Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на занятиях по методике хореографии со студентами высших и среде-специальных учебных заведений.
Оценка 4.8

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на занятиях по методике хореографии со студентами высших и среде-специальных учебных заведений.

Оценка 4.8
docx
преподавание
12.05.2020
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на занятиях по методике хореографии со студентами высших и среде-специальных учебных заведений.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе .docx

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на занятиях по методике хореографии со студентами высших и среде-специальных учебных заведений.

 

В связи с модернизацией образовательного процесса все чаще стали звучать такие термины, как «информатизация образовательного процесса», «сетевые технологии», «интернет-сообщества» и т.п. Учреждения дополнительного образования также занимаются поиском нового содержания образовательного процесса в условиях широко растущего информационного пространства. В современном обществе необходимо искать новые методы работы с учащимися, используя для этого современные технологии. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

На сегодняшний момент современный педагог должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, уметь творчески пользоваться мультимедийными программами, быть активным участником сетевых интернет-сообществ.

Поэтому информационное просвещение в целом касается всех субъектов образовательного процесса - ученика и педагога.

Электронные средства массовой информации активно проникают в жизнь людей во всем мире. Исследования, проводимые в США и в Европе, показали, что до 80 % информации, получаемой детьми к 11 годам, они черпают вне класса из источников, не имеющих бумажных носителей. Из этого можно сделать выводы: во-первых, система образования должна отражать неоспоримый факт сложившейся взаимосвязи медиа и образования, во-вторых, необходимо изучать воздействие медиа на раскрытие человеческого потенциала и пытаться управлять этим воздействием.

В эпоху технологий и «гаджетов» поступление информации происходит не только из окружающей действительности, но и с искусственных носителей. В связи с этим мир находится в условиях колоссальной лавины информации, человечество перестраивается на новый информационный лад. Менталитет нашего времени меняется в зависимости от особенности восприятия и переработки информации. Запросы образования подрастающего поколения диктует рынок потребления. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) – это эффективный инструмент мотивации и развития обучающихся, расширении их кругозора, обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке, усилении познавательно-исследовательских возможностей человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности и создании новой человеко-машинной коммуникативной системы, важная составляющая современного учебного процесса.

С внедрением новых стандартов представлена «концепция компетентностного подхода в образовании». Речь идет о возникновении информационного общества, о развитии компетентности в вопросах оперирования информацией, информационной открытости образовательных организаций. В связи с этим задача педагога научить обучающихся в рамках ситуаций реальной жизни работать с информацией через осмысление, анализ и креативность; упорядочить самоорганизацию процессов переработки информации; стимулировать инициативность в принятие решений, самообразовываться, перестраиваться, научиться делать выбор, брать ответственность.

Сегодня нормой универсальных учебных действий в освоении новых знаний, стало формирование самостоятельной работы студентов с информацией: научить её находить и анализировать.
В сфере художественного творчества использование информационных технологий предусматривает их применение во всех видах деятельности, а именно: обучении, управлении, методической работе. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Реальная работа в этом направлении зависит от оснащения материально-технической базы организаций.

Отличительной особенностью использования информационно-коммуникативных технологий на специальных предметах по хореографии является их вспомогательное назначение в условиях организации художественно-эстетической деятельности, которая позволяет расширить кругозор обучающихся, осовременивает занятие, способствует реализации креативного потенциала личности. Данная сфера нуждается в специалистах с развитым и ярко выраженным творческим, инициативным мышлением, со способностями и навыками, которые развивает именно художественное образование, хотя, на сегодняшний день, внедрение ИКТ в учебные заведения, в большинстве случаев, остается чужеродной инкрустацией в сложившейся годами системе традиционного образования.
Сегодня специальной литературы по данному вопросу нет. Опубликовано большое количество статей, докладов и рефератов о внедрении, влияние и развитие ИКТ в дошкольном и школьном образовании. Возникает вопрос, каким образом использовать ИКТ в образовательном процессе для решения учебных и производственных задач, как обучающимися, так и педагогами на специальных предметах по хореографии.

