Инновационные подходы к повышению мотивации детей с ОВЗ в системе коррекционной работы учителя-логопеда
Оценка 4.9

Инновационные подходы к повышению мотивации детей с ОВЗ в системе коррекционной работы учителя-логопеда

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
дефектология
14.04.2020
Инновационные подходы к повышению мотивации детей с ОВЗ в системе коррекционной работы учителя-логопеда
В настоящее время существует множество методик по коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста, однако их эффективность чаще всего не превышает 60-70%. Одна из причин этого явления, по мнению ученых и практиков – неспособность учителя-логопеда сформировать у детей интерес к логопедическим занятиям и стойкую речевую мотивацию.
Инновационные подходы к повышению мотивации детей с ОВЗ.docx

Инновационные подходы к повышению мотивации детей с ОВЗ

в системе коррекционной работы учителя-логопеда

 

В настоящее время существует множество методик по коррекции речевых нарушений у детей  младшего школьного возраста, однако их эффективность чаще всего не превышает 60-70%. Одна из причин этого явления, по мнению ученых  и практиков – неспособность учителя-логопеда сформировать у детей интерес к логопедическим занятиям и стойкую речевую мотивацию.

Мотивация (от лат. movere - приводить в движение, толкать) — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 88)

Анализ коррекционной педагогической литературы показывает, что в настоящее время ученые выделяют три основных подхода к формированию мотивационной основы речевой активности и действий у детей: индивидуальный, типологический, топологический.

         Индивидуальный подход предполагает опору в процессе коррекционного обучения на мотивы обучения самого ребенка-логопата. Для этого используются следующие приемы:

- предвосхищающая положительная оценка учителем-логопедом умений ребенка (средствами достижения такого состояния выступают не только вербальная оценка взрослого, но и улыбка, мягкий, добрый взгляд, поглаживание по голове, прикосновение к руке ребенка, уменьшение физической и психологической дистанции и др.);

- разработка программы достижений (на день, неделю, месяц), придающий коррекционному обучению на логопедическом занятии по коррекции речевых нарушений осмысленность и целенаправленность (например, педагог может за каждый правильный ответ, за четкость звукопроизношения в ответе или речевой игре ставить ребенку на доске «+», а за неправильный – «-», предупреждая, что в конце занятия необходимо набрать 5 «плюсов», чтобы «заработать медаль»);

- привлечение сверстников и родителей в целях коррекции неадекватной позиции ребенка и нежелания действовать в ситуациях, связанных с преодолением трудностей (например, мальчика просят объяснить и показать артикуляционную позицию автоматизируемого звука девочке, которая болела и пропустила несколько занятий, и пр.);

- создание «охранительного речевого режима» для детей с логоневрозом или  испытывающих трудности в коррекционном обучении;

-привлечение в случае необходимости специалистов-медиков, психологов, учителей- дефектологов;

- смена видов детской деятельности;

- переключение на другой тип восприятия информации;

- увеличение доли двигательных пауз и физкультурных минуток в ходе коррекционного занятия;

- сокращение времени проведения занятия в случае переутомления ребенка-логопата и «мозаичное» восполнение образовавшихся пробелов в свободное время в процессе практической или игровой деятельности ребенка и другое.

 

         Типологический подход предполагает использование ведущих мотивов общения детей данного возрастного этапа (игровых, личностных, деловых), основными приемами могут быть следующие:

- игровые приемы проведения занятий;

- создание проблемных ситуаций;

- смена партнеров по общению;

- принятие ребенком на себя роли «педагога», который обучает детей правильно и четко проговаривать определённый звук, или обучает правилам новой игры и является ведущим этой игры;

- прослушивание магнитофонной записи с речевыми заданиями и другое;

- использование соревновательных ситуаций и т.п.

Топологический подход предполагает специальное формирование мотивов совместной деятельности в процессе коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях. Побуждение к взаимодействию появляется благодаря выработке особых видов мотивов – познавательных (потребности что-то узнать, чему-то научиться и т.д.) и личностных (потребности в признании педагогом, сверстниками, эмоциональной поддержки, саморазвитии и самопознании и т.д.).

