 |
0 1 |
|
|
||
7 |
0 1 |
|
|
||
4 этап |
8 |
0 1 |
3 |
|
|
9 |
0 1 |
|
|
||
10
|
0 1 |
|
|
||
5 этап |
11 |
0 1 |
5 |
|
|
12 |
0 1 |
|
|
||
13 |
0 1 |
|
|
||
14 |
0 1 |
|
|
||
15 |
0 1 |
|
|
||
6 этап |
16 |
0 1 |
3 |
|
|
17 |
0 1 |
|
|
||
18
|
0 1 |
|
|
||
7 этап |
19 |
0 1 |
2 |
|
|
20 |
0 1 |
|
|
Подпись специалиста________________________________________
Дата проведения анализа____________________________________
Скачано с www.znanio.ru
[1] Зависит от типа и целей урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.