Методические рекомендации для педагогов ДО по хореографии: "Здоровьесберегающие технологии в хореографическом творчестве ребенка".
Оценка 4.8

Методические рекомендации для педагогов ДО по хореографии: "Здоровьесберегающие технологии в хореографическом творчестве ребенка".

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
19.05.2020
Методические рекомендации для педагогов ДО по хореографии:  "Здоровьесберегающие технологии  в хореографическом творчестве ребенка".
Методические рекомендации .docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

«Средняя школа № 85»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для педагогов ДО по хореографии

 

 

Здоровьесберегающие технологии

в хореографическом творчестве ребенка

 

 

Автор: Киселева Маргарита Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

МБОУ СШ №85 города Ульяновска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2019

Введение.

В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.

Налицо существенное ухудшение здоровья детей, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель», недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса, отсутствием у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми 

Здоровье – понятие очень многогранное, оно не ограничивается физическим состоянием. Важную роль играет психическое, социальное и духовное благополучие, развитие интеллектуальных и других способностей.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Каждый педагог пытается решить проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью образовательного процесса, а с другой условием обеспечивающего реализацию образовательных программ.

Данная методическая разработка посвящена проблеме сохранения и укрепления физического и психо-эмоционального здоровья ребенка-участника танцевально-хореографического коллектива. Она может быть полезна педагогам ДО по хореографии и других активных видов деятельности.

 

Цель:

Показать необходимость применения здоровьесберегающих приемов для сохранения и улучшения состояния здоровья и качества жизни детей в процессе танцевально-хореографического творчества.

 

Задачи:

Использование территории танцевально-хореографического творчества, как здоровьесберегающую зону.

Способствование гармоничному физическому и психоэмоциональному

развитию участников танцевального коллектива.

Развитие мотивации детей к познанию и творчеству по средством

дополнительного образования и их реализация в интересах личности.

 

Современные образовательные процессы все больше и больше расширяют свои интеллектуально-технические границы. Технический прогресс стремительно вошел в жизнь педагога всех направлений. Огромное количество методик, технологий, компьютерных пособий расширили границы современного обучения и общения педагога и ученика.

Современная школа танцевально-хореографического искусства также пользуется новыми методиками и техническими усовершенствованиями. Но, однако, сегодня хочется сказать о том, что увеличение нагрузок на интеллектуальную сферу ребенка требует от современного образования повышенного внимания к здоровьесберегающим технологиям.

 

Здоровьеформирующие технологии в образовании – это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, направленный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом творчестве – это совокупность методов и приемов организации процесса обучения хореографии максимально способствующих сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Танцевально-хореографическое творчество любого жанра, будь то классический, современный, народный, фольклорный танец, направлено на гармоничное развитие личности. Занятия хореографией влияет на развитие осанки, походки, укрепляет различные группы мышц ребенка. Особенно это актуально сейчас, когда среднестатистический школьник проводит до 8 часов за школьной партой и компьютером в день. Огромное разнообразие диагнозов, таких как сколиоз позвоночника, плоскостопие, нарушение зрительных функций, ожирение и др. связано с отсутствием должного количества движения

в жизни современного ребенка. Танцевальное творчество не только активирует двигательные функции организма, но и несет огромную психоэмоциональную нагрузку, которая необходима для освоения танцевальных навыков. Ребенок втягивается в художественно- эмоциональную работу своего тела, развивает «оценочную» функцию своего «Я». Работает над эстетизацией своего внешнего вида, своего тела, является строителем своего «портрета».

Органичное развитие мышц спины, рук, ног имеет своего рода эстетическо-оздоровительное направление, а в сочетании с музыкальным сопровождением, костюмом и публичными выступлениями несет и основы базовой культуры и развитие коммуникативной сферы ребенка. Ребенок, занятый танцевальным творчеством, участвующий в различных общественных мероприятиях, чувствует свою принадлежность к коллективу, к национальной культуре, видит себя членом современного общества. Участник хореографической группы автоматически включается в коллектив, привыкает к чувству «локтя», понятию «коллективная цель», «коллективная победа» и тем самым, видит себя членом общества. Ощущает поддержку других детей, оказываются в зоне психологического комфорта. У ребенка появляется ощущение своего места в коллективе.