         Например, обучающимся  доступны такие простые виды игровых упражнений, как разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. После предъявления образцов таких игровых упражнений необходимо стимулировать детей к творчеству, придумыванию своих вариантов загадок, ребусов, кроссвордов.

          В рамках топологического подхода к формированию речевой, познавательной мотивации рекомендуется сообщать детям в доступной для них форме тему и цели занятия, использовать в процессе объяснения речевые, специальные термины и выражения.

         Названные подходы органично сочетаются в ходе занятий (по развитию связной речи, индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, по обучению детей грамоте) нетрадиционной формы их организации и проведения, таких как:

- занятия с использованием ИКТ;

- занятия, построенные по принципу взаимообучения;

- занятия, проводимые по аналогии с популярными телевизионными играми («Поле чудес», «Колесо истории», «Умники и умницы», «Как стать миллионером», «Слабое звено» и др.);

- занятия – КВНы;

- занятия – конкурсы;

- занятия – экскурсии;

- занятия – аукционы и др.

Особый акцент сделан на игру не случайно, ведь игра – это ведущий вид деятельности детей с ОВЗ. Педагог, ведя игру, опирается на мотивы обучения детей – дает предвосхищающую положительную оценку действиям каждого игрока, фиксирует их достижения, привлекает интересным, доступным для детей-логопатов способом коррекции речевых отклонений, привлекает обучающихся к контролю над звукопроизношением своей речи и своих сверстников, их нежелание или невозможности преодолевать трудности. Иначе говоря, обеспечиваются индивидуальный, типологический и топологический подходы к формированию мотивации детей-логопатов к коррекционным занятиям.

 

Вашему вниманию предлагается конспект логопедического занятия для обучающихся 2а класса по автоматизации звука [л] с использованием инновационных методик и технологий.

 

Тема: Автоматизация звука (Л) в слоге ЛА-.

Задачи:

Образовательная: закрепление понятий звук, слог, слово.

Коррекционные:

1)    автоматизация звука (Л) в слоге ЛА- и словах с этим слогом.

2)    Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

3)    Развитие функций фонематического слуха и звукового анализа и синтеза слова.

4)    Развитие функций словоизменения – согласование числительных с существительным.

5)    Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность в выполнении работы на компьютере, усидчивость и умение выслушивать и понимать инструкцию педагога с первого раза.

Оборудование: зеркало, карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики, компьютер, логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», конверты с заданиями, разрезные картинки со слогом ЛА- (пила, юла, акула, пиала, пчела, кукла), деталь от золотого ключика.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этом конверте? Может это письмо от кого-нибудь?

2. Логопедическая зарядка.

Открываем конверт. Но что это? В нем еще конверт, розового цвета! А на конверте … какие-то картинки. Что же они означают? Посмотрите это пальчики, а это губки… На верно это задание – выполнить пальчиковую и артикуляционную гимнастику по картинкам. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Пальцы – дружная семья». А теперь – гимнастику для губ и язычка. (Дети выполняют упражнения по символам, которые показывает логопед: «Улыбочка», «Качель», «Щеточка», «Чашечка», «Маляр», «Барабан», «Лошадка», компьютерная игра «Помоги сдуть кораблики».)

3. Произнесение звука изолированно.

Логопед. Чтобы кораблики могли переплыть озеро, вы должны подать гудок: лллл.

4. Автоматизация звука в слогах, словах.

Логопед. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Зеленого.) На нем нарисован колокол. Давайте вспомним, как звучит песня колокола. (Отработка слога ЛА- с разной интонацией.)