Хореография — это вид искусства, связанный с кинетическим восприятием мира, то есть организация получения эстетических впечатлений от окружающей действительности, которая происходит через образно-двигательную сферу действий. В специфику обучения входит получение физического опыта танцевальных действий, комплекса развития и совершенствования рефлекторно-двигательного аппарата человеческого тела. Сочетание традиционных методов обучения, таких как наглядный (практический показ) и словесный (объяснение, беседа), наряду с развитием общефизических, артистических и исполнительских возможностей, использование ИКТ расширяет возможности творческой реализации обучаемых, способствует комплексно подготовить будущего специалиста в течение всего времени обучения. Во избежание некорректности при рассмотрении данного вопроса следует уточнить толкование понятия — информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В современном понимании ИКТ подразумевает широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи, распространения информации и оказания услуг. К ним относятся компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет. Представленный перечень ИКТ постоянно расширяется и модернизируется, тем самым пополняя потенциальные возможности данных для разных сфер деятельности человека, в том числе и образования.

Роль информационного пространства в образовательной системе в основном связана с познавательными функциями обучения. Направленность обмена информацией ведется в комплексе действий, направленных на поиск, сбор, обмен прикладной информации. В образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии могут использоваться как во время аудиторных занятий, по предметам «Классический танец», «Народный танец», «Современный танец», «Композиция и постановка танца», «История костюма», «История хореографии», так и самостоятельно во внеурочное время, с целью:

• ознакомления с видео материалами по хореографии;

• знакомства с танцевальным наследием и творчеством выдающихся балетмейстеров и танцовщиков своего времени;

• получения информации о конкурсах, фестивалях и анализ своих действий при участии в этих конкурсах;

• показа и распространения видео и фото продукции с концертов, и конкурсов.

В образовательном процессе применяются в основном инструменты коммуникации, как: компьютер, ноутбук. Все виды информационного потока преподаватели и студенты получают с электронных носителей: флеш-карт, CD, DVD, жестких дисков. Все эти технические средства позволяют развивать информационно-коммуникативную среду по обмену необходимой информацией.

С внедрением ИКТ у педагогов появляется больше возможностей творческого подхода в процессе подготовки к занятиям и мероприятиям с помощью:

• создания компьютерных презентаций по хореографическому искусству;

• поиска необходимой информации в Интернете.

С помощью сетей Интернет педагоги и студенты могут повысить профессиональный уровень, принимая участие в Интернет – конференциях, Интернет – конкурсах.

Использование студентами ИКТ во внеурочное время способствует:

• усвоению полученных знаний по хореографии на более высоком уровне;

• активизации познавательной деятельности;

• самообразованию;

• расширению навыка использования ИКТ в образовательном процессе;

• развитию самоорганизации.

Сегодня, коммуникационной площадкой для обмена информацией среди педагогов и студентов становятся различные сообщества и группы в социальных сетях (в контакте, Facebook, одноклассники), где предоставляются следующие возможности:

• делится новостями и отзывами, своими достижениями на мероприятиях, конкурсах, фестивалях;

• проводить дискуссии на профессиональные темы;

• поделится фото и видео материалами с мастер-классов, семинаров.

Современный урок хореографии – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические образовательные технологии, компьютерные технологии. Урок хореографии характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание хореографических занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения хореографии, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества. Компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной и хореографической продукции: в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки и хореографии (в том числе трансляции по Интернету).

Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:

  • во-первых, для профессиональной подготовки сочинителей и исполнителей,
  • во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Компьютерные программы также используются в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке и компоновке, осматривании и выборе хореографических зарисовок. Для многих хореографических дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений. Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить иллюстративный материал.

Кроме традиционных форм и методов проведения хореографического занятия, могут быть использованы при обучении такие методы, как:

  • методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
  • методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);
  • методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);
  • методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
  • методика использования обучающих видео - программ (видео-пособие «Азбука классической хореографии» и др.).

Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, интерактивные игры и другие.

Формы контроля на занятиях хореографии: практические или устные работы, приуроченные к теме занятий; тестовые задания, зачеты, контрольные работы, контрольные просмотры, опрос, викторины, самоконтроль.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографии.

Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Здесь доминирует проектная технология. Инновационная проектная деятельность – актуальный технологический компонент специального обучения будущего педагога-хореографа. Профессиональная деятельность хореографа по своей сути имеет проектный характер, так как создание хореографического произведения включает в себя такие компоненты как: авторская интерпретация и выдвижение хореографических идей, их экспериментальная проверка и получение конкретного практического творческого продукта – готовой композиции танца. Метод проекта ориентирован на профессионально-познавательную индивидуальную или групповую самостоятельность. Особый акцент в процессе подготовки творческих проектов делается на формирование таких профессиональных компетенций как: развитие системно-образного мышления, способности к импровизации, выработки способов исследовательской деятельности, сбора информации с применением ИКТ, решения профессиональных дидактических проблем.