Для сохранения здоровья детей – участников хореографического кружка педагог должен идти в тесном сотрудничестве с ребенком и его родителями. На своих занятиях педагог использует все доступные методы укрепления и восстановления здоровья. Важно не только следить за здоровьем своих танцоров, но и широко использовать профилактические методы охраны здоровья. Важно следить за санитарно-гигиеническими нормами и требованиями не только к условиям занятий, но и к выполнению этих норм от самих участников.

Следует отметить организацию учебного процесса, на танцевально-хореографических занятиях используется несколько видов учебной деятельности: показ, опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы и т.д. Чередование видов преподавания словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Наличие активных методов (ученик в роли: учителя, исследователя, в игре, в дискуссии). Методов, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки), способствуют активизации познавательной деятельности у учащихся.

Здоровьесберегающие приемы позволят сделать процесс творчества и обучения более успешными и безопасными.

 

Функции здоровьесберегающей технологии:

1. Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных

закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.

2. Информативно-коммуникативная. Обеспечивает трансляцию опята ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

3. Диагностическая. Заключается в мониторинге развития учащихся на основе

прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком.

4. Адаптивная. Воспитание у учащихся направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

5. Рефлексивная. Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении в приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

6. Интегративная. Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

 

В здоровьесберегающих технологиях применяют такие методы как:

- фронтальный;

- групповой;

- практический;

- познавательная игра;

- ситуационный метод;

- игровой метод;

- соревновательный;

- активные методы обучения.

 

В здоровьесберегающих технологиях применяют следующие приёмы:

- защитно-профилактические;

- компенсаторно-нейтрализующие;

- стимулирующие;

- информационно-обучающие

 

Прием: от простого к сложному.

Занятия базируются на изучении от простого к сложному, от самовыражения себя до участия в общем танцевальном коллективе. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность ребенка.

Педагог должен придерживается определенной схемы урока – разминка (подготовка мышц к работе), основная часть (новый материал, отработка пройденного), заключительная часть (релаксация, дыхательная гимнастика, растяжки). Правильная разминка играет важную роль в профилактике травматизма. Подготовка к физическим и психологическим нагрузкам должна соответствовать возрасту ребенка. Все виды обучения и творчества всегда идут «от простого к сложному».

Любое возрастное несоответствие физических нагрузок и перегрузок психоэмоционального характера могут привести к травматизму и эмоциональному срыву. Каждый элемент отрабатывается в многократном и ежедневном повторении. Постепенно увеличивается набор движений. Добавляем усложнения только после усвоения предыдущей ступени. Затем

увеличиваем темп исполнения движений. Например, исполняем броски ног вперед, в сторону, назад. Сначала исполняем упражнения лежа на коврике по четыре раза на высоту 45 градусов. Потом добавляем высоту 90 градусов и количество до восьми раз. Следим, чтобы ребенок лежал с прямой спиной, прямо поставленной головой, руки плотно лежат на полу ладонями вниз, сохраняя прямой корпус. В дальнейшем дети исполняют 8 и 16 бросков. Руки

меняют положение за голову. Усложняем ритмически. На следующий год обучения дети исполняют броски, стоя лицом и спиной к станку держась за две руки, потом за одну руку. Увеличиваем количество и темп исполнения. В более старшем возрасте добавляем полу- пальцы, проходящее пассе ( сгибание ноги в колене), пике(укол носком в пол) с одновременным открыванием руки. Такое постепенное усложнение готовит к работе мышцы спины и является профилактикой сколиоза.

Такой же пример для укрепления стопы, голеностопа и икроножной мышцы.

Исполняем движение полу-пальцы в небольшом количестве и в спокойном ритмическом рисунке, затем меняем позиции ног, темп, добавляем работу рук. Переходим на переменное исполнение с одной ноги на другую. Таким образом, стопа готова к прыжкам с двух ног, разножкам во всех направлениях и различных ритмических рисунках.

 

Прием: вспомогательные средства защиты.

Современная медицинская индустрия выпускает огромное количество удобных и практичных средств защиты от травм. Фиксаторы голеностопа, наколенники, налокотники, разогревающие мази и крема, силиконовые вкладыши.

Для начала - об индивидуальном коврике для занятий хореографией. Он помогает ребенку избежать случайных ушибов, делает занятия комфортными и гигиеничными. Коврик можно скручивать и класть под голову, поясничный отдел, под икроножную мышцу.

В народном и современном танце широко используются наколенники, в классическом – фиксаторы голеностопа, лучезапястного сустава и силиконовые вкладыши (для предотвращения потертостей и мозолей).

 

Прием: методы восстановления.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов

выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.

