Практическая работа
Тема: Реинжиниринг бизнес-процессов
Задача «Реинжиниринг бизнес-процессов компьютерной фирмы»
Задание № 1. Идентификация бизнес-процессов
Дано:
Описание компьютерной фирмы
Компьютерная фирма осуществляет сборку компьютеров на заказ для частных и корпоративных клиентов. Заказ для корпоративных клиентов отличается от заказов для частных лиц числом заказываемых компьютеров. В принципе компьютерная фирма может заниматься продажей комплектующих деталей в розницу.
Компьютерная фирма осуществляет сборку компьютеров на заказ для частных клиентов в течение 6 дней в неделю. Ежедневно поступает в среднем 8 заказов от частных лиц, то есть один заказ в час. Крупные заказы от корпоративных заказчиков (в среднем по 10 компьютеров) принимаются один раз в неделю.
Каждый заказ от частного клиента оформляется менеджером по работе с клиентами в среднем в течение 0.5 часа, заказ от корпоративного клиента – 1 час. Во время оформления проверяется возможность выполнения заказа на следующий день или с задержкой в связи с отсутствием комплектующих деталей. При этом для частных лиц выполнение 1 заказа из 10 отвергается и 1 заказа из 10 задерживается на время закупки комплектующих деталей. Для корпоративных заказчиков один из пяти заказов отвергается, один из пяти заказов откладывается. Принятые заказы включаются в план график сборки компьютеров.
В случае отсутствия комплектующих деталей формируется заявка в отдел закупок на приобретение отсутствующих деталей. В отделе закупок заявки сводятся в заказы на закупку 3 раза в неделю и в течение каждого следующего дня выполняются закупки у поставщиков.
Каждый компьютер собирается в среднем за два часа. Выполненный заказ выдается менеджером по работе с клиентами в среднем в течение получаса для частных лиц, в течение 1-го часа – для корпоративных клиентов. Доставка товара осуществляется самовывозом.
Требуется:
1. Сформулировать цель реинжиниринга бизнес-процессов.
2. Определить ключевые факторы успеха.
3. Выделить реорганизуемые бизнес-процессы.
4. Проранжировать бизнес-процессы по степени важности и степени влияния на эффективность деятельности фирмы.
Задание № 2. Структурно-функциональное моделирование бизнес-процессов с использованием ППП Design/IDEF
Дано:
Функциональная модель существующей организации бизнес-процессов компьютерной фирмы: контекстная диаграмма, диаграмма первого уровня и диаграммы блока А1 «Принять заказ» (рис. П.1—П.3).
Рисунок П.1. - Контекстная диаграмма бизнес-процесса компьютерной фирмы
Рисунок П.2. - Функциональная диаграмма первого уровня
Рисунок П.3. - Функциональная диаграмма блока А1 «Принять заказ»
Требуется:
1. Разработать функциональные диаграммы для блоков А2 «Сформировать заказ на закупку» и А3 «Закупить детали».
2. Разработать функциональную модель бизнес-процессов при условии изготовления компьютеров для крупных заказчиков с использованием договорных отношений с поставщиками и заказчиками.
Задание № 3. Стоимостной анализ функций с использованием ППП Design/IDEF
Дано:
1. Описание компьютерной фирмы см. задание № 1.
2. Разработанные функциональные модели двух бизнес-процессов см. задание № 2
Требуется:
1. Рассчитать затраты для выполнения бизнес-процесса изготовления компьютеров для частных лиц и вывести результаты в таблицу Exсel.
2. Рассчитать затраты для выполнения бизнес-процесса изготовления компьютеров для корпоративных клиентов и вывести результаты в таблицу Exсel.
3. Провести сравнительный анализ эффективности двух бизнес-процессов.
Задание № 4. Объектно-ориентированное моделирование информационной системы с использованием ППП Natural Engineering Workbench
Дано:
1. Диаграмма последовательности транзакций (TSD) компьютерной фирмы (Рис. П.4.).
2. Диаграмма структуры объектов (OSD) компьютерной фирмы (Рис П.5.).
3. Диаграмма взаимодействия объектов (OID) для транзакции (бизнес-процесса) продажи компьютеров (OOK-Prodaga) (Рис. П.6.).
