Рефлексия как один из важнейших этапов организации образовательной деятельности в детском саду
Оценка 5

Рефлексия как один из важнейших этапов организации образовательной деятельности в детском саду

Оценка 5
docx
28.09.2021
Рефлексия как один из важнейших этапов организации образовательной деятельности в детском саду
рефлексия. брошюра.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

 Илекского района оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

Т.М. ГАВРИЛОВА

 

 

 

 

РЕФЛЕКСИЯ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭТАПОВ

  ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Илек, 2020

 

 

    Автор: Т.М. Гаврилова – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада «Солнышко» Илекского района Оренбургской области.

 

    В данном пособии собраны, адаптированы и обобщены приемы рефлексии образовательной деятельности, используемые в детском саду.

    Обобщен опыт педагогов М.В. Голубевой, Т.В. Таскаевой, использованы материалы лекций Л.С. Кожуховской, И.В. Позняк, материалы, разработанные некоммерческой организацией Благотворительного фонда наследия Менделеева, словари.

    Илек, 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Голубева М.В. Рефлексия: что это в психологии. Определение и формы. – Образовательные интернет- ресурсы   psychologist.tips

2.      Кожуховская Л.С., Позняк И.В. Рефлективные техники и приёмы. – Лекции РМАТ, М., 2020г.

3.      Краткий словарь философских терминов. – М., 2010г.

4.      Некоммерческая организация благотворительный фонд наследия Менделеева. Конструктор занятия. – М., 2020г.

5.      Таскаева Т.В. Копилка приёмов рефлексии. –  Образовательные ресурсы infourok.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дошкольного учреждения. А для настоящего педагога – это самое главное, ведь дети – это наше продолжение. Начинать нужно от самого простого, и ориентируясь на личность и индивидуальные качества каждого воспитанника, приходить к максимально трудному, требующего активизации мышления.

   И, конечно, нужно помнить интересное детство сейчас – это счастливый и успешный ребенок завтра!

 

 

https://i.pinimg.com/736x/ac/c5/ce/acc5ce7aa83f69ff419761b4fd9ef00c--crescendo-.jpg

 

 

 

 

 

26

РЕФЛЕКСИЯ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭТАПОВ

  ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

 

«Познай самого себя»

                                            обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад.

 

   Современное общество и обстановка требуют от Личности множество мобильных и безукоризненных качеств и умений, так как возрастает спрос на качественные услуги во всех сферах жизни. Человеку трудно находится в современном обществе, не постигнув его постулаты, не выполняя определенные законы и устои, касающиеся самореализации и познания. И мы не говорим о материальных благах, мы говорим о внутреннем состоянии и воспитании каждого человека. Ведь, согласитесь, уважение и почет – это тоже дорогой инструментарий! И успешность, про которую мы все говорим, порой может заключаться не в материальности положения, а в самоутверждении. Но как добиться комфортного общения, жизни, развития – ведь, это очень важно для каждого человека. А добиваются этого люди, которые умеют анализировать свои поступки, свое положение, ситуации в которых они находятся, и не просто анализировать, а выделять главное, уметь видеть корень проблемы, понять в чем проблема того или иного факта, или, наоборот, почему такой успех! И с учетом этой информации двигаться дальше! Это умение называется -  РЕФЛЕКСИЯ!  Умение рефлексировать нам необходимо не только для успешности в профессиональном деле, но и для построения личных траекторий развития в общении, взаимодействии со сверстниками, родителями, коллегами, да просто с окружающими людьми в супермаркете!

    РефлЕксИя – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. (Краткий словарь философских терминов)

    Рефлексия     –     процесс     осознанный,     требующий     серьезных

3

интеллектуальных усилий. И происходит это понятие от латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

   Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки.

   Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности. (Голубева)

   Рефлексия является горантом позитивных межличностных контактов, определяет такие партнерские личностные качества как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека (С.В. Кондратьева, В.А. Кривошеев, Б.Ф. Ломов)

Именно этап рефлексии помогает ребенку понять, осознать ситуацию, дает возможность проанализировать то, что ему понравилось на занятии (в течение дня, в процессе рисования, конструирования и т.д.), что удалось, почему получилось – не получилось, что бы хотел изменить, как можно изменить, почему нужно пересмотреть свои действия, кто справился, что больше понравилось, почему не понравилось, кому нужно сказать СПАСИБО и БЛАГОДАРЮ, пожать руку, какая представилась возможность, что будем делать дальше…

     Для педагогов формирование рефлексии – это вдвойне важный процесс, ведь кроме себя мы должны научить детей использовать свои психологические процессы для своего же развития. И это очень важный этап в воспитании и проведении образовательной деятельности уже в дошкольных организациях. С момента поступления ребенка в детский сад, мы должны учить его проводить рефлексию – «Тебе так нравится?», «Ты как хочешь?», «А если попробовать вот так…» Более основательно и профессионально развивать  процессы  анализа и  синтеза начинаем  со  второй младшей

4

7. «Светофор»

 

Оборудование: фишки трех цветов по количеству детей, макет светофора.

Проведение. По окончании деятельности дети выбирают цвет, соответствующий характеристике:                

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-districts/1540813/2a00000168e53da25d225d4d673d165e4970/optimize

Совсем не понятно, скучно, не справился, плохое настроение

 

 

Есть вопросы, справился, но с трудом

 

 

Все легко!  Отличное настроение! Все удалось! 

         

 

8. «Моё состояние»

 

Оборудование: ватман с изображением звездного неба, звезды, заданных цветов по количеству детей.

Проведение. Детям предлагается приклеить на ватман звезду по цвету, характеризующую состояние ребенка, как он себя чувствовал:

красный цвет – смело;

синий – неуверенно;

зелёный – уверенно;

жёлтый – комфортно;

фиолетовый – испуганно;

серый – грустно;

чёрный – сердито.

  

 Научив ребенка приемам рефлексии, мы можем гарантировать себе успешного   ученика,   творчески   успешную   личность   за   пределами

25

- Теперь я могу…

- Было трудно…

- Было интересно…

- Я понял, что…

- Я приобрел…

 

5. «Выбери утверждение»

 

Проведение. Ребятам предлагается выбрать утверждение:

- всё понял;

- всё понял, могу помочь другим;

- запомню надолго;

- могу, но нужна помощь;

- отличное;

- скучное;

- интересное…

 

    Следует помнить, что давать информацию – реплики, фразы, афоризмы нужно порционно по несколько штук, начиная с 2-3 фраз и в подготовительной группе предлагать от 5 до 7 фраз.

 

6. «Изба»

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/34158/b4d32e36-a12a-4d56-affb-3a8ff981cf4b/s1200Оборудование: изображение избы, фигуры людей, несущих различные эмоции (барышня, королева, принц, грустный студент, задумчивый ученый и т.д.)

Проведение. На плакате изображены фигуры людей. Их более 10. Дети должны выбрать из количества  ту фигуру, которая соответствует его усвоению знания. К примеру, танцующая царевна – тема усвоена хорошо, значит может выполнить задание такого типа. Грустный молодой человек – тема не понята. Стоит отметить, что лучше, если такой плакат ребята изготовят сами, совместно с педагогом.

24

группы.

    Педагогу важно знать, что рефлексия классифицируется на рефлексию эмоционального настроения, рефлексию деятельности и рефлексию содержания учебного материала – это наиболее удачная и используемая классификация в педагогическом процессе.

    Рефлексия настроения и эмоционального состояния используется в работе воспитателя со второй младшей группы и на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду. Рефлексию деятельности целесообразно начинать вводить в средней группе дошкольного возраста, а вот в старшем дошкольном возрасте уже можно использовать и рефлексию содержания учебного материала.  Рефлексия может проводится на любом этапе образовательной деятельности, если это путешествие или квест-игра, то у ребят могут быть маршрутные листы, где они отмечают свое настроение, от каждого выполненного этапа. Результат рефлексии – отличный диагностический материал педагогу для проведения собственной рефлексии - оценки своей деятельности.

