Региональная и этнокультурная составляющая в содержании историко-обществоведческого образования
Оценка 4.6

Региональная и этнокультурная составляющая в содержании историко-обществоведческого образования

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
7 кл—11 кл
25.11.2021
Региональная и этнокультурная составляющая в содержании историко-обществоведческого образования
Мы все прекрасно понимаем, что знания своего региона необходимы по многим причинам. В первую очередь, естественно в воспитании патриотизма. Мы никогда не сможем воспитать патриота без знаний о малой родине. Все взаимосвязано. Я пытаюсь вставлять региональный компонент в программу, где это возможно. Я хочу рассмотреть эту проблему с разных сторон: 1. Региональный компонент на уроках истории 2. Региональный компонент на олимпиадах 3. Региональный компонент в ВПР 4. Проектная деятельность учащихся. 5. Работа с документами
Региональная и этнокультурная составляющая в содержании историко-обществоведческого образования.docx

Обобщение опыта работы по теме:

«Региональная и этнокультурная составляющая в содержании историко-обществоведческого образования»

      Мы все прекрасно понимаем, что знания своего региона необходимы по многим причинам. В первую очередь, естественно в воспитании патриотизма. Мы никогда не сможем воспитать патриота без знаний о малой родине. Все взаимосвязано. Я пытаюсь вставлять региональный компонент в программу, где это возможно.

Я хочу рассмотреть эту проблему с разных сторон:

1. Региональный компонент на уроках истории

2. Региональный компонент на олимпиадах

3. Региональный компонент в ВПР

4. Проектная деятельность учащихся.

5. Работа с документами

Региональный компонент в программе по истории России

5 класс

1.№ 7 Жизнь первобытных людей на территории ЕАО Древнейшие археологические культуры на территории ЕАО.

69 Вклад народов древности в мировую культуру

 

6 класс

1. §4 Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

2.§ 6 . История заселения территории родного края в древности (отдельный урок). Территория ЕАО в эпоху Средневековья

3. § 40 Урок истории и культуры родного края в Средние века.

 

7 класс

1. §47 Родной край в XVI   веке. Коренные народы Приамурья до 17 века

Россия в XVII веке Родной край в XVII   веке

2.§ 63 Русские путешественники первопроходцы XVII в.

Амурские экспедиции В. Пояркова и Е. Хабарова

3.§ 64 Становление русско-маньчжурских отношений

8 класс

Народы России в XVIII веке. Перемены в повседневной жизни российских сословий. Дальний Восток в XVIII веке

9 класс

1. № 20-21 Крымская война 1853-1856 §13-14

Крымская война на Дальнем востоке

2. №43-44 Внешняя политика Александр II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. §24 Оформление государственной границы с Китаем. Амурские сплавы

3. №58-59 Социально-экономическое и политическое развитие страны на рубеже 19-20 вв. Строительство Транссиба. Дальний Восток в начале 20 в.

4. № 64-65 Социально-экономические реформы П.Столыпина§31Дальний Восток в годы Столыпинской реформы. Переселенческая политика

10 класс

1.Революция и Гражданская война на национальных окраинах. Дальний Восток в годы Гражданской войны §7, с.70-77

 

2.Образование СССР и национальная политика в 1920-е гг. §11

Образование ЕАО

 

3. Советская национальная политика в 1930-е гг. §17

ЕАО в конце 20-х 30-х гг.

 

4. ЕАО в годы Великой Отечественной войны (отдельный урок)

 

11 класс

1. Национальная политика и национальный вопрос в послевоенные годы

ЕАО в послевоенный период. §29

 

2.Национальная политика и национальные движения в 60-80-х гг стр. 156-161

 ЕАО в годы «застоя»

 

3. Межнациональная и национальная политика в 90-х

ЕАО в 90-х

§46. с.55-59 § 11-12 (ист. ЕАО)

 

4. Россия в 2008-2020. ЕАО в начале 2000-х гг. §53

 

Составление таблицы в 6 классе о занятиях коренных народов по учебнику истории ЕАО помогает учащимся лучше запомнить занятия, общественный строй коренных народов Приамурья.

   Например, в 9 классе, где я сейчас работаю, вставила материал о Крымской войне на Дальнем Востоке. Оборона Петропавловска- Камчатского и Де-Кастри. Была показана роль Г. Невельского в этой войне.  На уроке «Оформление государственной границы с Китаем. Амурские сплавы» вставляю обязательно информацию о Н.Н.Муравьеве- Амурском. Рассказываю о современных пограничных отношениях с Китаем. Использую различные формы и методы работы. Учащиеся готовят рефераты и сообщения, пишут кроссворды и составляют задания. Широко использую работу с документами.