Цель проектной деятельности:

  • формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • формирование навыков и умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;
  • формирование навыков и умений использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Выполнение творческих проектов производится в несколько этапов:

Этап 1. Предпроект. Обсуждение идеи, темы, формирование творческой группы, определение лидера, распределение обязанностей.

Этап 2. Планирование. Определение временных рамок, основных направлений работы, прогнозирование конечного результата и формы представления и защиты творческого проекта.

Этап 3. Аналитический. Поиск, сбор и анализ теоретической информации об особенностях данного вида танца.

Этап 4. Работа над постановкой танца. Анализ музыки и хореографической лексики, разбор хореографической лексики по видеозаписи. Постановочная работа, изучение и освоение хореографической лексики с исполнителями по принципу «от простого к сложному», сочинение разнообразных танцевальных комбинаций. Сочинение, постановка и отработка композиции танца.

Этап 5. Представление и защита творческого проекта.

Творческие хореографические проекты, учащиеся могут выполнять как в группах, так и индивидуально.

С применением данной технологии совместно со студентами были созданы и реализованы такие творческие проекты как:

1.     Создание детского хореографического спектакля.

2.     Праздник танца.

3.     Деловая интерактивная хореографическая профессиональная игра «Шаги к успеху».

4.     Создание композиции народного танца на основе самостоятельного изучения национальных особенностей танцевальной лексики данной народности.

В настоящее время, в ситуации внедрения и распространения обучения нового стандарта в образовательных учреждениях, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных и творческих достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений.

Основными этапами разработки портфолио являются: планирование, подготовительный этап, проведение, анализ. Работа над созданием электронного портфолио позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Из выше сказанного можно сделать выводы:

1. Используя ИКТ как инструмент проектной деятельности, как средство для изучения других предметов, как технологию для реализации междисциплинарных проектов, можно добиться больших творческих результатов в обучении.

2. Сформировать системные знания и обобщенные умения по специальности.

3. Обучающиеся могут выражать свои идеи и концепции через методы и средства ИКТ.

4. Студенты обучаются методам работы с информацией, методам освоения разных художественных технологий, методам интерпретации культурного опыта.

5. Использование ИКТ имеет реальную возможность влияния на эффективность не только образовательного процесса, но и содействия активной гражданской позиции студентов и молодого поколения.

6. При гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами обучения позволят комплексно подготовить будущего специалиста, способного работать с использованием ИКТ и внедрять его в свою в профессиональную деятельность.

 

Литература и интернет источники:

1.     Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.

2.     Корнеев, И.К., Ксандопуло, Г.Н.,  Машурцев, В.А. Информационные технологии. ТК Велби. – 2007.

3.     Эрдонов О. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях [Текст] / О. Л. Эрдонов // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 692-694.

4.     URL: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

5.     URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf


 

6.    

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на занятиях по методике хореографии со студентами высших и среде-специальных учебных заведений

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на занятиях по методике хореографии со студентами высших и среде-специальных учебных заведений

С внедрением новых стандартов представлена «концепция компетентностного подхода в образовании»

С внедрением новых стандартов представлена «концепция компетентностного подхода в образовании»

Хореография — это вид искусства, связанный с кинетическим восприятием мира, то есть организация получения эстетических впечатлений от окружающей действительности, которая происходит через образно-двигательную сферу действий

Хореография — это вид искусства, связанный с кинетическим восприятием мира, то есть организация получения эстетических впечатлений от окружающей действительности, которая происходит через образно-двигательную сферу действий

В образовательном процессе применяются в основном инструменты коммуникации, как: компьютер, ноутбук

В образовательном процессе применяются в основном инструменты коммуникации, как: компьютер, ноутбук

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения хореографии, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения хореографии, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества

Азбука классической хореографии» и др

Азбука классической хореографии» и др

Выполнение творческих проектов производится в несколько этапов:

Выполнение творческих проектов производится в несколько этапов:

Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения

Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения

URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673

URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020