 

РЕФЛЕСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

 

   Этот вид рефлексии целесообразно проводить в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Можно автономно провести и в конце деятельности.

 

   Начиная с младшей группы нужно использовать два маркирующих цвета в любом приеме рефлексии, затем, как дети освоят принцип можно добавлять другие цвета, которые будут выражать большее количество чувств и эмоций: грустно, весело, понравилось, очень понравилось, не очень понравилось, скучно, не интересно, ничего не понял и т.д.

 

1.«Две карточки»

 

Оборудование: карточки синего и красного цвета по количеству детей.

Проведение. У детей две карточки: синяя и красная. Они показывают

5

карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце деятельности. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у педагога причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

 

2.«Солнышко»

 

Оборудование: магнитное полотно, панно с липучками, экран с кармашками, фишки с изображением объектов настроения по количеству детей.

Проведение. В групповой комнате есть экран, или же полотно, на которое ребята помещают после деятельности картинку, которая говорит – «Моё настроение похоже на…»

- солнышко;

- солнышко с тучкой;

- тучку;

- тучку с дождем;

- тучку с молнией.

Или же на полотне нарисованы уже такие объекты, а ребята помещают возле нужного объекта свою фишку.

 

3. «Лучики»

 

Оборудование: три солнышка с разным выражением эмоций, лучики по количеству детей.

Проведение. Педагог предлагает в начале занятия, утром, в любой режимно -игровой момент, где задумана оценка настроения ребенка, присоединить свой лучик к соответствующему солнышку:

- веселое настроение, все хорошо – улыбающееся солнышко;

- нет настроения, ничего не хочется, скучно – нейтральное выражение эмоции солнышка;

- хочется плакать, негативное отношение – грустное выражении эмоции солнышка.

 

6

3. «Пчелиный улей»

 

Проведение. Прием используется после ознакомления с новым материалом. Педагог просит задать вопросы по занятию друг другу (в парах), тем самым ликвидируя пробелы, если они возникли, в понимании нового.

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1923101/5aa8cfbf-6f19-4dbc-add5-4c9a3a9bf066/s1200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Сухой остаток»

 

Проведение. Педагог предлагает ребятам завершить фразу одним предложением:

- Занятие увлекло меня тем…

- Заинтересовало…

- Взволновал вопрос…

- Заставило задуматься…

- Навел на размышления…

- Узнал новые факты о…

- Считаю нужным запомнить…

23

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

    Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания познаваемого. Обычно в конце образовательной деятельности подводятся итоги, обсуждение того, как работали и что узнали.

Педагог, проводя систематически рефлексию, может понять, насколько ребенок вовлечен в процесс познания, а также имеет возможность проанализировать свою деятельность и составить индивидуальный маршрут развития ребенка.

Самыми эффективными приемами считаются приемы выбора тезисов, афоризмов, отражающих суть понимания нового, прием «Закончи предложение».

 

1.«Рюкзак»

 

Оборудование: небольшой рюкзак, предметы, отражающие суть нового материала.

Проведение. По окончании образовательной деятельности педагог предлагает собрать воображаемый рюкзак знаний, которые они получили на занятии. Педагог заранее готовит предметы, отражающие суть новой информации и дети самостоятельно выбирают по 1 предмету, затем комментируют свой выбор.

 

2. Приём «Что, если…?»

 

Проведение. Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют детям по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления воспитанников (Что, если бы, почва была постоянно сухой? Что, если бы на огороде росли только томаты? Что, если бы снег не таял? И т.д.)

 

22

4. «Бантик настроения»

 

Оборудование: Солнышко, бантики разного цвета по количеству детей.

Проведение. В группе весит солнышко, лучики в виде косички, ребята в конце деятельности или ее начале (по приходу в детский сад) помещаю бантик на косичку в соответствии:

- красный бантик – весело, понравилось

- зеленый бантик – не очень понравилось

- синий бантик – скучно, не понравилось.

