Торицына О.С.
Роль дыхания в развитии правильной речи
Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Существует два вида дыхания: физиологическое и речевое.
Физиологическое дыхание непроизвольно. Основная его функция – это обеспечение газообмена в организме человека. Вдох и выдох мы осуществляем при помощи носа, они короткие и равные по времени. Фаза физиологического дыхания – вдох-выдох-пауза.
Когда мы говорим, физиологического дыхания, с его коротким вдохом и выдохом, недостаточно. Особенно, если наша речь монологична. Для этого требуется больший объем дыхания, умение его экономно расходовать и своевременно возобновлять, необходим и постоянный дыхательный запас.
При говорении вдох носом мы делаем только в самом начале речи или на значительных паузах. В основном же добор воздуха происходит через рот. Выдох так же осуществляется преимущественно через рот. Не случайно говорю о преимуществе ротового вдоха и выдоха, поскольку чисто ротовое дыхание просто не осуществимо. Ведь носовые отверстия остаются открытыми и неизбежно пропускают через себя определенное количество воздуха.
При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Последовательность дыхания такова – короткий вдох — пауза – длинный звуковой выдох. В этом и состоит основное отличие речевого дыхания от физиологического.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе.
Речь образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков, фраз, облегчающего восприятие связной речи, необходим удлинённый выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить обусловленные им паузы между отрезками речи.
Нормальное речевое дыхание у ребёнка вырабатывается с развитием речи. Речевое дыхание представляет собой высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.
В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного, сильного выдоха, сильной воздушной струи.
У большинства детей, которые имеют отклонения в развитии речи, речевое дыхание неправильное, не развито в полной мере. Поэтому при работе с неговорящими детьми в первую очередь необходимо проводить упражнения на развитие дыхания.
При занятиях на развитие и тренировку дыхания необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин., в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3с.
Далее я хочу предложить вам ряд упражнений для развития правильного речевого дыхания.
1. Аэрофутбол. С помощью носа делаем вдох. Плавно делаем выдох с помощью рта. Направляя струю воздуха на мячик, тем самым закатывая его в ворота (фото 1).
2. Летающий шарик. С помощью носа делаем вдох. Достаточно сильно выдыхаем ртом, плотно обхватив наконечник губами. При правильном выдохе, шарик начнет парить в воздухе (фото 2).
3. Волшебная свеча. С помощью носа делаем вдох. Плавный выдох ртом, формируя выдох так, чтобы струя воздуха была направлена строго на пламя свечи. Рекомендую использовать «свечи-незадувайки», для поддержания интереса «волшебства» у ребенка (фото 3).
4. Водитель поезда. С помощью носа делаем вдох. Достаточно сильно выдыхаем ртом, плотно обхватив наконечник губами. При правильном выдохе, поезд будет двигаться, издавать гудок. Силой выдоха можно контролировать скорость движения поезда (фото 4).
5. Кто там прячется. С помощью носа делаем вдох. Достаточно сильно выдыхаем ртом, плотно обхватив трубочку губами. При правильном выдохе, песок разлетится и мы увидим кто спрятался на дне контейнера.
Так же не надо забывать о таких элементарных упражнениях, как сдувать ватку, перо с ладошки, с кончика носа; дуть в свисток, различные дудочки; дуть струей воздуха в узкое горлышко бутылки и другие.
Библиографический список
1. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада /Под ред. Федоренко Л. П., Фомичева Т. А. М., 2002.
2. Козлиянова И. П., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание. - М., 2009.
3. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.
4. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.