Меня очень выручает  учебник и атлас по истории ЕАО  ( История ЕАО. 8-9 классы В.Шведов, Б.Голубь, П.Примак, В.Каштанюк.2009 г.

Атлас по истории ЕАО.)

   Есть  также разработки уроков для 8-9 классов, составленные учителями истории и небольшие рабочие тетради, где сама принимала участие в их составлении. Очень выручает газетный материал по советскому периоду. В течение ряда лет я собирала его.

 Для закрепления материала по истории ЕАО я часто использую тесты разного уровня сложности.

    Тесты охватывают события 17-20 века на территории ЕАО. Используются задания с различным уровнем сложности.  Задание на выбор одного ответа, задание на выбор нескольких ответов, задание на соотнесение событий и личностей, выбор лишнего элемента и объяснение своего выбора. Учащиеся должны определить личность по предложенной характеристике. Даны творческие задания. 

     Тесты можно использовать на уроках истории России по темам: «Русские путешественники-первопроходцы 17 века. Амурские экспедиции В.Пояркова и Е.Хабарова», «Становление русско-маньчжурских отношений в 17 веке». «Оформление русско-китайской границы»

  Тесты составлены с использованием учебного пособия «История Еврейской автономной области» для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. 2009 г и других информационных материалов.

Приложение №1

В нем даны три теста с заданиями разного уровня сложности. Их можно использовать при изучении тем по истории России:

1.  § 63 Русские путешественники первопроходцы XVII в.

Амурские экспедиции В. Пояркова и Е. Хабарова

2..§ 64 Становление русско-маньчжурских отношений

 

 2.На  муниципальных олимпиадах были раньше  вставлены вопросы по региональному компоненту. Сами вопросы сформулированы просто, но чаще всего учащиеся дают либо неправильный ответ, либо вообще не отвечают на них.  Во время проверки олимпиадных работ очень редко можно встретить правильные полные ответы на вопросы по региональному компоненту. Эта проблема существует уже не один год. До сих пор не решена. Эти задания оказываются для участников самыми сложными. Я своих участников спрашиваю часто: «Ты ответил на вопросы по истории ЕАО?» Чаще всего слышу ответы: «Я забыл» или « Я не знаю». Данные задания нет смысла вставлять в муниципальную олимпиаду.  Учащиеся очень плохо знают региональный компонент. Главная моя задача как учителя истории – дать как можно больше интересной информации, повторить и закрепить основные знания по региональному компоненту.

3. ВПР. Во всех классах вставлены вопросы по региональному компоненту.

Примеры данных заданий в ВПР:

Задание в 8 классе: Напишите небольшой рассказ на тему: «Мой регион в истории нашей страны». В рассказе нужно указать не менее двух событий (явлений) из истории нашей страны и охарактеризовать участие нашего региона в этих событиях.

Задания в 9 классе:

1.Напишите небольшой рассказ на тему: «Мои земляки - выдающиеся исторические деятели». В рассказе нужно назвать не менее двух исторических деятелей, жизнь которых связана с регионом. Охарактеризовать участие этих деятелей в важных исторических событиях, происходивших в нашей стране.  Задание оценено на 4 балла.

2. «История моего региона в названиях населенных пунктов и улиц» Охарактеризовать  связь этих названий с  важными историческими событиями и процессами, происходившими в нашей стране. Задание оценено на 4 балла.

В этом году накануне ВПР стала готовить учащихся к написанию подобных вопросов. Предварительно просматриваю демоверсии с такими вопросами.

Обозначаем темы и пишем ответы на примерные вопросы. Я стараюсь просматривать эти заготовки, так как могут написать о чем угодно, не связанное с темой. Чаще всего встречаются вопросы о героях региона.

    Многие дети пишут о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. И. Бумагин – главный персонаж. О других личностях пишут меньше. Наталкиваю их на написание  рассказа о других личностях и событиях. Пишут об амурских казаках, о Пояркове и Хабарове, об Муравьеве - Амурском, о Г.Невельском и других, о работе тыла в годы  Великой Отечественной войны. Очень сложно соответствовать изучаемой эпохе.

     Сложнее всего в 5-6 классах. Много пишут лишнего. Они не разделяют историю  всех стран и России, историю региона и всей России. «Убил» ответ о Гагарине, который жил в Биробиджане. Выяснили мои ученики, что Шолом-Алейхем – это не герой войны, а писатель,  и что он никогда не был в Биробиджане. Иногда очень смешные ответы дают от незнания.