 

5. «Смайлики»

 

Оборудование: полотно любой фактуры, экран, магнитная доска, смайлики настроения по количеству детей.

 

Проведение. Ребята либо помещают свои смайлики на полотно, либо просто показывают свою картинку со смайликом.

 

kisspng-emoticon-smiley-emoji-clip-art-emoji-5acf04f1eb3c76                 

Весело, все удалось, отличное настроение

 

 

neutral-face-emoticon-q6tIyg-clipart

Нейтрально, скучно, никак

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1888335/pub_5cc820c924de2d00b2ddce67_5cc8230c3e66cc00af04a2e4/scale_1200         

                                  Грустно, ничего не понятно, настроение «поплакать»

                     

 

6. «Радостный гномик»

 

Оборудование: картинки с любимым персонажем (гномиком) по количеству детей.

7

Проведение. Персонаж может быть использован тематически, т.е. по названию группы или самый любимый герой ребят в этой группе. Дети показывают картинку, отражающую их настроение.

https://i.pinimg.com/originals/69/9e/af/699eaf112241442a027c71375580de09.png

https://i.pinimg.com/736x/b1/ab/49/b1ab4974799a5a2a8694eaee18973368--art-disney-disney-pics.jpgВсе хорошо, весело

 

 

 

 Грустно

 

 

7.  «Эмоционально-музыкальная концовка»

 

Оборудование: проигрыватель, музыкальные композиции.

Проведение. Дети слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения) Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

 

8. «Букет настроения»

 

Оборудование: цвету из бумаги (плоскостные или объемные), ваза, корзина.

Проведение. В начале образовательной деятельности учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце деятельности воспитатель просит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, синий, желтый. В конце урока собрать цветы в корзину, это еще зависит от возраста детей.

 

9. «Маятник настроения» - отражает настроение ребёнка.

 

Оборудование: две картины

8

- Я рад, что…

- Я могу себя похвалить за…

 

19. «Яблоня»

 

Оборудование: яблоня, яблоки заданных цветов по количеству детей.

Проведение. В конце деятельности ребята помещают на яблоню яблоко определенного цвета:

- красное яблоко – занятие очень интересное, мне всё понравилось;

- желтое яблоко – мне понравилось, ноя не все запомнил/понял;

- зеленое яблоко – было скучно, я ничего не понял/не запомнил.

 

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/031a/0019b921-c230a9bc/img8.jpg

 

 

 

 

 

 

21

- отвечал/занимался по просьбе педагога;

- не отвечал/не занимался.

 

17. «Проблемное воспоминание»

 

hello_html_6eb8363f.jpgПроведение. Предложить детям вспомнить ход деятельности и трудности, которые они встретили. Перечислить сложности, которые наиболее часто возникают в процессе образовательной деятельности (проблема ориентировки по карте, не правильное разгадывание ребуса, затруднение работы с кластером и т.д.). Попросить детей выбрать, какие из перечисленных проблем встречались, обсудить почему возникали сложности, чего не хватало для положительного решения ситуации, какие знания, умения необходимы детям.

Данный прием отлично помогает педагогу для дальнейшего планирования педагогического процесса.

 

18. «Я начну, а ты продолжишь…»

 

Проведение. Подведя итог педагог предлагает детям проанализировать свою работу в процессе образовательной деятельности таким способом – педагог начинает фразу, а дети ее продолжают, поднимая руку:

- Мне было интересно…

- Я сегодня разобрался в …

- Мне было трудно…

- Я хочу еще раз…

- У меня возник вопрос…

- Мне удалось…

- У меня не получилось…

- Я хочу поблагодарить…

- Я сегодня узнал…

- На занятии я…

- Дальше я буду…

- Мне было любопытно…

20

hello_html_m2fd904c5.jpgПроведение. Детям предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению и помещают под ней свои фишки (Таскаева)

10.«Мои ожидания»

 

Проведение. В начале деятельности воспитатель проводит прием психофизической тренировки и просит ребят взяться за руки, улыбнуться друг другу и сказать, что он ждет от предстоящей деятельности. - Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце занятия (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.).

