Статья "Развитие коммуникативных умений у обучающихся с РАС с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.
Оценка 5

Статья "Развитие коммуникативных умений у обучающихся с РАС с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.

Оценка 5
docx
дефектология
23.06.2020
Статья "Развитие коммуникативных умений у обучающихся с РАС  с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек  PECS.
За последние десятилетия заметно возросло количество детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра, в частности. В условиях гуманизации общества в целом, а так же при обеспечении государственных гарантий доступности получения полноценного образования для всех категорий детей с ОВЗ, дети с аутизмом в настоящее время активно включаются в систему образования и имеют равные возможности с другими детьми в получении необходимых знаний, умений и навыков в учреждениях образования на разных уровнях.
Развитие коммуникативных умений у обучающихся с РАС.docx

Развитие коммуникативных умений у обучающихся с РАС

с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

 

За последние десятилетия заметно возросло  количество детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра, в частности. 

В условиях гуманизации общества в целом, а так же при обеспечении государственных гарантий доступности получения полноценного образования для всех категорий детей с ОВЗ,  дети  с аутизмом в настоящее время активно включаются в систему образования и имеют равные  возможности с другими детьми в получении необходимых знаний, умений и навыков в учреждениях образования на разных уровнях.

Аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, а также эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основными признаками аутизма, так называемой «триадой аутизма», являются нарушение коммуникации, стереотипное поведение и ослабление способности к социальному взаимодействию  (Башина В. М., 1993).

По данным многих исследователей, таких как: М.К. Бардышевская, О.С. Никольская, В.В. Лебединский, Ю. Фриз и др., коммуникативные способности детей с расстройствами аутистического спектра характеризуются недоразвитием в целом и искажённостью их компонентов, в частности, их структура, и проявление в коммуникативной деятельности неадекватны как возрасту, так и  социальной ситуации.

Такие исследователи как Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, U.Frith, L. Wing и др. подчёркивают, что одним из главных нарушений, препятствующим успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с данным типом дизонтогенеза в обществе является недостаточное развитие, а по ряду данных (Е.С. Иванов, В. Bettelheim и др.) отсутствие потребности и способности к общению, проявляющиеся в виде уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности завязать или поддержать разговор, отсутствие диалоговых форм взаимодействия, непонимание своих и чужих переживаний, дисгармоничность когнитивного развития и другие специфические особенности.

Таким образом, многие исследователи отмечают, что  дети с расстройствами аутистического спектра имеют явную особенность, такую  как нарушение сферы коммуникации в целом, а так же развития коммуникативных умений и навыков в частности.

Актуальность данного вопроса и  острота  проблемы  в современном обществе определяется  не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу специального образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных организационно-психологических условий для этого,  малой изученностью данного вопроса со стороны педагогов, психологов и логопедов, а также практических работников сферы образования.

Начинать коррекционно-развивающую работу с детьми аутистами -нужно как можно раньше. Все дети с РАС характеризуются нарушением  в сфере коммуникации и речевого развития. Дети необщительны, у них нет потребности  и способности к общению, они не играют с другими детьми, не любят когда в его игре хотят принять участие окружающие его сверстники и взрослые. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры их носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, они эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других детей и пр.  Характерной речевой особенностью является то, что они не используют местоимение "я", не умеют выражать свои мысли и чувства, выражать свои просьбы  к окружающим и пр.

Главную  цель работы определили как:

Разработать  систему работы по  развитию коммуникативных умений  у детей с расстройствами  аутистического спектра посредством использования   системы   альтернативной коммуникации  с помощью карточек  PECS

 Задачи работы с детьми:

Ø     Развивать умения  обучающихся с расстройствами аутистического спектра выражать  свои просьбы и требования в совместной с другими людьми деятельности;

Ø     Развивать умения обучающихся задавать вопросы разного характера, привлекать к себе  внимание окружающих;

Ø     Развивать диалоговые формы  общения детей с РАС  с окружающими людьми;

Ø        Развивать умения обучающихся называть, комментировать и описывать окружающие предметы, людей, действия, события окружающие их;

Ø     Развивать  умения выражать свои эмоции,

чувства, сообщать о них окружающим в совместно организованной деятельности; 

Ø     Развивать социально-ответные реакции обучающихся,  умения отвечать на поставленные вопросы окружающих;

Ø     Развивать социальное поведение у детей с РАС.