    Приходится проводить консультации или иные занятия, чтобы дети смогли запомнить информацию и применить свои знания.

4.Проектная деятельность.

Более половины  моих учащихся выбирают темы своих индивидуальных проектов   по истории ЕАО.

Приведу темы проектов, которые я предложила своим учащимся:

1.Освоение Приамурья в 17 веке

    2.Казаки на Дальнем Востоке в XIX веке

    3.Оформление русско-китайской границы в XIX веке

4.Н.Муравьев - Амурский и его роль в освоении Дальнего Востока

5. Столыпинская аграрная реформа на Дальнем Востоке.

6.Гражданская война на Дальнем Востоке.

7. ЕАО в годы политических репрессий (в 30-е годы XX века)

8.ЕАО в годы в Великой Отечественной войны

9..Герои Великой Отечественной войны - наши земляки

10. Освоение и продажа Аляски.

     Большей популярностью среди детей пользуются первые четыре темы.

Учащиеся собирают дополнительный материал, рисуют или печатают карту открытий  и путешествий. Готовят презентации.

     По обществознанию у меня нет отдельных уроков по истории ЕАО. Я постоянно вставляю  или прошу учеников подобрать необходимую информацию по нашему региону.

     Допустим, по экономике на уроке «О занятости и безработице», по политической сфере на уроках: «Политические партии и общественно-политические движения», «Демократические выборы» и т.д. учащиеся 9 и 11 классов самостоятельно искали информацию. Данная информация вызывает неподдельный интерес у учеников. Например, домашнее задание в 10 классе: «Как массовая культура представлена в ЕАО?», «Какие религиозные конфессии есть в ЕАО?» и другие задания.

5. Работа с документами  и тестами на уроках истории ЕАО

        Для подготовки уроков я широко использую документы и тексты по истории Дальнего Востока.

Они собирались мною в течение ряда лет. Часть из них мои, часть чужие, которые я часто использую в своей работе.

Я долгое время собирала газетный материал, который содержит архивные данные. Для изучения истории ЕАО сейчас недостаточно времени и поэтому приходится сокращать информацию, которую раньше давали на уроках по истории ЕАО. Приходится убирать материал, оставляя самую необходимую информацию.

Работа с документами преследует две главные цели: 1) обучение работы с текстом;2) получение необходимой информации. Учащиеся лучше запоминают ее.

Есть еще цель –  это подготовка к ОГЕ. (Вторая часть – работа с документом).

Приложение № 2.

Данные документы можно использовать при изучении темы в 9 классе

§24 «Оформление государственной границы с Китаем. Амурские сплавы»

В 7 классе есть несколько вариантов проведения уроков с использованием документов.

Чаще всего я их использую как источник информации.

В 9 классе можно также использовать информационный материал для лучшего запоминания.

Существуют многообразные формы работы на уроке по истории ЕАО и во внеурочное время, чтобы заинтересовать учащихся изучать малую родину.

 

Приложение № 1

1.Тест по истории ЕАО. 7 класс

I.Выберите один вариант ответа

1.Небольшие укрепленные поселения в 17 веке в Сибири и на Амуре:

1) города 2) улусы 3) остроги 4) слободы

2.Нерчинский договор был подписан в:

1)      1641 2) 1645 3) 1646 4) 1689

3.С каким событием связано имя Е.Хабарова?

1)  Освоением  амурских земель

2)  Подписанием мира с Китаем

3)  Амурскими сплавами

4)  Подписанием  Айгуньского договора

4.На Среднем Амуре жили племена:

1) гольдов, бираров, дючеров 2) бираров, дауров, нивхов 3) гольдов, орочей, удэгейцев

5.Какая категория населения сыграла решающую роль в освоении Среднего Амура? 1) крестьяне 2) казаки 3) ремесленники 4) солдаты

6. Первым совершил поход на Амур:

1) И.Москвитин 2) С.Дежнев 3) В.Поярков 4) Е.Хабаров

7. Главными противниками Е.Хабарова были:

1) маньчжуры 2) гольды 3) бирары 4) нивхи

7. Освоение землепроходцами Приамурья началось в годы правления:

1) Царевны Софьи 2) Ивана Грозного 3) Алексея Михайловича 4) Михаила Романова

7. Кумарский острог защищал отряд:

1) В.Пояркова  2)Е.Хабарова 3) А.Пашкова 4) О.Степанова

8. Поход Е.Хабарова, В.Пояркова  начался:

1) из Николаевска 2) из Москвы 3) из Якутска 4) из Иркутска

10.  Основным занятием бираров была(о):

1) земледелие 2) охота 3) ремесло 4) рыболовство

 

II.Выберите несколько вариантов ответа

 Какие из ниже перечисленных причин способствовали отставанию Приамурья?

