Педагогический опыт – сплав профессиональной подготовки и суммы знаний, умений учителя, полученных в ходе работы, умение эффективно решать педагогические задачи, мастерство.
Виды опыта
Массовый – это опыт, который нарабатывается при традиционных условиях и создании стандартной системы преподавания.
Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации обучения.
Новаторский опыт характеризуется еще и тем, что учитель открывает новые педагогические факты, вводит новые педагогические средства, приемы и методы, создает свою систему работы.
Высшим уровнем профессионализма учителя является педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процессе обучения и воспитания, благодаря чему обеспечивается высокое качество последних. Новаторство в педагогической работе есть по существу настоящее открытие чего-то ранее неизвестного, использование которого означает коренное усовершенствование учебно-воспитательного процесса.
Новатор (от лат. novator – обновитель) – это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это – учебно-воспитательная деятельность.
Требования к педагогическому новаторству:
быть явлением в процессе создания принципиально новых форм учебно-воспитательной деятельности:
обязательно присутствовать в любом виде творческого поиска преподавателя и одновременно соединять в себе в комплексе специфику всех его видов;
быть средством выявления объектов природного и общественного мира в принципиально новых свойствах, то есть, конкретным, преобразующим предметную среду обучения действием, в котором полностью воплощался бы механизм природного развития — воспроизводства новых форм природной предметности;
конкретизировать в себе все противоречия творческого поиска педагога
1. Педагогика сотрудничества – это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, его равного партнерства с учителем в учебном процессе, стремлении к духовной общности учителя и ученика.
2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. Потому их и называют новаторами.
3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. Не случайно к их опыту потянулись учительские массы.
4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех учителей от младших классов до техникумов.
Передовой, новаторский опыт и результаты научных исследований являются основой для педагогической инноватики – научной отрасли о процессе обновления педагогической деятельности, о принципах, закономерностях, методах и средствах нововведений в работу всех педагогов, от воспитателя детского сада до ученого и руководителя. Педагогические инновации, таким образом, — это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, другой педагогической работы, ведущие к ее большей эффективности.
К путям изучения, распространения и внедрения опыта относятся наблюдение, беседы, анализ результатов, открытые уроки, средства массовой информации, конференции, работа районных методических кабинетов, ознакомление педагогов с выводами и рекомендациями, обеспечивающими оптимизацию учебно-воспитательной работы, практическое обучение педагогов умениям применять методы и принципы в педагогической деятельности, осуществление контроля за внедрением результатов педагогического опыта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.