Основная педагогическая идея

    Коррекционно-педагогическая  работа по развитию коммуникативных умений у обучающихся  с расстройствами аутистического спектра будет результативнее и эффективнее, если системно и целенаправленно  использовать систему альтернативной коммуникации  с помощью  карточек  (PECS).

    Коррекционно-логопедическая работа  состоит из нескольких этапов: подготовительный, основной, итоговый.

На подготовительном этапе:

Изучили  проблему;

Определили  диагностический  инструментарий;

Определили  условия логопедической коррекции: разработали  систему коррекционно-педагогической работы со всеми участниками образовательных отношений и пр.

На основном этапе:

Организация  коррекционно-педагогического  процесса  по развитию коммуникативных умений у детей  с РАС с использованием системы альтернативной  коммуникации с помощью карточек PECS.

Коррекционно-логопедическая  работа по реализации намеченных целей и задач работы с каждым конкретным ребенком с РАС осуществляется через использование  разных видов и способов коммуникации:

- это и вербальная коммуникация (построение фразы, обмен репликами, обращениями, задавание вопросов и ответы на вопрос, выражение просьб словами, использование местоимения «я»);

- и невербальная коммуникация без использования специальных средств (это указывание, взгляд, жесты/пантомимика, выражение лица, вокализация и пр.)

- и альтернативная коммуникация с помощью карточек PECS -Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками), которая позволяет обучающемуся выражать свои потребности, желания, делиться чувствами, мыслями и проявлять себя, используя невербальные или специальные средства общения.

Обучение PECS применяется  среди аутичных детей, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения, а также часто используется  и при прочих проблемах, сопровождаемых «невербальностью» ( при ДЦП, ТНР, тугоухости и др.). Основные способы обучения общению с помощью карточек PECS базируются на принципах Прикладного анализа поведения.

 Первая версия учебного протокола ПЕКС была создана доктором АВА Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 80-х гг. прошлого века. Программа постоянно совершенствуется и дорабатывается. В рамках этой программы мы обучаем детей умению  выражать собственные желания и комментировать  различные ситуации.

Работа по программе  включает определенную последовательность обучения и специальные стратегии:

1.                 Обучение  ребенка давать карточку.

2.                 Обучение ребенка  отдавать карточку.

3.                 Обучение ребенка  распознавать  предметы, изображенные на карточке.

4.                 Обучение ребенка составлять предложения типа «Я хочу….(название предмета)» или «Дай мне…(предмет)».

5.                 Обучение ребенка отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?»

6.                 Обучение ребенка  различать предметы, о которых  его спрашивают, а так же о которых  он сам говорит.

В работе с обучающимися  мы используем   цветные   рисунки, изображающие окружающих людей, предметы, явления и пр.; под каждой картинкой размещается ее текстовая подпись на русском языке; папки  и бумажные разделители, на которые можно прикрепить карточки на липучках;  картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке, разные виды расписаний.

Работа с обучающимися по программе PECS включает в себя несколько этапов:

1.                 На первом этапе вводятся карточки, обозначающие «да» и «нет», выполненные в разных цветах  (зеленом и красном). Эти карточки необходимы нам, если ребенок не умеет использовать кивки и отрицательное покачивание головой. Если же ребенок способен произнести «да»/«нет» или обозначить их движениями, в использовании  таких карточек нам нет необходимости.

2.                 На втором этапе вводится набор карточек: с базовыми и мотивационными предметами (банан, конфета, мороженое, яблоко, зефир),  карточки на разные лексические темы, карточки с действиями. Как только ребенок перестает  смотреть на картинку и начинает  называть нужный ему предмет устно – использование соответствующей карточки мы  прекращаем. 