 

11. «Дерево чувств»

 

Оборудование: дерево, листья разного цвета по количеству детей.

Проведение. В группе имеется дерево и листва разного цвета, ребята прикрепляют листья своего цвета - если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листики зеленого цвета, если нет, красного цвета.

В старшем дошкольном возрасте спектр цвета увеличивается.

Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет:

красный –  восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

9

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.

 

12. «Каким я себя ощущаю», «Какие эмоции ты испытываешь?»

 

Оборудование: магнитная доска, магниты разного цвета.

Проведение. Эта игра помогает определить эмоциональное состояние ребенка на уровне ощущений. Как он себя ощущает: плохо (грустно)- фиолетовый цвет, хорошо – стабильное уравновешенное состояние внутренней гармонии - зеленый цвет, отлично (эмоциональный подъем) – розовый цвет. Перед началом занятий, дети, используя цветные магниты, показывают свое эмоциональное состояние.

 

13. «Радуга настроения»

 

Оборудование: цветные полоски, магниты, магнитная доска, ватман.

Проведение. Дети выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики, цветные полоски на радугу.

Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, синий - грустное, чёрный – тревожное, напряжённое, крайне неудовлетворённое.

 

14. «Цветик – семицветик»

 

Оборудование: разноцветные лепестки, стебель без лепестков.

Проведение. У педагога имеется стебель и нужно собрать цветик-семицветик, дети выбирают себе лепесток, который по цвету подходит к их настроению. Собирается общий цветок.

 

15. Рисуем настроение.

 

Оборудование: листы бумаги по количеству детей, ватман, краски, вода, кисти.

10

предмета может быть нарисована сова, книга и т.д.; …занятие было

скучным, мне ничего не удавалось – «человечек» с перевернутой улыбкой, зачеркнутая книга, … занятие было трудным, но я старался и все получилось – «человечек» с руками, разведёнными в стороны, знак вопроса… (символику для детей вы выбираете сами, наиболее приемлемую, интересную и подходящую) (Менделеев)

 

14. «Комплимент»

 

Проведение. Дети оценивают вклад друг друга в достижении результата, благодарят друг друга и делают комплимент в виде фразы, например, – «Ты такой молодец! Помог разгадать ребус!», «Ты очень внимательный, что сделал шаг назад», «У тебя хорошая память, потому что ты вспомнил значение слова…»

 

15. «Поляна»

 

Оборудование: нарисованная поляна с цветами, над цветком кармашек, куда помещается рисунок, предмет, отражающий суть конкретной деятельности, этапа, бабочки по количеству детей.

Проведение. На полотне – поляна из цветов, над каждым цветком – момент игры, образовательной деятельности, режимный момент в виде какой-то вещи, предмета. У каждого ребенка – бабочка. Педагог предлагает детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности, какой режимный момент, момент в игре ему понравился больше всего.

 

16. «Совместный результат»

 

Проведение: Предложить детям оценить свою работу на занятии, проанализировать почему и как отвечал/не отвечал, используя фразы:

- отвечал/занимался по своей инициативе, ответы правильные;

- отвечал/занимался по своей инициативе, ответы не совсем правильные;

19

11. «Утверждение»

 

Проведение. Педагог предлагает ребятам после подведения итогов определить свой уровень познания при помощи фразы:

- Я сам не смог бы справиться с заданием…

- У меня не было трудностей;

- я только слушал предложения других;

- я выдвигал идеи…

 

12. «Лестница успеха»

 

Оборудование: нарисованная лестница, экран проектора с лестницей, индивидуальная карточка с лестницей, «человечки» разных эмоций по количеству детей.

Проведение. Данный прием может проводится в разных вариациях. Лестница может находится на экране, доске, панно, либо у каждого - индивидуальный планшет со ступеньками и человечек, обозначающий самого ребенка. По окончании деятельности или в процессе ребенок ставит человечка на ту ступеньку, которая отражает его ощущения:

1-      нижняя ступенька – руки у «человечка» опущены – у меня ничего не получилось;

2-      средняя ступенька – руки у «человечка» разведены в стороны – мне было трудно;

3-      верхняя ступенька – руки у «человечка» подняты вверх – мне все удалось.

