Перечень основных рекомендаций для педагогов МБОУ по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Учитель-дефектолог: Захлебина З.А.
Дети с СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания — хроническое. Как правило, первые симптомы этого заболевания появляются в позднем дошкольном и школьном возрасте. Многие симптомы СДВГ не являются «специфическими» для данного заболевания, и в той или иной мере могут проявляться абсолютно у всех детей. Дети с СДВГ имеют, прежде всего трудности концентрации внимания, повышенную двигательную активность (гиперактивность), и у них наблюдается импульсивность поведения (практически неуправляемая). Принято выделять три типа СДВГ: случай с дефицитом внимания, случай с гиперактивностью ребенка и импульсивностью, а также смешанный тип.
Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми с СДВГ
- изучите особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и стройте работу индивидуально, избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ, научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
- гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски, оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду, говорите, обращаясь к нему, сдержанно, спокойно, мягко, медленно, избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит;
- введите знаковую систему оценивания, расписание уроков должно быть постоянным;
- давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить, если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком;
- вводите проблемное обучение, используйте на уроке элементы игры и соревнования, давайте задания в соответствии со способностями ребенка, направляйте энергию ребенка в полезное русло (н-р, раздать тетради, полить цветы), большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое, создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ, игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные, помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его, отреагируйте неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка, задать неожиданный вопрос);
- стройте процесс обучения на положительных эмоциях, предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения, в совместной деятельности, учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения, в своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение);
Коррекция негативных форм поведения:
- способствуйте уменьшению агрессии, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения, регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками;
- регулируйте ожидания, объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от совместного спокойного и последовательного отношения;
- будьте при работе с такими детьми более терпеливыми и внимательными, чаще общайтесь с психологами и социальными педагогами для совместной работы с детьми с СДВГ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.