Использование дополнительной коммуникации как средство улучшения коммуникативных возможностей и общения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Альтернативная дополнительная коммуникации была всегда. Всегда в условиях дефицита вербальных средств люди использовали другие средства, это был язык жестов глухих, альтернатива письменному языку – язык Брайля.
Альтернативная коммуникации входит во всю нашу жизнь, нам не обязательно быть для этого людьми с нарушениями. Другой вопрос, что мы этим хотим – пользуемся, хотим – не пользуемся, потому что мы еще владеем вербальной речью. С появлением АК возникли дополнительные целевые группы, на которые раньше в этой связи никто не обращал внимания.
Это люди с умственными нарушениями, с синдромом Дауна, с задержкой развития, с серьезными задержками развития речи, которых раньше учили только вербальной речи, а если они не учились, то признавали их необучаемыми.
Под тяжелой формой с множественными нарушениями психофизического развития понимается комплексный синдром, частью которого является нарушение интеллектуального развития в сочетании с нарушениями зрения, слуха, физического развития и трудностями в воспитании.
Понятие «тяжелая форма нарушения психофизического развития» указывает в первую очередь на то, что речь идет именно о тяжелых нарушениях, при этом не говорится, какое нарушение имеет первостепенное значение.
Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
Коммуникация – это двусторонний, многосторонний процесс, поэтому при использовании дополнительной коммуникации человеку, партнеру по коммуникации надо понимать и быть готовым общаться с человеком, так называемым пользователем альтернативной и дополнительной коммуникации.
Цель специализированной области AAC (Augmentative and Alternative Communication – дополняющая и альтернативная коммуникация) – улучшение коммуникативных возможностей людей, речь которых очень тяжело понять или у которых речь вообще отсутствует.
Однако, одинаковых детей с самыми тяжелыми нарушениями развития не существует, каждый ребенок обладает своими собственными возможностями и у каждого есть свои особенные трудности. Для оценки уровня коммуникации и выбора средства ААС выполняется следующие действия: оценка уровня коммуникации.
Для ориентировки в проблемах коммуникации таких детей мы опираемся на данные Х. Севенинга, который разделил их на четыре группы.
При этом имеют в виду людей, у которых недостаточно развита устная речь, и поэтому они нуждаются в дополнительной помощи (augmentative communication – дополняющая коммуникация), либо людей, у которых по различным причинам речь вообще отсутствует и, следовательно, они нуждаются в дополняющих формах коммуникации (alternative communication - альтернативная коммуникация).
Принципы внедрения методов АК
Принцип «От более реального к более абстрактному». Специалисты в подборе средств дополнительной коммуникации ориентируются на реальный уровень развития ребенка, а не на его биологический возраст. При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта. Работу по использованию графических способов коммуникации начинаем с фотографий. Схема использования графических стимулов выглядит следующим образом: фотографии → картинки с изображением реальных предметов → картинки – символы → пиктограммы → схемы.
Принцип «Избыточности информации». Предполагает одновременное использование нескольких коммуникативных средств (например: жест, слово, пиктограмма), ориентацию на индивидуальность, возможность выбора способа коммуникации самим ребенком. Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
Принцип мотивации. Выбор коммуникативного средства зависит от коммуникативных возможностей ребенка и круга его интересов.
Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.
Основная идея данного принципа заключается в определении шкалы интересов каждого ребенка и умении взрослого включить его в процесс общения.
Желанию общаться и радости от общения на первых порах отводится первостепенная роль. Правильность общения находится на втором плане. Важно, чтобы ребенок почувствовал успех.
Принцип функционального использования. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.
При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития. У некоторых людей в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на неё занимает долгое время. Для выбора подходящей системы дополнительной коммуникации необходимо оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные особенности и возможности ребёнка.
В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь.
Формирование навыков АК
Занятия логопеда по коммуникации включают в себя прежде всего осознание реальных предметов, ситуаций, картинок, схематических рисунков и различных графических символов. На начальном этапе от ребенка не требуется даже умения говорить. Основное внимание во время занятия направляется на поиск и выделение из окружающего мира смысловых единств (предмета, его изображения с помощью картинки, жеста, условного знака).
Жесты как инструмент коммуникации обладают тем
преимуществом, что они в самом прямом
смысле слова всегда
«под рукой», пользователь может воспроизвести их в любом
месте. Предпосылкой к овладению жестами является отсутствие
физических ограничений, не позволяющих пользоваться руками
в полном объеме.
Символические социальные жесты и движения.
Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:
- Дополнительные социальные
жесты:
Смотри (указательный палец к глазу).
Слушай (указательный палец к уху).
Говори (указательный палец ко рту).
Другие варианты
использования указательного жеста.
Указательный жест. Да. Нет. Нельзя. Дай. На. Иди сюда. До свидания (пока-пока) Спасибо. Мой Хорошо. Иди на ручки. Сядь. Встань, поднимись. Привет.
|
-Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий.
С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности:
Ложка, кушать. Каша, варить кашу. Чашка, пить. Зубная щётка, чистить зубы. Умываться. Мыть руки. Причёсываться. Телефон, звонить по телефону.
Машина, ехать на машине. Барабан, играть на барабане. Гармошка, играть на гармошке. Дудочка, играть на дудочке. Колокольчик, звенеть в колокольчик.
-Жесты описательного характера.
Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту:
Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».
Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы.
Курочка — жест «клюёт».
Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.
Медведь — показать, как мишка ходит.
Петушок — изобразить гребешок.
Птичка — жест «полетели».
Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.
Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос.
Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы
Корова — жест «рога», «забодаю».
Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома.
Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга.
Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны.
Высоко — поднять руки вверх.
Большой — развести руки в стороны
Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки.
Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.
Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Данная форма коммуникации подходит лицам, находящимся на ранних этапах развития либо имеющим нарушения зрения, тяжелые множественные нарушения психофизического развития.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
Остановлюсь на некоторых приёмах, используемых с неречевыми детьми с СНР, которые помогут в организации занятия и развитии познавательной сферы.
Эта форма подходит людям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющим дополнительные нарушения зрения. В процессе взаимодействия используются реальные предметы из повседневной жизни: «пить– чашка», «слушать музыку – погремушка», «идти на прогулку – еловые шишки». Поскольку реальные предметы не всегда доступны и уместны, допускается использование их моделей (например, игрушечная посуда, машинки, куклы и прочие предметы).
Данная форма коммуникации дает ребенку возможность с помощью реальных предметов получить представление о последовательности событий (видов деятельности) в течение дня и таким образом понимать что происходит, что его ожидает в ближайшее время, к чему необходимо готовиться.
Коммуникация с помощью фотографий и изображений. При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок. Если речь идет об отображении действий, то необходимо, чтобы их символизировал предмет (кушать пирог – кусок пирога), а не сам человек.
Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор из двух предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся.
Стоит отметить, что не менее важным для логопеда становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания.
Использование систем графических символов требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. Особенно трудно вывести использование системы за пределы занятий и суметь использовать её в интерактивном режиме — это и является основной задачей обучения системе дополнительной коммуникации.
Чаще всего это ребёнку важно использовать знаки-символы, когда он:
¾ просит что-то,
¾ комментирует,
¾ делится эмоциями.
Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации. Поэтому от ведущих этого процесса (взрослых) зависит многое. Прежде всего — от их уверенности в том, что этот ребёнок может понимать смысл коммуникации или будет способен на это в будущем. Для этого необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, ещё не являются коммуникативными в полном смысле слова, и обязательно давать на них ответ. Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.
Глобальное чтение.
С точки зрения психологии чтение представляет собой воспринимаемую форму общения и складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. При этом следует подчеркнуть, что восприятие написанного само по себе не является чтением. Ребёнок должен понимать смысл написанного слова или текста. Поэтому чтение с точки зрения психологии является ещё и своеобразным мыслительным процессом.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие:
¾ зрительного восприятия;
¾ внимания;
¾ зрительной памяти;
¾ понимания обращённой речи;
¾ выполнения простых инструкций;
¾ умения подбирать парные предметы и картинки;
¾ умения соотносить предмет и его изображение;
¾ понимания содержания читаемого.
Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребёнка будут сформированы вышеперечисленные умения.
Этапы:
Ø Чтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных).
Ø Чтение слов.
Ø Чтение письменных инструкций.
Ø Чтение предложений.
Коммуникация с помощью графических символов (пиктограмм).
Графические символы дают однозначное указание на предметы, действия и общие высказывания. Насколько подробными или, наоборот, абстрактными могут быть эти символы зависит от уровня развития ребенка.
Существуют стандартизированные наборы символов, однако можно использовать и самостоятельно нарисованные символы. Обязательным условием является то, что они в последующем должны всегда изображаться в одном и том же виде.
К стандартизированным системам относятся следующие:
Система Леба (Lob) включает 60 символов из областей повседневного обихода. Символы очень однозначны и соответствуют определенной ситуации. Однако 60 символов очень мало для дифференцированной формы общения.
