Рефлексия на уроке
Оценка 4.9

Рефлексия на уроке

Оценка 4.9
docx
14.02.2020
Рефлексия на уроке
Рефлексия на уроке.docx

«Рефлексия на уроке»-учитель начальных классов школы-гимназий №144 города Алматы Ли Маргарита Борисовна.                                                                            Сегодня жизнь предусматривает использование новых форм и методов обучения для успешного проведения урока. Учитель должен грамотно сформулировать цели урока. Цель урока –это его результат, достичь  которых мы планируем ,используя дидактические, методические и психологические приемы. Цели должны быть : реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы.

             Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели  дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных ,регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действии, с технологией критического мышления.

               Рефлексия-это размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) своих поступков и прошедших событии. Рефлексия, в упрощенном определении-это «разговор с самим собой». Слово «рефлексия» происходит от латинского-обращение назад. При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих 4 сферы человеческой сущности:

1)физическая - оценивается активность ребенка (успел-не успел);

2) сенсорная - определяет, насколько ребенку комфортно, как он чувствует в процессе урока (комфортно-дискомфортно);

3) интеллектуальная - выявляет затруднения (что понял, что осознал, что не понял, какие затруднения испытывал);

4)духовная- показывает, произошли ли какие-то положительные или отрицательные изменения (стал лучше-хуже, созидал или разрушал).

                  Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

1-коммуникативную-её  обьектом  является представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

2-личностную-обьектом познания является сама познающая личность, её свойство и качество, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

3-интеллектуальную-проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условию задачи.

                        Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного , понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом , а выстроить смысловую цепочку ,сравнить свои способы и методы с другими.

                          Исходя  из функции рефлексии предлагается следующая классификация:

--рефлексия настроения и эмоционального состояния;

--рефлексия деятельности;

--рефлексия содержания учебного материала.

                          Приёмы рефлексии эмоционального состояния:

--карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз;

--«Солнышко» - мне все удалось; «Солнышко и тучка» -мне не все удалось, «Тучка»-у меня ничего не получилось;

--«Радостный гномик» - все хорошо, «Грустный гномик» -грустно.

                             Рефлексия деятельности:

--Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ ( он дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов. А применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

-- «Лесенка успеха» -нижняя ступенька, у « человечка» руки опущены- у меня ничего не получилось; средняя ступенька-у «человечка» руки разведены в стороны- у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх-мне все удалось;

--«Наряди елку» - успешно выполнил задание - повесил шарик, были ошибки -шарик остался возле елки;

--«Дерево успеха» - зеленый лист - нет ошибок, желтый лист-1 ошибка, красный лист-2-3 ошибки;

--«Поезд» -на доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить « веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот ,  который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика;

--«Поляна» - на доске поляна из цветов, над каждым цветком-этап урока(работа с текстом, фонетическая зарядка и т.д.).Перед каждым ребенком-бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

                           Рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного). Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали-т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним  предложением , выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

     -сегодня я узнал…

    -был интересно…

    -было трудно…

    -я выполнял задания…

    -я понял, что…

    -теперь я могу…

    -я почувствовал, что…

    -я приобрел…

     - я научился…

     -у меня получилось…

     -я смог…

     -я попробую…

     -меня удивило…

     -урок дал мне для жизни…

     -мне захотелось…

--«Плюс-минус-интересно» ( при подведении итогов урока): «Плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - минус записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуации. В графу «И» - интересно-учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы хотелось еще узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

--«Синквейн» - пятистишие может применяться как заключительное задание по пройденному материалу:

     --1строка-название темы (одно существительное);

     --2строка-описание темы в двух словах,2 прилагательных;

     --3строка-описание действия в рамках этой темы тремя словами;

     --4строка-это фраза из 4х слов, показывает отношение к теме(целое предложение);

     --5строка-синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

 --«Пометки на полях» -инсерт, маркировка-обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

     «+»-знал, «!»-новый материал (узнал), «?»-хочу узнать.