1) неблагоприятные природные условия

2) наличие свободных земель

3) недостаток рабочих рук

4) нападение китайцев

5) богатый животный мир

II.Ответьте на вопрос:

Каковы причины амурских экспедиций 17 века?

2.Тест для 7 класса по истории ЕАО

Вариант № 1

Часть I. Выберите один вариант ответа

1.После смещения Е.Хабарова, кто выполнял его обязанности?

1) И.Москвитин 2) И.Пашков 3) О.Степанов 4) Н.Корф

2.Когда был заключен Нерчинский договор с Китаем?

1) 1675 2) 1689 3) 1690 4) 1691

3. При каком правителе России был заключен Нерчинский договор?

1) В годы правления  Алексея Михайловича 2) В годы правления   Федора Алексеевича 3) В годы правления  царевны Софьи 4) В годы правления  Михаила Романова

4. 13 марта 1655 г. русские защищали:

1) Албазинский острог 2) Кумаринский острог 3) Якутский острог 4) Нерчинский острог

5. Какой народ, проживавший на территории будущей ЕАО, был более развитым?

1) дауры 2) бирары 3) дючеры 4) гольды

Часть II  Выберите несколько вариантов ответа из предложенного списка.

1.Выберите занятия дючеров в XVII веке.

1) виноградарство 2) земледелие 3) рыболовство 4) выращивание оливок 5) ремесло

2. Какие народы Приамурья не занимались земледелием?

1) бирары 2) гольды 3) дючеры 4) дауры

Часть III

Соотнесите названия народов и места их  основного заселения на территории современной ЕАО

Народы

Места заселения

А) Бирары

Б) Гольды

В) Дючеры

1) Ленинский район

2) Облученский район

3) Смидовичский район

Запишите цифры

А

Б

В

 

 

 

 

Часть IV

Что лишнее в ряду? Объясните свой выбор.

В.Поярков, Е.Хабаров, Ермак Тимофеевич, С.Дежнев

Часть V Творческое задание

Представь, что ты участник похода  В.Пояркова

Напиши короткий рассказ от лица участника похода.

 

Тест для 7 класса по истории ЕАО

Вариант № 2

Часть I. Выберите один вариант ответа

1.Выберите основное занятие гольдов

1) садоводство 2) земледелие 3) рыболовство 4) ремесло

2.В каком веке русские впервые вышли на р. Амур?

1) в  XVI  веке 2)в XVII  веке 3) в XVIII веке 4) в XIX веке

3. Кумаринский острог от нападения маньчжуров защищал отряд во главе:

1) О.Степанова 2) С.Дежнева 3) А.Пашкова 4) И.Москвитина

4.Почему маньчжуры медленно продвигались в Приамурье в  XVII  веке?

1) Главной целью для них был  богатый Китай

2) На территории Приамурья они нашли сильного соперника

3) Территория ЕАО уже была занята англичанами

4) Местность была сильно заболочена

5.Кого из первых русских землепроходцев на Амуре аборигены называли Белым Тигром?

1) Е.Хабарова 2) В.Пояркова 3) А.Пашкова 4) О.Степанова

Часть II Выберите несколько вариантов ответа из предложенного списка.

1.Кто из русских первооткрывателей был на р. Амур?

1) С.Дежнев 2) И.Москвитин 3) Ермак 4) В.Поярков 5) О.Степанов

2. Каковы причины подписания Россией  Нерчинского договора с Китаем?

1) Маньчжуры имели численное превосходство в регионе

2) Большое расстояние до центральной России, откуда могла прийти помощь

3) Россия проиграла войну 1682-1689

4) Россия не хотела осваивать эти отдаленные земли

Часть III

Соотнесите фамилии землепроходцев и даты их походов

Народы

Места заселения

А) И.Москвитин

Б) В.Поярков

В) Е.Хабаров

1) 1649-1653

2) 1639-1641

3) 1643-1646

Запишите цифры

А

Б

В

 

 

 

 

Часть IV

Определите личность первооткрывателя

 Он набрал «служилых и охочих» людей в свой отряд для похода на Амур. Вышел с ними из Якутска. Вначале они плыли по р. Лене, затем по ее притоку Алдану и р. Учур. Далее поднялись вверх по р. Гонам и добрались до р. Зея, которая впадает в Амур. Проплыли по Амуру до его устья. Добрались до Якутска путем И.Москвитина.