При работе с графическими символами следует выполнять следующие требования:
Ø по возможности придерживаться одного определенного набора символов;
Ø осуществлять выбор символов с учетом способности ребенка к восприятию данных изображений;
Ø набор символов должен располагать достаточным количеством изображений и способствовать развитию коммуникативных способностей ребенка.
Система Блисса (Bliss) - является графической системой, которая нашла широкое применение. Недостатком ее является то, что при довольно ограниченном общении детей между собой символы этой системы не очень легко идентифицировать. Тем не менее система предоставляет возможность выражать чувства и ее можно применять практически неограниченно.
Зачастую возникают сложности с контролем времени занятия, длительностью выполнения одного задания, переключаемостью ребёнка. Тут поможет визуализация расписания занятий. При составлении такого расписания необходимо учитывать особенности развития ребёнка. Если ребёнок уже воспринимает пиктограммы или рисунки, расписание может быть в виде набора картинок (пиктограмм) – каждое задание обозначается отдельной карточкой. Если ребёнок не способен воспринять пиктограмму или картинку, можно использовать обозначение реальными предметами. Перед тем, как предметы будут использованы в расписании, необходимо познакомить ребёнка со значением того или иного предмета (или картинки).
Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление. В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности.
По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону, либо в специально приготовленный для этой цели ящичек. Визуальное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной и оставшейся работы. Пиктограммы, фотографии и картинки обладают тем преимуществом, что их можно использовать практически всегда и везде. Они должны быть прочными и водостойкими. Их можно размещать в определенных местах, где постоянно прибегают к помощи данных средств.
Пиктограммы хорошо подходят для более понятного объяснения распорядка дня. Пиктограммы могут быть объединены в коммуникативные таблички или книги в зависимости от уровня развития коммуникативных возможностей детей. При такой организации они всегда находятся в распоряжении пользователя и дают возможность к более сложной и содержательной коммуникации.
Решающим при выборе соответствующих символов являются желание ребенка и его потребности. Все символы должны сопровождаться речевыми комментариями, чтобы обеспечить наиболее широкое применение. Структура коммуникационных табличек должна соответствовать структуре предложений. Коммуникация с помощью символов требует особого внимания пользователей и их партнеров по взаимодействию, необходимо поддерживать активный зрительный контакт.
Пособия:
Ø Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность.
Ø Коммуникативная доска — специальная доска, к которой прикрепляются картинки.
Ø Тематические книги.
Ø Альбомы с картинками и фотографиями.
Ø Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.
Ø Да/нет - системы.
Ø «Я хочу» - системы
Ø «Сначала - Потом» - системы
Ø Жди - Перемена
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.
Упражнения и игры для развития навыков АК
Занятиями, развивающими данные способности, могут стать:
- Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением. Данный вид деятельности чудесно можно использовать в игре-театрализации. При появлении сказочных героев ребёнку необходимо будет вспомнить жест, которым они обозначаются (закрепление категории жестов, обозначающих принадлежность). А так же повторить за героями различные действия («спать», «идти», «плакать», «здороваться», «прощаться»).
- Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).
- Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).
- Соотнесение предмета с картинками с написанным словом.
- Составление ритмических стихов с жестами. Стихи, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребёнком. «Ладушки».
- Рассматривание коммуникативных книг.
Признание важности альтернативной коммуникации нужно не только для облегчения самой коммуникации, но и для понимания речи, и для социально-эмоционального развития, и для когнитивного развития человека.
Таким образом:
Цель коммуникации - организация взаимодействия, передачи социального опыта.
Выбор возможных способов коммуникации становится одним из основных целей программы поддержки человека. Каждый взрослый, общаясь с ребенком должен помнить, что ребенок имеет право спрашивать, отказываться или соглашаться, инициировать совместную деятельность, знать о том, что происходит, быть активным участником разговора. Часто взрослые считают, что ребенок может активно общаться только тогда, когда он умеет говорить, понятно выражать свои желания.
Литература
1. «Альтернативные системы обучения детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития». О.Г.Панкратова, учитель МСКОУ СКОШИ № 1
2. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
3. «Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с нарушениями вербальной речи» (из опыта работы с детьми с ДЦП, сидромом Дауна, нарушениями ЦНС). Текоцкая Ирина, логопед-дефектолог,цпмсс № 1, г. Боровичи.
4. «Специфика процесса коммуникации на основе тактильно воспитаемых символов». Турович Т.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.