 

13. «Моё состояние»

 

Оборудование: стикеры, фломастеры, карандаши.

Проведение. Ребятам предлагается на листочке нарисовать рисунок, состоящий из «человечка», смайлика и предмета, раскрывающего фразу «Для меня сегодняшнее занятие…»

Например, если …занятие было интересным, мне понравилось, я все смог   –   «человечек»   с   улыбкой,   поднятыми   руками,   в   качестве

18

Проведение. Настроение человека отражается, в первую очередь, в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и т.д. Чтобы проверить, как деятельность влияет на настроение ребенка, достаточно предложить ему выполнить рисунок на тему «Моё настроение».

1 вариант – мокрый лист бумаги, краски, ребенок самостоятельно изображает свое настроение.

2 вариант – на общем ватмане каждый ребенок рисует полоску, пятнышко, облачко  «своим» цветом в течении 1 минуты.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность

 

16. «Образная рефлексия»

 

Оборудование: силуэты, картинки животного, цветов, пластилин, экран.

Проведение. Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.

 

 

11

17. «Роза настроения»

 

Оборудование: цветок на бумаге, карандаши, фломастеры, заданных цветов.

Проведение. «Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:

·    жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;

·    зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;

·    синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

   В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.

 

18. «Состояние моей души»

 

Оборудование: нарисованная лесенка, с 5/3 ступенями, на каждой ступени изображение эмоции, маленькие стикеры для рисования, карандаши.

Проведение. Рисуется лесенка с 5 ступенями, у каждой ступеньки свое название: 1) Крайне скверно, 2) Плохо 3) Хорошо, 4) Уверен в своих силах, 5) Комфортно.

Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

Для ребят в ДОУ можно использовать лесенку из 3-х ступенек.

 

19. «Ассоциация»

 

Оборудование: картинки, отражающие различные эмоции.

Проведение. Детям предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние в начале деятельности, вторую – в конце деятельности. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два   предложения   на   картинку).  Любые   комментарии  со   стороны

12

 8. «Выберите одну фразу для товарища»:

 

Проведение. Воспитатель предлагает оценить работу товарища в процессе деятельности при помощи одной фразы.

Примерные фразы…

- Ты молодец…

- Я доволен твоей работой на уроке…

- Ты мог бы поработать лучше...

 

9. «Дело в шляпе»

 

Оборудование: шляпа, проигрыватель, музыкальная композиция.

Проведение. После подведения итогов дети передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу в процессе деятельности или дает оценку совместной деятельности – что получилось, благодаря кому, что сделали, чтобы получилось.

 

10. «Острова»

 

Оборудование: ватман с островами эмоций, фишки по количеству детей.

hello_html_312a52df.jpgПроведение. На доске или у каждого ребенка карта настроения. Педагог просит поставить знак √, или *, или крестик, на каком из островов вы сегодня пребывали во время занятия: Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости, поэтапно показывая и комментируя названия острова. Когда дети уже будут знакомы с этим приемом, комментарии и объяснения будут не нужны.

17

ориентироваться. Здесь педагог может проявить фантазию и творчество. Дети выбирают один из секторов, и помещают туда сой дротик.

hello_html_a7bb2a2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

7. «Подбор афоризма, фразеологизмов, пословицы, стихотворения к уроку»

 

Оборудование: иллюстрации к фразеологизмам.

Проведение. Воспитатель предлагает оценить свою работу в процессе деятельности при помощи фразеологизма. Педагог зачитывает, если детям не понятна та или иная фраза, разбирают ее и кто согласен с утверждением, тот поднимает руку и комментирует.

Примерные фразеологизмы…

- спустя рукава;

- краем уха;

https://www.stihi.ru/pics/2012/10/11/9099.jpg- как рыба о лед;

- шевелить мозгами;

- ловить ворон;

- комар носа не подточит;

- в два счета;

- войти во вкус;

- зарубить на носу;

- держать ухо востро.