Рисунок П.4 - Диаграмма последовательности транзакций (TSD) компьютерной фирмы
Рисунок П.5. - Диаграмма структуры объектов (OSD) компьютерной фирмы
Рисунок П.6. - Диаграмма взаимодействия объектов (OID) для транзакции (бизнес-процесса) продажи компьютеров (OOK-Prodaga)
Расшифровка идентификаторов
Object Structure Diagram
• Интерфейсные объекты:
- ООК-vvod_zakaza – экранная форма заказа клиента на компьютер
- ООК-direct_zakaz_sborka – экранная форма внутреннего заказа на сборку компьютера
- ООК-direct_zakaz_na_postavku – экранная форма внутреннего заказа на поставку необходимых комплектующих
- ООК-vvod_zakupki – экранная форма для формирования заказа на закупку необходимых комплектующих сотрудником отдела закупок
- ООК-otkaz_zakaza – экранная форма для информирования о невозможности выполнения заказа
• Управляющие объекты:
- ООК-client_manager –управляющий объект «менеджер по работе с клиентами»
- ООК-sbor_manager – управляющий объект «менеджер сборки компьютеров»
- ООК-zakup_manager – управляющий объект «менеджер по закупкам»
• Сущности:
- ООК-zakaz_na_zakupku – заказ на закупку
- ООК-detali – запасы комплектующих на складе
- ООК-plan_grafik – план-график
- ООК-price_list – прайс-лист
- ООК-zakaz_na_computer – заказ клиента на компьютер, этот объект имеет двоих наследников:
• ООК-vipoln_zakaz_comp – выполненный заказ клиента
• ООК-otlog_zakaz_comp –заказ клиента, выполнение которого отложено
Transaction Sequence Diagram
• Акторы:
ü Люди:
- ООК-Client-Man – менеджер по работе с клиентами
- ООК-Sborshik – сборщик
- ООК-Zakup-Man – менеджер по закупке
ü Интерфейсы между АРМ’ами:
- ООК-IS-CZ – интерфейс между АРМ работника отдела сбыта и АРМ работника отдела закупок
- ООК-IS-PS – интерфейс между АРМ работника отдела сбыта и АРМ работника сборочного цеха
- ООК-IS-SZ – интерфейс между АРМ работника сборочного цеха и АРМ работника отдела сбыта
• Прецеденты:
- ООК-Prodaga – продажа, бизнес процесс, начинающийся появлением заказа клиента на компьютер и заканчивающийся выдачей готового компьютера клиенту.
- ООК-Sborka – сборка, процесс изготовления компьютера из набора комплектующих деталей.
- ООК-Zakupka_Vneplan – внеплановая закупка – бизнес процесс, начинающийся при наличии заказа клиента на компьютер и отсутствии на складе каких-либо необходимых для сборки данного компьютера деталей, и заканчивающийся поступлением нужных деталей на склад
- ООК-Zakupka_Plan – плановая закупка – процесс, инициирующийся менеджером по закупке путем оформления заказа на закупку и заканчивающийся приходом на склад запланированных деталей.
• Системы:
- ООК-ARM-sbyt – АРМ сотрудника отдела сбыта
- ООК-ARM-cech – АРМ сотрудника сборочного цеха
- ООК-ARM-zakupka – АРМ сотрудника отдела закупок
• События:
- ООК-form_zakaz_client – формирование заказа клиента
- ООК-form_zakaz_zakup – формирование заказа на внеплановую закупку
- ООК-form_zakup_plan – формирование заказа на плановую закупку
• Сообщения:
- ООК-otlog_zakaz_client – задержка выполнения заказа клиента
- ООК-form_comp – сообщение сборщику о необходимости сборки компьютера
- ООК-PS – SP сообщение через внешний интерфейс к системе АРМ цеха по сборке компьютеров
- ООК-CZ – ZC обращение через внешний интерфейс к системе АРМ работника отдела закупок
- ООК-ZS – SZ обращение через внешний интерфейс к системе АРМ работника отдела закупок
Object Interaction Diagram
Сообщения:
1.1. ООК-form_zakaz_client – формирование заказа клиента – внешнее событие
2.1. ООК-control_zakaz_cl – передача заказа клиента управляющему объекту «менеджер по клиентам»
3.1. ООК-control_nomenkl – согласование цен и номенклатуры с прайс листом
3.2. ООК-control_zapas – согласование с запасом деталей на складе
3.3. ООК-control_time – согласование по времени с планом-графиком
3.4. ООК-form_otkaz –формирование отказа выполнения заказа клиента
3.5. ООК-form_vipoln_zakaz – формирование заказа на сборку компьютера
3.6. ООК-send_vipoln_zakaz – передача заказа на сборку компьютера внешней системе
4.1. ООК-inform_otkaz – извещение менеджера о невозможности выполнения заказа клиента
5.1. ООК-otlog_zakaz_client – задержка выполнения заказа клиента
6.1. ООК-control_otlog_zakaz – передача обслуживания отложенного заказа управляющему объекту «менеджер по клиентам»
7.1. ООК-form_otlog_zakaz – формирование отложенного заказа
7.2. ООК-send_otlog_zakaz – сообщения об отложенном заказе во внешнюю систему
8.1. ООК-CZ – обращение через внешний интерфейс к системе АРМ работника отдела закупок
8.2. ООК-PS - обращение через внешний интерфейс к системе АРМ
работника цеха по сборке компьютеров
Требуется:
1. Разработать диаграмму взаимодействия объектов для транзакций «плановая закупка» (OOK-Zakupka_Plan) и «неплановая закупка» (OOK-Zakupka_Vneplan).
