РефлексИя или рефлЕксия?
Реализуя собственные замыслы, пребывая на пике творчества, мало кто задумывается о том, КАКИМ ОБРАЗОМ у него получилось достичь результата. Все особи вида «Человек разумный», способны к РЕФЛеКСИИ – т.е. способны оценивать личные поступки; поведение – своё и окружающих; сопоставлять желаемое и действительное. Но мало кто реально способен ОСОЗНАТЬ и ВОССТАНОВИТЬ способ, которым он пользовался, когда задумывался над решением поставленной задачи или жизненной ситуации. Таким образом, в большинстве своём, мы МОЖЕМ управлять эмоциональным фоном, оценивать окружающее и грамотно коммуницировать с другими людьми, но мы не обладаем РЕФЛЕКСиЕЙ. То есть не способны выявить СПОСОБ нашей коммуникации и уж тем более способ нашего МЫШЛЕНИЯ, благодаря которому мы достигли результатов в решении задачи.
РефлексИя – это уникальный акт мышления, способность выявить СПОСОБ решения. Она жизненно необходима нам для работы в открытой образовательной ситуации. Только благодаря рефлексИи мы становимся способны транслировать обучающимся способ деятельности ЧЕРЕЗ предметный материал. А не натаскивать их на ИНТУИТИВНОЕ закрепление способа через многократные ПОВТОРЕНИЯ пройденного. Именно о способах становления рефлексИи мы будем с вами сегодня говорить.
Итак, какие существуют требования к рефлексИи как процессу?
Давно замечено, что проводить одновременно и деятельность, и ее рефлексИю – практически невозможно2. Либо наше внимание сфокусировано на том, ЧТО мы сейчас делаем, либо на том, ПОЧЕМУ выбран именно этот способ действия. Попытка параллельно осуществлять две эти операции приводит к риску ПОТЕРЯТЬ мотивацию, поскольку несовершенства выбранного способа деятельности способны обесценить ее результаты.
Особенно этот риск выражен при работе с молодыми аудиториями, и яркий пример такой аудитории – школьники. На первом этапе освоения способа рефлексивной оценки деятельности, они – рефлексИя и деятельность – должны чередоваться. Итак, первое правило! Сделал что-то – вспомни, О ЧЁМ и КАК ты думал, чтобы достичь такого результата.
Второе правило связано с мышлением, осуществляемым в группе. ДУМАТЬ может и один человек. Однако осуществлять мышление, нацеленное на ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, способна только группа. Это утверждение может показаться спорным: ведь существуют же мыслители-одиночки, успешные в своей деятельности! Однако эти известные мыслители обладают достаточно развитым, можно сказать, ИДЕАЛЬНЫМ инструментарием, при помощи которого они могут мыслительно воспроизводить ситуацию коммуникации, тем самым применяя технологию ГРУППОВОГО мышления.
Группа состоит из разных людей, зачастую – с разными позициями. Множество мнений и взглядов на одну и ту же ситуацию позволяет каждому участнику видеть ситуацию под НЕПРИВЫЧНЫМ углом. Это формирует критическое и креативное мышление. Поэтому второе правило рефлексИи звучит следующим образом: всегда проводи рефлексИю в группе. Со стороны бывает проще уловить те моменты, в которые ты получил оптимальный ответ на заданный вопрос. Но просто зафиксировать этот момент – недостаточно. Необходимо восстановить в памяти, каким ИМЕННО образом я пришёл к этому ответу в тот момент. Сделать это можно самостоятельно или с помощью участников группы.
Отсюда третье правило рефлексИи: зафиксировав момент формирования идеи, задай себе вопрос – как я пришёл к сформулированной идее, какие логические процессы проходили в сознании в момент формирования мысли? Именно этот вопрос зачастую ставит нас в тупик, поскольку выводит процесс формирования нового для нас знания из НЕОСОЗНАННОГО состояния в ОСОЗНАННОЕ.
Без рефлексИи вполне можно прожить. Но без неё невозможно выстроить своё сознание в соответствии с требованиями, которые сегодня предъявляет нам экономика знаний. К тому же, не овладев рефлексИей, нельзя продемонстрировать сам способ рефлексИвного мышления своим ученикам.
Итак, с чего же начать?
Шаг 1. Выявляем способ порождения решения на известных алгоритмах.
Проще всего приступать к освоению рефлексИи на примерах решения математических задач. Да-да, именно математических задач. Подумайте, сколько способов сложения, вычитания, умножения и деления вы знаете? А есть ли ещё? Выпишите несколько способов решения арифметических задач. Разберите каждый способ. Решите один и тот же пример разными способами. Ответьте на вопрос: как вы рассуждали при решении одного и того же примера каждым из способов? Попробуйте записать ход ваших рассуждений. Превратите ход рассуждений в схему. Решите другой, случайный пример, опираясь на СПОСОБ рассуждений (а не на алгоритм решения).
Казалось бы, чего проще? А вы попробуйте! Если у вас есть готовый алгоритм и вы просто «верите ему» – вы просто пользуетесь способом. Но каждый математик (неважно, из какой эпохи) порождал СВОЙ способ решения «из ничего», ПОНИМАЛ его и только после этого ДЕМОНСТРИРОВАЛ как алгоритм.