 

 

16

других ребят или педагога исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги деятельности.

 

РЕФЛЕКСИЯ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    Этот вид рефлексии приемлем в конце образовательной деятельности – для оценки активности каждого ребенка и эффективности его деятельности в процессе занятия. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации к познанию и развитие умения определять степень достижения цели. Дети выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы.

 

1.Метод «Благодарю». 

 

Проведение. В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать БЛАГОДАРЮ за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

 

2. «Поезд»

 

Оборудование: нарисованный поезд с четырьмя вагончиками, жетоны с улыбающимися и грустными лицами на каждого ребенка.

Проведение. В контейнере на каждого ребенка имеется два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены виды деятельности в процессе дня, образовательной деятельности (особенно актуально при образовательной деятельности в форме квест-игры, путешествий). Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает  на  то  задание,  которое вам  было  интересно выполнять, а

13

 «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/01dc/000322a3-90a358ec/img8.jpgРебенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во, т.е. оценить достигнутые результаты.

 

3.«Огонёк общения»

 

Оборудование: медальки, цветочки заданных цветов по количеству детей.

Проведение. Дети, встав в круг, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным (дети по кругу передают символическое сердечко и говорят):

-сегодня меня порадовало…

-сегодня меня огорчило…

Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужным. -Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения. У кого получился самый большой букетик? Как

14

вы думаете, почему?

 

4. «Пантомима»

 

Проведение. Дети пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

 

5. «Волшебное дерево» 

 

Оборудование: дерево, инструментарий к нему.

Проведение. В конце деятельности ребята помещают на дерево цветочек, листочек, яблоко, в зависимости от оценки своего понимания того нового, что узнал.

Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь. Цветочек – было трудно, но я понял. Яблоко – у меня всё получается.

hello_html_meaac4f1.jpghello_html_m2c6dd5b3.jpghello_html_m5e124654.jpghello_html_6a77c160.jpg

 

6. «Рефлексивная мишень»

 

Оборудование: нарисованная мишень с иллюстрациями, выражающими суть фраз, дротики, фишки по количеству детей.

Проведение. На полотне мишень, разделённая на 4 сектора: активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое – эти заголовки для детей целесообразно заменить картинками, отражающими суть высказывания, чтобы детям было легко и понятно

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Автор: Т.М. Гаврилова – воспитатель высшей квалификационной категории

Автор: Т.М. Гаврилова – воспитатель высшей квалификационной категории

А для настоящего педагога – это самое главное, ведь дети – это наше продолжение

А для настоящего педагога – это самое главное, ведь дети – это наше продолжение

И происходит это понятие от латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад»

И происходит это понятие от латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад»

Теперь я могу… - Было трудно… -

Теперь я могу… - Было трудно… -

В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия

В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО

Проведение. Персонаж может быть использован тематически, т

Проведение. Персонаж может быть использован тематически, т

Проблемное воспоминание» Проведение

Проблемное воспоминание» Проведение

Каким я себя ощущаю», «Какие эмоции ты испытываешь?»

Каким я себя ощущаю», «Какие эмоции ты испытываешь?»

Утверждение» Проведение. Педагог предлагает ребятам после подведения итогов определить свой уровень познания при помощи фразы: -

Утверждение» Проведение. Педагог предлагает ребятам после подведения итогов определить свой уровень познания при помощи фразы: -

Роза настроения» Оборудование: цветок на бумаге, карандаши, фломастеры, заданных цветов

Роза настроения» Оборудование: цветок на бумаге, карандаши, фломастеры, заданных цветов

Здесь педагог может проявить фантазию и творчество

Здесь педагог может проявить фантазию и творчество

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во, т

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во, т

Рефлексия как один из важнейших этапов организации образовательной деятельности в детском саду

Рефлексия как один из важнейших этапов организации образовательной деятельности в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2021