3.                 На третьем этапе обучения PECS мы начинаем использовать карточки с обозначением различных событий дня  (умываться, кушать, гулять на улице, играть в игры, читать и т. д.), разные виды расписаний.

Работа с каждым ребенком осуществляется индивидуально   в организованной деятельности с логопедом через разные виды детской деятельности, но в основном через игровую деятельность (познавательную и др.), с использованием разных методов и приемов: игровые методы и приемы, разнообразные упражнения, работа с «Коммуникативной книгой», моделирование и пр. Работа с детьми активно осуществляется в структурированной учебной среде, так и  в неформальной учебной обстановке.

Обязательное условие для начала обучения по программе PECS  –вызвать у обучающегося самостоятельное желание что-то получить или сделать. Конечная цель – самостоятельное  и активное  общению детей с РАС  с окружающими его  людьми, длительное по времени и продуктивное. 

Очень важно для  этих детей - давать поощрение сразу после выполнения задания. Мы используем разные поощрения: социальные (молодец!), пищевые стимулы, предметные стимулы, жетоны для получения пищевого или предметного поощрения. 

Альтернативная коммуникация с использованием невербальных средств общения используется нами  как активное дополнение к вербальной коммуникации, при обязательном  учете  психо-физических особенностей детей, их когнитивных способностей, сенсорных и поведенческих особенностей, а так же индивидуально-дифференцированного подхода. 

Конечно, большая роль в работе с детьми с РАС мы отводим  родителям (законным представителям). Мы доносим до родителей главную мысль – что родители являются движущей силой развития ребенка, они главные помощники педагогов.

Педагоги ставят  цели, задачи  и направление работы  с детьми, а закрепление полученных навыков в быту осуществляют родители дома. 

На заключительном этапе :

-Подвели  итоги в коррекционно-логопедической работы по результатам мониторинга.

- Определили   эффективность применяемой системы работы.

-Обобщили  педагогический опыт работы по выбранному направлению.

В рамках представленной работы,  осуществляем мониторинг  развития коммуникативных умений обучающихся с РАС на начало и конец коррекционного периода.  

За основу диагностической методики используем рекомендации   А.В.Хаустова («Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра», 2010г.).

Обучение детей с РАС с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек  длится довольно долго ( от нескольких месяцев до нескольких лет,  в  ряде случаев), однако полученные результаты не могут нас не радовать.

Подводя итог, можем смело сказать, что целенаправленная, систематическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра с использованием современных развивающих программ, таких как РЕСS , а так же индивидуализация процесса обучения позволяют  правильно подобрать ключики к каждому ребенку, наладить с ним коммуникацию, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка.

  В дальнейшем планируем:

- продолжать использовать систему альтернативной коммуникации с использованием карточек РЕСS  в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра,

- разработать  и распространить методические рекомендации по теме  «Использование программы   РЕСS в работе с детьми с аутистическим спектром»,

- использовать   программу РЕСS в работе с другими категориями «неговорящих» обучающихся.

 

Использованная литература:

Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004.

Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. - 2007.

Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. М.: Теренвинф, 2011.

Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.  М.: ЦПМССДиП, 2010.

Янушко Е.  Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развития речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2018.


 

Развитие коммуникативных умений у обучающихся с

Развитие коммуникативных умений у обучающихся с

Начинать коррекционно-развивающую работу с детьми аутистами -нужно как можно раньше

Начинать коррекционно-развивающую работу с детьми аутистами -нужно как можно раньше

Определили условия логопедической коррекции: разработали систему коррекционно-педагогической работы со всеми участниками образовательных отношений и пр

Определили условия логопедической коррекции: разработали систему коррекционно-педагогической работы со всеми участниками образовательных отношений и пр

Работа с обучающимися по программе

Работа с обучающимися по программе

Педагоги ставят цели, задачи и направление работы с детьми, а закрепление полученных навыков в быту осуществляют родители дома

Педагоги ставят цели, задачи и направление работы с детьми, а закрепление полученных навыков в быту осуществляют родители дома
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020