   --Восстановление деформированного высказывания, правила, текста, или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

    --Табличка-фиксация знания и незнания о каком-либо понятии:

          --понятие—знал—узнал—хочу узнать

     --Кластер (гроздь)-фиксация системного понятия с взаимосвязями.

                Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке-это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

             Новая модель образования заключается в том, чтобы изменить свое педагогическое поведение, свое сознание, т.е. критическое отношение к самому себе, перестроить себя на новые перемены.

              Не бывает плохих детей, а бывает плохой учитель. Только творческий и воспитанный человек может быть умным. Поэтому нужно дать возможность нашим детям творчески мыслить, говорить, рассуждать, сравнивать, побуждать к действию, дать возможность самим найти ответ на те или иные вопросы.

               Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе, которыми пользуюсь и которые, на мой взгляд,

дают хорошие результаты.

                Прием «Синквейн»- на уроке познания во 2классе по теме:

«Почва»:               

Почва.

Живая, неживая.

Разрушают, беречь, выращивать.

Солнце, ветер и вода разрушают горы.

Земля!

 

          Стратегия «Кластер»: урок литературного чтения во 2классе по

разделу  «Мои друзья».

 Почему хорошо жить на свете?-

-Светит солнце.

-Летом можно купаться и загорать.

-А зимой можно кататься на санках, на коньках, на лыжах.

-Друзья приходят к тебе на помощь в трудную минуту.

-Можно поделиться с друзьями (чем?)…..

-Не бывает маленькой правды.

-Нельзя жить без дружбы!

            Метод «Знаю- узнал- хочу узнать» -урок русского языка в 4классе по

теме «Изменение глагола по временам и числам».

     1.Что вы знаете о глаголах?- Знаю…

-Это часть речи.

-Обозначает действие предмета.

-Отвечает на вопросы: что делать? -что сделал? -что будет делать? -что сделают? -что будут делать?

-Глагол изменяется по временам.

       2.Что вы узнали сегодня на уроке?- Узнал…

-Узнал, что глагол изменяется по временам.

-Глагол изменяется по числам.

-Главная особенность глаголов- это- обозначается последовательность развивающихся действий ( в упр.24-ветер шумит ,бежит, дует, воет).

        3. Хочу узнать- Что вы считаете нужным узнать?-

-поиск новой информации…

            Метод «Диаграмма Вена» - урок русского языка в 4классе по теме:

«Закрепление»:

-Имя существительное:-

-обозначает предмет;

-отвечает на вопросы -кто? -что?

-в предложении может быть подлежащим.

-Имя прилагательное:-

-обозначает  признаки предмета;

-отвечает на вопросы- какой?- какая?- какое?- какие?- чей?

-в предложении может быть определением.

  Что общего?-

-это части речи;

-изменяются по падежам;

-изменяются по числам;

-изменяются по родам.

(показать практически).

 

 

  

 

 

            

                


 

Рефлексия на уроке»-учитель начальных классов школы-гимназий №144 города

Рефлексия на уроке»-учитель начальных классов школы-гимназий №144 города

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: 1-коммуникативную-её обьектом является представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: 1-коммуникативную-её обьектом является представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков

Радостный гномик» - все хорошо, «Грустный гномик» -грустно

Радостный гномик» - все хорошо, «Грустный гномик» -грустно

Ребята по кругу высказываются одним предложением , выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: -сегодня я узнал… -был интересно… -было трудно… -я выполнял задания…

Ребята по кругу высказываются одним предложением , выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: -сегодня я узнал… -был интересно… -было трудно… -я выполнял задания…

В графу «И» - интересно-учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы хотелось еще узнать по данной проблеме, вопросы к…

В графу «И» - интересно-учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы хотелось еще узнать по данной проблеме, вопросы к…

Новая модель образования заключается в том, чтобы изменить свое педагогическое поведение, свое сознание, т

Новая модель образования заключается в том, чтобы изменить свое педагогическое поведение, свое сознание, т

Можно поделиться с друзьями (чем?)…

Можно поделиться с друзьями (чем?)…

-изменяются по числам; -изменяются по родам. (показать практически).

-изменяются по числам; -изменяются по родам. (показать практически).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2020