Логопед. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Тут еще один конверт. А этот конверт, какого цвета? (Синего.) Посмотрите, на нем нарисована разрезная картинка, как в игре «Собери картинку». Посмотрите и, правда, здесь какие-то половинки… Давайте составлять из них целые карточки, я начинаю, а вы мне помогаете. Я кладу половинку и называю первую часть слова, а вы отыскиваете вторую недостающую часть, кладете её и договариваете слово. (Пи-ла, пче-ла, ю –ла, аку-ла, пиа-ла, кук-ла )

Логопед. Назовите, какие картинки у нас получились.

5. Согласование существительного с числительными.

Логопед. Посмотрите, а на этой картинке нарисованы пять пальчиков, это значит, что этот предмет надо посчитать от одного до пяти. (Дети считают слово «акула») А это что за цифра? (Пять.) Посчитайте и этот предмет от одного до пяти.

6. Физминутка.

Логопед. Давайте посмотрим, что в конверте, кажется еще один конверт. Какого цвета этот конверт? (Оранжевого) Как вы думаете, что эта картинка предлагает нам выполнить? (Разминку, физминутку.) Правильно.

По тропинке впятером

Друг за другом мы идем.

Через ямку прыг-прыг,

Через лужу топ-топ.

Впереди деревьев ряд,

Ветки низкие висят,

Мы присядем и пойдем

И под ветками пройдем.

(Дети идут друг за другом, выполняя действия по тексту.)

7. Развитие функций фонематического слуха и звукового анализа и синтеза слова.

Логопед. Давайте посмотрим, что в конверте. Какого цвета этот конверт? (Фиолетового.) Ой, а на нем нарисован компьютер и Тигра, значит, мы идем играть на компьютере. (Игра «Четвертый лишний» - звук (Ш)).

Логопед. Посмотрите, что у Тигры в лапке. (Лопата) Я предлагаю вам взять звуковые пеналы и выложить из звуковых фишек слово «лопата». Сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков? Назовите первый гласный. Второй, третий. Сколько согласных звуков? Назовите первый согласный звук. Поделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Молодцы. Пеналы с фишками уберите на край стола.

8. Отгадывание загадки.

Логопед. Давайте посмотрим, что в фиолетовом конверте. Опять конверт, какого он цвета. (Красного.) Давайте посмотрим, что в нем. А в нем записка. Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания?

Узнать не сложно. Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной.

Кто же это?.. (Буратино).

Логопед. Посмотрите,  на конверте нарисован контур ключика. Давайте проверим, может ключ лежит в конверте. Ой, что это? По-моему, это деталь от ключа. Буратино, наверно хочет, потом еще раз с вами поиграть. И когда вы соберете весь ключик, он вам откроет волшебную тайну – от какой двери этот ключ!

9. Итог занятия.

Логопед. Итак, Буратино вас сегодня проверял, справитесь ли вы с его заданиями. У вас был замечательный помощник – звук (Л), который вы так красиво говорили в слоге ЛА. Произнесите этот слог еще раз. Давайте оценим свою работу. (Дети выставляют на доске цветовые магниты: красный – отлично, желтый – хорошо, зеленый – было трудно.)  


 

Инновационные подходы к повышению мотивации детей с

Инновационные подходы к повышению мотивации детей с

Типологический подход предполагает использование ведущих мотивов общения детей данного возрастного этапа (игровых, личностных, деловых), основными приемами могут быть следующие: - игровые приемы проведения занятий ;…

Типологический подход предполагает использование ведущих мотивов общения детей данного возрастного этапа (игровых, личностных, деловых), основными приемами могут быть следующие: - игровые приемы проведения занятий ;…

Особый акцент сделан на игру не случайно, ведь игра – это ведущий вид деятельности детей с

Особый акцент сделан на игру не случайно, ведь игра – это ведущий вид деятельности детей с

Улыбочка», «Качель», «Щеточка», «Чашечка», «Маляр», «Барабан», «Лошадка», компьютерная игра «Помоги сдуть кораблики»

Улыбочка», «Качель», «Щеточка», «Чашечка», «Маляр», «Барабан», «Лошадка», компьютерная игра «Помоги сдуть кораблики»

Сколько слогов в слове? Молодцы

Сколько слогов в слове? Молодцы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020