Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на занятиях по методике хореографии со студентами высших и среде-специальных учебных заведений.
В связи с модернизацией образовательного процесса все чаще стали звучать такие термины, как «информатизация образовательного процесса», «сетевые технологии», «интернет-сообщества» и т.п. Учреждения дополнительного образования также занимаются поиском нового содержания образовательного процесса в условиях широко растущего информационного пространства. В современном обществе необходимо искать новые методы работы с учащимися, используя для этого современные технологии. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
На сегодняшний момент современный педагог должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, уметь творчески пользоваться мультимедийными программами, быть активным участником сетевых интернет-сообществ.
Поэтому информационное просвещение в целом касается всех субъектов образовательного процесса - ученика и педагога.
Электронные средства массовой информации активно проникают в жизнь людей во всем мире. Исследования, проводимые в США и в Европе, показали, что до 80 % информации, получаемой детьми к 11 годам, они черпают вне класса из источников, не имеющих бумажных носителей. Из этого можно сделать выводы: во-первых, система образования должна отражать неоспоримый факт сложившейся взаимосвязи медиа и образования, во-вторых, необходимо изучать воздействие медиа на раскрытие человеческого потенциала и пытаться управлять этим воздействием.
В эпоху технологий и «гаджетов» поступление информации происходит не только из окружающей действительности, но и с искусственных носителей. В связи с этим мир находится в условиях колоссальной лавины информации, человечество перестраивается на новый информационный лад. Менталитет нашего времени меняется в зависимости от особенности восприятия и переработки информации. Запросы образования подрастающего поколения диктует рынок потребления. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) – это эффективный инструмент мотивации и развития обучающихся, расширении их кругозора, обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке, усилении познавательно-исследовательских возможностей человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности и создании новой человеко-машинной коммуникативной системы, важная составляющая современного учебного процесса.
С внедрением новых
стандартов представлена «концепция компетентностного подхода в образовании».
Речь идет о возникновении информационного общества, о развитии компетентности в
вопросах оперирования информацией, информационной открытости образовательных
организаций. В связи с этим задача педагога научить обучающихся в рамках
ситуаций реальной жизни работать с информацией через осмысление, анализ и
креативность; упорядочить самоорганизацию процессов переработки информации;
стимулировать инициативность в принятие решений, самообразовываться,
перестраиваться, научиться делать выбор, брать ответственность.
Сегодня нормой
универсальных учебных действий в освоении новых знаний, стало формирование
самостоятельной работы студентов с информацией: научить её находить и анализировать.
В сфере художественного творчества использование информационных технологий
предусматривает их применение во всех видах деятельности, а именно: обучении,
управлении, методической работе. Современный преподаватель должен не только
обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в
своей профессиональной деятельности. Реальная работа в этом направлении зависит
от оснащения материально-технической базы организаций.
Отличительной
особенностью использования информационно-коммуникативных технологий на
специальных предметах по хореографии является их вспомогательное назначение в
условиях организации художественно-эстетической деятельности, которая позволяет
расширить кругозор обучающихся, осовременивает занятие, способствует реализации
креативного потенциала личности. Данная сфера нуждается в специалистах с
развитым и ярко выраженным творческим, инициативным мышлением, со способностями
и навыками, которые развивает именно художественное образование, хотя, на
сегодняшний день, внедрение ИКТ в учебные заведения, в большинстве случаев,
остается чужеродной инкрустацией в сложившейся годами системе традиционного
образования.
Сегодня специальной литературы по данному вопросу нет. Опубликовано большое
количество статей, докладов и рефератов о внедрении, влияние и развитие ИКТ в
дошкольном и школьном образовании. Возникает вопрос, каким образом использовать
ИКТ в образовательном процессе для решения учебных и производственных задач,
как обучающимися, так и педагогами на специальных предметах по хореографии.
Хореография — это вид искусства, связанный с кинетическим восприятием мира, то есть организация получения эстетических впечатлений от окружающей действительности, которая происходит через образно-двигательную сферу действий. В специфику обучения входит получение физического опыта танцевальных действий, комплекса развития и совершенствования рефлекторно-двигательного аппарата человеческого тела. Сочетание традиционных методов обучения, таких как наглядный (практический показ) и словесный (объяснение, беседа), наряду с развитием общефизических, артистических и исполнительских возможностей, использование ИКТ расширяет возможности творческой реализации обучаемых, способствует комплексно подготовить будущего специалиста в течение всего времени обучения. Во избежание некорректности при рассмотрении данного вопроса следует уточнить толкование понятия — информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В современном понимании ИКТ подразумевает широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи, распространения информации и оказания услуг. К ним относятся компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет. Представленный перечень ИКТ постоянно расширяется и модернизируется, тем самым пополняя потенциальные возможности данных для разных сфер деятельности человека, в том числе и образования.
Роль информационного пространства в образовательной системе в основном связана с познавательными функциями обучения. Направленность обмена информацией ведется в комплексе действий, направленных на поиск, сбор, обмен прикладной информации. В образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии могут использоваться как во время аудиторных занятий, по предметам «Классический танец», «Народный танец», «Современный танец», «Композиция и постановка танца», «История костюма», «История хореографии», так и самостоятельно во внеурочное время, с целью:
• ознакомления с видео материалами по хореографии;
• знакомства с танцевальным наследием и творчеством выдающихся балетмейстеров и танцовщиков своего времени;
• получения информации о конкурсах, фестивалях и анализ своих действий при участии в этих конкурсах;
• показа и распространения видео и фото продукции с концертов, и конкурсов.
