Рекомендации для обучения детей с нарушением зрения
Структура дефекта:
Первичный дефект: отсутствие или грубое нарушение зрительных функций;
Вторичный дефект: нарушение целостности восприятия, нарушение пространственной ориентации и координации;
Третичный дефект: трудности коммуникации и социальной адаптации.
Особенности развития и рекомендации к работе
Особенности развития познавательных процессов |
Рекомендации |
Внимание: Функции внимания оказываются под влиянием нарушения зрения. Оно слабое в связи с отсутствием образов, на которых можно сосредоточиться. |
Есть способность к высокому развитию внимания. Одним из важных направлений, способствующим развитию внимания у детей с глубоким нарушением зрения, является использование сочетания дистантного слухового и контактного тактильного восприятии, на основе которых укрепляют связи между звуковой характеристикой объекта и его осязательным образом. Непроизвольное же внимание младшего школьника зависит от интереса к работе, следовательно нужно мотивировать его на какую-либо деятельность |
Восприятие: Отсутствует целостность восприятия, замедлен его процесс. Нарушено цветоощущение. У детей неполные и фрагментарные образы. |
Для обретения какого-либо опыта у ребенка, необходимо развивать его осязательное восприятие (Задание на дифференциацию предметов, схожих по форме, размеру, тяжести и т.д.). Полноценно познать мир ему поможет развитие обонятельного и слухового восприятия, которые возможно развить специальными упражнениями. Так же упражнения должны быть направлены и на сохранение остаточного зрения (для младших школьников не более 10-12 минут напряжения). |
Память: Объем памяти большой, но недостаточное осмысление окружающего мира. Дети могут запомнить, но не могут соотнести с реальным, а потому недостаточная организованность и систематизация памяти. |
Развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие памяти младшего школьника. Чем больше опыт его восприятия – тем яснее вырисовывается картинка мира в сознании ребенка, так он запоминает определенные фактические вещи. Неожиданность появления нового объекта и эмоциональность окружающих позволяют ребенку четче запомнить новый предмет. Название предмета должно быть тесно связано с восприятием анализаторами. |
Мышление: Ограниченность знаний и представлений об окружающем мире с преобладанием общих, некорректных знаний. |
Развитие мышления происходит путем таких операций, как анализ, сравнение, обобщение, которые необходимо совершенствовать у ребенка на уроках. Развитие речи прямо влияет на формирование мышления у младшего школьника с нарушением зрения, следует включать в деятельность различные упражнения на сравнение объектов, названия этих объектов. |
Речь: Нарушена словарно-семантическая сторона речи, формализм произношения. Значительное количество слов не связано с конкретным содержанием. |
Активное речевое общение помогает в продвижении психического развития. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений. |
Особенности самооценки и характера |
|
Дефект может привести к развитию негативных черт характера: негативизм, внушаемость, лень. Отсюда отсутствует чувство долга, присутствует эгоизм и враждебность. Дети часто астеничны и раздражительны. Самооценка может быть компенсаторно-завышенная или низкая. |
Чем больше социализации у ребенка, тем меньше развиваются негативные черты характера. Ребенка стоит привлекать к активной, а по возможности и совместной с другими деятельности. Следует подсказывать, но не делать работу за ребенка – это только послужит толчком для развития лени. Самооценка непосредственно связана опять таки с контактом с обществом, ребенку необходимо давать понять на что он способен и чему может научиться, это позволит самооценке быть на нормальном уровне. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.