Большое значение в процессе восстановления детского организма после физических нагрузок имеет грамотное проведение заключительной части занятия. Здесь используются методы релаксации (эмоционального расслабления), элементы дыхательной гимнастики и физические упражнения, направленные на снятие мышечного тонуса.

Следует отметить правильную организацию распорядка дня ребенка. Важным

аспектом восстановления здоровья является здоровый сон. Ребенок должен спать не менее 8-ми часов в день. Детям младшего возраста необходим дополнительный сон днем, так называемый «тихий час».

Следующим восстановительным фактором является свежий воздух. Активные прогулки крайне необходимы для восстановления физических и эмоциональных нагрузок. Хорошо использовать ближайшие парковые зоны, можно просто городские детские площадки. Отсюда вытекает, что любая смена обстановки, переключение видов деятельности также является приемом восстановления. Так же нужно обратить внимание на должное питание ребенка, введение в рацион комплекса витаминов с пометкой «для детей ведущих активный образ жизни или при повышенных умственных и физических нагрузках».

 

Прием: психоэмоциональная подготовка

Концертная деятельность связанна со стрессами. Каждый член коллектива несет на себе груз ответственности в преодолении одной «коллективной цели». Цель может быть маленькая (выучить танцевальную композицию и показать маме) или «сверх-цель»(получение коллективом звания), но стресс присутствует независимо от значимости мероприятия. Нужно говорить с детьми о поддержке друг друга, обсуждать вместе новые планы и перспективы, новые танцевальные номера. Дети хорошо реагируют на совместное обсуждение костюмов и поездок. Некоторые коллективы практикуют летние выезды в «пионерские лагеря» и заграничные поездки. Все это решается в тесном контакте с родителями участников танцевальных коллективов.

 

Прием: преемственность между педагогом и родителями.

Танцевально-хореографическое творчество предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка. Но без участия родителей в процессе творчества, сохранения здоровья, правильного питания, досуга детей и психологической поддержки все становится бессмысленным. Педагогом проводится огромная работа по разъяснению техники исполнения упражнений, профилактике травматизма, пропаганде здорового образа жизни,

Обсуждение совместно с родителями планов танцевального коллектива, участия в фестивалях, приобретения или пошива костюмов, выездов на досуговые мероприятия, индивидуальные перспективы ребенка.

 

Заключение

Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не только не сопровождается нанесением ущерба их здоровью, но и способствует его укреплению. Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий конкретно в хореографическом творчестве повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка, улучшению психологического климата в танцевально- хореографических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий, является обязательной частью профессиональной работы преподавателя танцевальных дисциплин. Грамотный подход к образовательному процессу и уважительное отношение к ребенку, как личности является залогом физического и психоэмоционального здоровья ребенка.

 

Литература и интернет-источники:

1. Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

2. Храмова В.Г., Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

http://satis.ucoz.ru/publ/iz_opyta_raboty/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoj_kultury_khramova_v_g/2-1-0-8

3. Павловский А.А., Образовательная программа «Хореография» (для 1-11 классов). Санкт-Петербург, 2009 г.

4. Ваганова А. Я., «Основы классического танца»

5. Яковлева Е.Ю., Парциальная программа «Разноцветный мир танца». СПБГУПМ. Санкт-Петербург, 1999 г.

6. Выготский Л.С., «Воображение и творчество в детском возрасте». М.:1991

7. Ананьев Б,Г., «Психология чувственного сознания», М, 1960

8. «Искусство и дети» под ред. Шестакова В.М.1968

9. Сократова Н.В., Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

10. Цабыбин С.А., Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] /авт.-сост. С.А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель. 2009.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Введение. В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии…

Введение. В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии…

Современные образовательные процессы все больше и больше расширяют свои интеллектуально-технические границы

Современные образовательные процессы все больше и больше расширяют свои интеллектуально-технические границы

Ощущает поддержку других детей, оказываются в зоне психологического комфорта

Ощущает поддержку других детей, оказываются в зоне психологического комфорта

Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности

Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности

Например, исполняем броски ног вперед, в сторону, назад

Например, исполняем броски ног вперед, в сторону, назад

Здесь используются методы релаксации (эмоционального расслабления), элементы дыхательной гимнастики и физические упражнения, направленные на снятие мышечного тонуса

Здесь используются методы релаксации (эмоционального расслабления), элементы дыхательной гимнастики и физические упражнения, направленные на снятие мышечного тонуса

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю…

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020