Особенность современного процесса обучения
Подмена понятия УЧЕБА – должна быть легкой и непринужденной (процесс постоянной игры… «элитарные» школы)
Воспитание – имитация общепринятых примеров и поведения звездных героев…
Доморощенные эксперты по выявлению собственных «эффективных» способов обучения детей
Когнитивные процессы
1. вся информация на внешних носителях – GOOGLE («ума не надо»)
2. картинки заменяют тексты – нет разностороннего развития познавательной сферы
3. потеря интереса к учению и получению новой информации – «скучно», «нет мотивации»
4. развитость гаджетов и недостаточность межличностных игр – отсутствие речевого регулятора поведения детей – непослушание в школе и непонимание инструкции к заданиям
5. разнообразие семейных норм (либерализм и демократия) – задержка формирования социально приемлемых норм и самоконтроля (пеленание)
6. новые умения и навыки формируются в совместной деятельности со взрослыми – у детей нет способов сотрудничества с учителем
Последствия электронной цивилизации
1. «Синдром дефицита внимания» – гиперактивность, недостаточная работа мозга (сознание не может долго держать одну мысль, мозг постоянно отвлекается)
2. Развитие интеллекта происходит не за счет личностных возможностей, а средствами электронных устройств – цифровые технологии заменяют мыслительные операции
3. Разные зоны мозга взрослеют неодновременно (самые ценные передние лобные доли – самоконтроль, планирование действий, мотивы поведения, регуляция произвольной деятельности, развитие функций высокого ранга – развиваются к 20-22 годам) – нет контроля за поведением, не видят свой реальный образ.
4. Механизм управления своим поведением складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности (учебе, работе) – требования и правила.
5.Зеркальные системы в сознании ребенка – отзеркаливание поведения и общения взрослых – родителей и родственников.
РЕЧЬ – ОСНОВА СЛОЖНОЙ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
1.УЧИТЬ РЕБЁНКА АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СВОИ СЛОВА И ПОВЕДЕНИЕ (мотивы поведения)
2. РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВИДЕТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК… КАКИЕ ЭМОЦИИ ВОЗНИКАЮТ У ОКРУЖАЮЩИХ…
3. ЗНАТЬ ЦЕЛЬ ЛЮБОГО РАЗГОВОРА И ПРОДУМЫВАТЬ ОТВЕТЫ СОБЕСЕДНИКА – ПОБЕДА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
4. ПОСТОЯННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА – НОВЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Интервалы между умственным напряжением и физическим расслаблением – развитие новых клеток мозга
Нет многозадачности – учить поэтапности выполнения – порядок действий приводит к эффективному результату
Новая информация для мозга – выработка гормона радости (дофамин)
Ориентация на процесс! Ориентация на результат дает депрессию, при неудаче – отказ и вина на всех окружающих.
«Подвижность» ума зависит от эмоций: мотивация, удовольствие от процесса
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
6. Акцент на ежедневном успехе – стремление стать лучше, чем вчера
7. Показывать связь между делом (работой) и достижениями
8. Научиться говорить «спасибо» в конце дня или в конце урока – акцент на положительных сторонах учебного процесса
9. Тактильные ощущения – их отсутствие «отдается» в болевых зонах – отрицательные эмоции у ребенка
10. Использование яркого света на уроке – в темноте снижается активность гиппокампа – зона отвечающая за обучение и переработку информации
11. Не боятся доводить детей до умственной усталости!
Гендерное обучение
МАЛЬЧИКИ
1. говорить кратко и конкретно
2. вовлечение в активную деятельность
3. мальчикам нельзя сидеть спокойно
4. ставить практические задачи
5. использовать состязания и соревнования
6. меньше письменных заданий
7. обязательно хвалить за любую мелочь
8. прохлада в помещениях
ДЕВОЧКИ
1. работа в группах
2. девочкам необходим зрительный контакт
3. любят помогать учителям
4. не использовать резкие громкие разговоры
5. обязательны эмоциональные включения при изучении материала
6. яркие акценты в дидактических средствах
7. научить девочек справляться с психологическими падениями
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.