2. Разработать диаграммы TSD, OSD, OID для информатизации бизнес-процессов изготовления компьютеров для крупных заказчиков с использованием договорных отношений с поставщиками и заказчиками.
Задание № 5. Имитационное моделирование бизнес-процессов компьютерной фирмы с использованием ППП ReThink
Дано:
1. Диаграммы динамической имитационной модели бизнес-процесса изготовления компьютеров по заказам частных лиц. (рис. П.7-П.10)
2. Графики загрузки персонала и времени выполнения заказов. (рис. П.11)
Рисунок П.7. - Имитационная модель изготовления компьютеров для частных лиц
Рисунок П.8. - Реализация блока «Оформление заказа»
Рисунок П.9. - Реализация модели блока «Выполнение заказа»
Рисунок П.10. - Реализация блока «Закупка комплектующих деталей»
Рисунок П.11. - Графики загрузки сборщиков и времени выполнения заказов
Требуется:
1. Разработать динамическую имитационную модель бизнес-процесса изготовления компьютеров для корпоративных заказчиков с использованием договорных отношений с поставщиками комплектующих.
2. Подобрать число сборщиков с учетом выполнения двух бизнес-процессов – изготовление компьютеров для частных и корпоративных клиентов.
3. Вывести графики стоимости выполнения заказов для двух бизнес-процессов.
4. Создать отчеты об объемах изготовления и продажи компьютеров для частных и корпоративных клиентов.
Индивидуальное задание
1. Туристическая фирма
2. Молокозавод
3. Мебельная фабрика
4. Кредитование в банке
5. Проведение выставок
6. Нефтеснабжение
7. Страхование
8. Рекламное агентство
9. Строительная фирма
10. Фирма по подбору кадров
Требования к оформлению
1. Идентификация проблемной области:
• Описание фирмы: Миссия и цели на рынке, сегменты рынка, выпускаемая продукция и услуги, поставщики, партнеры, посредники, каналы распространения продукции.
• Ключевые факторы успеха качество, цена, издержки, ориентация на клиента, сроки, доступность, обслуживание, гарантия и т.д. – всего 7-8 факторов).
• Идентификация перепроектирумых бизнес-процессов: оценка по ключевым факторам успеха по 10 балльной шкале, расчет интегрированной оценки, установление приоритета (в виде таблицы).
• Неформальное описание отличительных особенностей новых процессов от существующих;
• Определение возможностей предприятия: степень квалификации персонала фирмы, техническая оснащенность производства и т.д.
• Описание возможных сценариев развития предприятия: появление новых технологий, ресурсов, изменение поведения клиентов, партнеров, конкурентов.
• Определение рисков, связанных с обеспечением финансовых ресурсов, надежностью партнеров, экономической и политической обстановкой.
2. Обратный реинжиниринг – модель существующей организации бизнес-процессов:
• Функциональная модель.
• Стоимостной анализ функций бизнес-процессов с выводом результатов в таблицу Excel.
• Объектно-ориентированная модель информационных процессов.
• Имитационная модель бизнес-процессов с выводом графиков о времени и стоимости выполнения процесса, загрузки ресурсов, производительности системы.
3. Прямой инжиниринг – модель новой организации бизнес-процессов:
• Функциональная модель.
• Стоимостной анализ функций бизнес-процессов с выводом результатов в таблицу Excel.
• Объектно-ориентированная модель информационных процессов.
• Имитационная модель бизнес-процессов с выводом графиков о времени и стоимости выполнения процесса, загрузки ресурсов, производительности системы.
4. Выводы:
• Какие усовершенствования процесса повысили эффективность бизнеса и насколько? (в целом и по отдельным операциям).
• Перспективы развития проекта реинжиниринга бизнес-процессов (Какие передовые технологии можно использовать в будущем? Какая должна быть идеальная модель бизнес-процесса).
Рисунок П12. - Классификация методов планирования бизнес-процессов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.