Итак, восстановить способ порождения решения – это один из путей к освоению рефлексИи.
Шаг 2. Выявляем способ внутри СОБСТВЕННОЙ мыслительной деятельности.
Если предыдущий вариант показался вам слишком примитивным, попробуйте проанализировать ваш способ оценки работ учеников – без опоры на «ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии оценки»3. Предположим, вам нужно оценить результат освоения обучающимися проектной деятельности. Задайте себе вопрос: на каких основаниях я оцениваю результат и процесс работы проектной группы? Как продемонстрировать ОБЪЕКТИВНОСТЬ моей субъектной оценки для стороннего наблюдателя или проверяющего, НЕ ПОНИМАЮЩЕГО процессов деятельностной педагогики, но требующего результат в понятной ему форме?
На этом примере вы увидите, насколько сложно выделить основания для оценивания из собственных, не объективированных мыслительных процессов и, может быть, сумеете подойти к решению столь актуальной задачи, как объективация деятельностных результатов в образовании.
Шаг 3. Отвечаем на рефлексивные вопросы в модельной ситуации
Чтобы провести рефлексию какой-либо деятельности, нужно чётко работать с пониманием. Понимание – это основа любой коммуникации и результативной деятельности.
Разрыв коммуникации прекрасно описывал Иван Андреевич Крылов. Вспомним известную всем нам басню «Лебедь, рак и щука». В ней есть требования к результату: «везти с поклажей воз взялись»; есть требования к объединению усилий – «и вместе трое все в него впряглись»; есть самоотдача – «из кожи лезут вон…». Но нет РЕЗУЛЬТАТА – «Да только воз и ныне там».
Но мы с вами, в отличие от баснописца, не будем наслаждаться комичностью ситуации, а попробуем поставить вопросы, выявляющие ПРИЧИНУ отсутствия результата. Итак.
В чём причина ОТСУТСТВИЯ результата? (Причина не является аналогом вопроса: «Кто виноват», но помогает подойти к постановке вопроса: «Что делать»?)
Как должна быть организована деятельность, чтобы ситуация изменилась?
Как донести до участников деятельности способ ее организации без обострения конфликта (ведь у каждого из них – свой подход к процессу перетаскивания воза)?
Ответив на эти вопросы, попытаемся организовать рефлексию в коллективе. Вопрос, который нужно адресовать каждому: в чём отличие ТВОЕГО действия от действия других участников процесса?
Здесь стоит разобрать также, что ОБЩЕГО есть в твоём действии и действии других участников? Попытаться изобразить общее и различия. Постараться наглядно отобразить это в виде схемы. Подумать, каким способом можно преодолеть отличие, чтобы оно работало на ОБЩИЙ результат?
Шаг 4. Отвечаем на рефлексивные вопросы в реальной ситуации.
Просто? А вы попробуйте не на примере басни Крылова, а в реальной ситуации ДИСКОММУНИКАЦИИ между участниками одной проектной команды! И, кстати, вот именно в реальной ситуации мы с вами должны провести, прежде всего, рефлЕксию деятельности и после неё переходить к рефлексИи. Только так! Не сняв психологическое напряжение, нельзя перевести усилия команды с разрушения на СОЗИДАТЕЛЬНУЮ деловую коммуникацию.
В этом очень помогает так называемая «да»-стратегия. Отвечая на каждый вопрос, не нужно обвинять оппонента. Наоборот, нужно оценить вклад каждого и подумать, как добиться результата сообща. (ПАУЗА)
Шаг 5. Схематизируем ситуацию.
Схема – это уникальный инструмент для фиксации внимания, формирования ОБЩЕГО пространства понимания и выявления противоречий в процессе рефлексИи деятельности. Поэтому не пренебрегайте схематизацией в процессе подготовки, проведении и анализе результатов. Пусть средства для схематизации войдут в привычку при вашей работе. Говорите и изображайте основные блоки вашей мысли.
Давайте посмотрим, как можно схематизировать ситуацию в нашей басне.
1. Можно изобразить ее на уровне МЫШЛЕНИЯ (затеяли везти – т.е. есть воз; есть три участника, которые каким-то образом должны перетащить этот воз с точки «А» в точку «Б» и так далее).
2. Можно изобразить на уровне КОММУНИКАЦИИ (есть три участника, которые не согласовали направление вектора сил, то есть – присутствует дискоммуникация).
3. Можно изобразить на уровне ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (прямоугольник воза; векторы сил, направленные в разные стороны и равнодействующая, равная нулю).
Таким образом, мы имеем три разные картинки про одну и ту же ситуацию. Как планировалось, как стало и почему стало именно так, а не иначе.
Итак, давайте подведем итоги по процессу проведения рефлексии. Для того чтобы рефлексивная оценка была успешной необходимо:
1. выйти из ситуации (перестать решать);
2. посмотреть на процесс решения вопроса со всех сторон;
3. сформулировать ответ на вопрос «как ты решаешь?» и «почему это получается (или не получается)?»;
4. зафиксировать способ решения (со стороны многое видится иначе).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.