В образовательном процессе применяются в основном инструменты коммуникации, как: компьютер, ноутбук. Все виды информационного потока преподаватели и студенты получают с электронных носителей: флеш-карт, CD, DVD, жестких дисков. Все эти технические средства позволяют развивать информационно-коммуникативную среду по обмену необходимой информацией.
С внедрением ИКТ у педагогов появляется больше возможностей творческого подхода в процессе подготовки к занятиям и мероприятиям с помощью:
• создания компьютерных презентаций по хореографическому искусству;
• поиска необходимой
информации в Интернете.
С помощью сетей Интернет педагоги и студенты могут повысить профессиональный уровень, принимая участие в Интернет – конференциях, Интернет – конкурсах.
Использование студентами ИКТ во внеурочное время способствует:
• усвоению полученных знаний по хореографии на более высоком уровне;
• активизации познавательной деятельности;
• самообразованию;
• расширению навыка использования ИКТ в образовательном процессе;
• развитию самоорганизации.
Сегодня, коммуникационной площадкой для обмена информацией среди педагогов и студентов становятся различные сообщества и группы в социальных сетях (в контакте, Facebook, одноклассники), где предоставляются следующие возможности:
• делится новостями и отзывами, своими достижениями на мероприятиях, конкурсах, фестивалях;
• проводить дискуссии на профессиональные темы;
• поделится фото и видео материалами с мастер-классов, семинаров.
Современный урок хореографии – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические образовательные технологии, компьютерные технологии. Урок хореографии характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание хореографических занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.
Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения хореографии, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества. Компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной и хореографической продукции: в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки и хореографии (в том числе трансляции по Интернету).
Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:
Компьютерные программы также используются в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке и компоновке, осматривании и выборе хореографических зарисовок. Для многих хореографических дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений. Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить иллюстративный материал.
Кроме традиционных форм и методов проведения хореографического занятия, могут быть использованы при обучении такие методы, как:
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, интерактивные игры и другие.
Формы контроля на занятиях хореографии: практические или устные работы, приуроченные к теме занятий; тестовые задания, зачеты, контрольные работы, контрольные просмотры, опрос, викторины, самоконтроль.
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографии.
Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Здесь доминирует проектная технология. Инновационная проектная деятельность – актуальный технологический компонент специального обучения будущего педагога-хореографа. Профессиональная деятельность хореографа по своей сути имеет проектный характер, так как создание хореографического произведения включает в себя такие компоненты как: авторская интерпретация и выдвижение хореографических идей, их экспериментальная проверка и получение конкретного практического творческого продукта – готовой композиции танца. Метод проекта ориентирован на профессионально-познавательную индивидуальную или групповую самостоятельность. Особый акцент в процессе подготовки творческих проектов делается на формирование таких профессиональных компетенций как: развитие системно-образного мышления, способности к импровизации, выработки способов исследовательской деятельности, сбора информации с применением ИКТ, решения профессиональных дидактических проблем.
Цель проектной деятельности:
Выполнение творческих проектов производится в несколько этапов:
Этап 1. Предпроект. Обсуждение идеи, темы, формирование творческой группы, определение лидера, распределение обязанностей.
Этап 2. Планирование. Определение временных рамок, основных направлений работы, прогнозирование конечного результата и формы представления и защиты творческого проекта.
Этап 3. Аналитический. Поиск, сбор и анализ теоретической информации об особенностях данного вида танца.
Этап 4. Работа над постановкой танца. Анализ музыки и хореографической лексики, разбор хореографической лексики по видеозаписи. Постановочная работа, изучение и освоение хореографической лексики с исполнителями по принципу «от простого к сложному», сочинение разнообразных танцевальных комбинаций. Сочинение, постановка и отработка композиции танца.
Этап 5. Представление и защита творческого проекта.
Творческие хореографические проекты, учащиеся могут выполнять как в группах, так и индивидуально.
С применением данной технологии совместно со студентами были созданы и реализованы такие творческие проекты как:
1. Создание детского хореографического спектакля.
2. Праздник танца.
3. Деловая интерактивная хореографическая профессиональная игра «Шаги к успеху».
4. Создание композиции народного танца на основе самостоятельного изучения национальных особенностей танцевальной лексики данной народности.
В настоящее время, в ситуации внедрения и распространения обучения нового стандарта в образовательных учреждениях, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных и творческих достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений.
Основными этапами разработки портфолио являются: планирование, подготовительный этап, проведение, анализ. Работа над созданием электронного портфолио позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Из выше сказанного можно сделать выводы:
1. Используя ИКТ как инструмент проектной деятельности, как средство для изучения других предметов, как технологию для реализации междисциплинарных проектов, можно добиться больших творческих результатов в обучении.
2. Сформировать системные знания и обобщенные умения по специальности.
3. Обучающиеся могут выражать свои идеи и концепции через методы и средства ИКТ.
4. Студенты обучаются методам работы с информацией, методам освоения разных художественных технологий, методам интерпретации культурного опыта.
5. Использование ИКТ имеет реальную возможность влияния на эффективность не только образовательного процесса, но и содействия активной гражданской позиции студентов и молодого поколения.
6. При гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами обучения позволят комплексно подготовить будущего специалиста, способного работать с использованием ИКТ и внедрять его в свою в профессиональную деятельность.
Литература и интернет источники:
1. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.
2. Корнеев, И.К., Ксандопуло, Г.Н., Машурцев, В.А. Информационные технологии. ТК Велби. – 2007.
3. Эрдонов О. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях [Текст] / О. Л. Эрдонов // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 692-694.
4. URL: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
5. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.