«Рефлексия на уроке»-учитель начальных классов школы-гимназий №144 города Алматы Ли Маргарита Борисовна. Сегодня жизнь предусматривает использование новых форм и методов обучения для успешного проведения урока. Учитель должен грамотно сформулировать цели урока. Цель урока –это его результат, достичь которых мы планируем ,используя дидактические, методические и психологические приемы. Цели должны быть : реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных ,регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действии, с технологией критического мышления.
Рефлексия-это размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) своих поступков и прошедших событии. Рефлексия, в упрощенном определении-это «разговор с самим собой». Слово «рефлексия» происходит от латинского-обращение назад. При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих 4 сферы человеческой сущности:
1)физическая - оценивается активность ребенка (успел-не успел);
2) сенсорная - определяет, насколько ребенку комфортно, как он чувствует в процессе урока (комфортно-дискомфортно);
3) интеллектуальная - выявляет затруднения (что понял, что осознал, что не понял, какие затруднения испытывал);
4)духовная- показывает, произошли ли какие-то положительные или отрицательные изменения (стал лучше-хуже, созидал или разрушал).
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
1-коммуникативную-её обьектом является представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
2-личностную-обьектом познания является сама познающая личность, её свойство и качество, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
3-интеллектуальную-проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условию задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного , понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом , а выстроить смысловую цепочку ,сравнить свои способы и методы с другими.
Исходя из функции рефлексии предлагается следующая классификация:
--рефлексия настроения и эмоционального состояния;
--рефлексия деятельности;
--рефлексия содержания учебного материала.
Приёмы рефлексии эмоционального состояния:
--карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз;
--«Солнышко» - мне все удалось; «Солнышко и тучка» -мне не все удалось, «Тучка»-у меня ничего не получилось;
--«Радостный гномик» - все хорошо, «Грустный гномик» -грустно.
Рефлексия деятельности:
--Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ ( он дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов. А применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
-- «Лесенка успеха» -нижняя ступенька, у « человечка» руки опущены- у меня ничего не получилось; средняя ступенька-у «человечка» руки разведены в стороны- у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх-мне все удалось;
--«Наряди елку» - успешно выполнил задание - повесил шарик, были ошибки -шарик остался возле елки;
--«Дерево успеха» - зеленый лист - нет ошибок, желтый лист-1 ошибка, красный лист-2-3 ошибки;
--«Поезд» -на доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить « веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот , который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика;
--«Поляна» - на доске поляна из цветов, над каждым цветком-этап урока(работа с текстом, фонетическая зарядка и т.д.).Перед каждым ребенком-бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного). Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали-т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением , выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-сегодня я узнал…
-был интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания…
-я понял, что…
-теперь я могу…
-я почувствовал, что…
-я приобрел…
- я научился…
-у меня получилось…
-я смог…
-я попробую…
-меня удивило…
-урок дал мне для жизни…
-мне захотелось…
--«Плюс-минус-интересно» ( при подведении итогов урока): «Плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - минус записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуации. В графу «И» - интересно-учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы хотелось еще узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
--«Синквейн» - пятистишие может применяться как заключительное задание по пройденному материалу:
--1строка-название темы (одно существительное);
--2строка-описание темы в двух словах,2 прилагательных;
--3строка-описание действия в рамках этой темы тремя словами;
--4строка-это фраза из 4х слов, показывает отношение к теме(целое предложение);
--5строка-синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
--«Пометки на полях» -инсерт, маркировка-обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+»-знал, «!»-новый материал (узнал), «?»-хочу узнать.
--Восстановление деформированного высказывания, правила, текста, или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
--Табличка-фиксация знания и незнания о каком-либо понятии:
--понятие—знал—узнал—хочу узнать
--Кластер (гроздь)-фиксация системного понятия с взаимосвязями.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке-это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Новая модель образования заключается в том, чтобы изменить свое педагогическое поведение, свое сознание, т.е. критическое отношение к самому себе, перестроить себя на новые перемены.
Не бывает плохих детей, а бывает плохой учитель. Только творческий и воспитанный человек может быть умным. Поэтому нужно дать возможность нашим детям творчески мыслить, говорить, рассуждать, сравнивать, побуждать к действию, дать возможность самим найти ответ на те или иные вопросы.
Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе, которыми пользуюсь и которые, на мой взгляд,
дают хорошие результаты.
Прием «Синквейн»- на уроке познания во 2классе по теме:
«Почва»:
Почва.
Живая, неживая.
Разрушают, беречь, выращивать.
Солнце, ветер и вода разрушают горы.
Земля!
Стратегия «Кластер»: урок литературного чтения во 2классе по
разделу «Мои друзья».
Почему хорошо жить на свете?-
-Светит солнце.
-Летом можно купаться и загорать.
-А зимой можно кататься на санках, на коньках, на лыжах.
-Друзья приходят к тебе на помощь в трудную минуту.
-Можно поделиться с друзьями (чем?)…..
-Не бывает маленькой правды.
-Нельзя жить без дружбы!
Метод «Знаю- узнал- хочу узнать» -урок русского языка в 4классе по
теме «Изменение глагола по временам и числам».
1.Что вы знаете о глаголах?- Знаю…
-Это часть речи.
-Обозначает действие предмета.
-Отвечает на вопросы: что делать? -что сделал? -что будет делать? -что сделают? -что будут делать?
-Глагол изменяется по временам.
2.Что вы узнали сегодня на уроке?- Узнал…
-Узнал, что глагол изменяется по временам.
-Глагол изменяется по числам.
-Главная особенность глаголов- это- обозначается последовательность развивающихся действий ( в упр.24-ветер шумит ,бежит, дует, воет).
3. Хочу узнать- Что вы считаете нужным узнать?-
-поиск новой информации…
Метод «Диаграмма Вена» - урок русского языка в 4классе по теме:
«Закрепление»:
-Имя существительное:-
-обозначает предмет;
-отвечает на вопросы -кто? -что?
-в предложении может быть подлежащим.
-Имя прилагательное:-
-обозначает признаки предмета;
-отвечает на вопросы- какой?- какая?- какое?- какие?- чей?
-в предложении может быть определением.
Что общего?-
-это части речи;
-изменяются по падежам;
-изменяются по числам;
-изменяются по родам.
(показать практически).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.