Часть V Творческое задание

Представь, что ты участник похода  Е.Хабарова

Напиши короткий рассказ от лица участника похода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Документ №1

              Начало нового освоения русскими Приамурья и Дальнего Востока

           

            В 1854 г. началось возвращение Приамурья, после того он был потерян для России в 17 веке.

            Приамурье перешло Китаю по Нерчинскому договору 1689 г.. Еще Петр I хотел вернуть его, но не успел.

            Включение Приамурья в состав России было обусловлено стремлением государства выйти на естественные рубежи, утвердиться в бассейне рек, занять территории, входившие ранее в состав России.

           Фактически главными инициаторами присоединения Приамурья были два человека, действовавшие часто на свой страх и риск. Это были: Н. Муравьев -Амурский и Г. Невельской. Было получено разрешение императора от 17 марта 1851 г. на обращение почти всего населения Забайкалья в казачье сословие и переселение на Амур. 18 мая 1854 г. русские вошли в Амур. В самый разгар Крымской войны был отправлен первый сплав по Амуру. Правительство Китая не оказало сопротивления

           Переброска войск из Забайкалья вызвана была прямой угрозой высадки и вторжения англо-французских войск на Дальнем Востоке

В 1856г. Царское правительство дало разрешение Н. Муравьеву- Амурскому на занятие казачьими постами левого берега Амура.

 

1.      Почему России важно было присоединить к себе Приамурье и Приморье?

2.      Какую роль сыграли Г. Невельской и Н. Муравьев- Амурский в присоединении Приамурья к России? Какую дополнительную информацию об этих исторических личностях вы знаете?

3.      Чем можно объяснить, что русские действовали очень быстро в этот период?

Документ № 2

     Переселение казачества на Дальний Восток началось в 1855 г. Сплавом по Амуру конной сотни из Забайкалья. Численность дальневосточных казаков увеличивалась и за счет «штрафованных» нижних чинов. В целом с 1855 по 1862 г. прибыло 16 тысяч казаков в Приамурье и Приморье. Вскоре амурские и уссурийские казаки были выделены в самостоятельное Амурское казачье войско.

     Вскоре началось большое переселение казаков из европейской части страны, связанное с постройкой Транссиба. Поскольку дорога проходила вдоль границы с Китаем, то возник вопрос об ее охране.

     Части увольнявшихся со службы солдат и матросов с 1893 стали предоставлять льготы, стимулируя их решение остаться на Дальнем Востоке.

     Общие результаты переселенческого движения на Дальний Восток в период с 1860 по 1901 были таковы: прибыло сюда 117 тысяч. Из них крестьян – 82%, казаков – 9%, неземледельческого населения – 9%. Возвратилось на прежние места – 2%. Появились постоянные поселения: Екатерино-Никольское, Радде, Пашково и другие

Вопросы к тексту:

1.      Почему переселяли на Дальний Восток казаков?

2.      Какие были этапы заселения казаков и другого населения в Приамурье и в Приморье?

3.      Почему переселенцам предоставлялись льготы?

4.      Кого переселилось больше всего?


 

Обобщение опыта работы по теме: «Региональная и этнокультурная составляющая в содержании историко-обществоведческого образования»

Обобщение опыта работы по теме: «Региональная и этнокультурная составляющая в содержании историко-обществоведческого образования»

Внешняя политика Александр II

Внешняя политика Александр II

Широко использую работу с документами

Широко использую работу с документами

Ты ответил на вопросы по истории

Ты ответил на вопросы по истории

Шолом-Алейхем – это не герой войны, а писатель, и что он никогда не был в

Шолом-Алейхем – это не герой войны, а писатель, и что он никогда не был в

Я долгое время собирала газетный материал, который содержит архивные данные

Я долгое время собирала газетный материал, который содержит архивные данные

Главными противниками Е.Хабарова были: 1) маньчжуры 2) гольды 3) бирары 4) нивхи 7

Главными противниками Е.Хабарова были: 1) маньчжуры 2) гольды 3) бирары 4) нивхи 7

Какой народ, проживавший на территории будущей

Какой народ, проживавший на территории будущей

В каком веке русские впервые вышли на р

В каком веке русские впервые вышли на р

Часть IV Определите личность первооткрывателя

Часть IV Определите личность первооткрывателя

Приложение 2 Документ №1

Приложение 2 Документ №1

Почему переселяли на Дальний Восток казаков? 2

Почему переселяли на Дальний Восток казаков? 2
Скачать файл