Рекомендации для педагогов-воспитателей "Возвращение к истокам национальной культуры"
Оценка 4.6

Рекомендации для педагогов-воспитателей "Возвращение к истокам национальной культуры"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
01.12.2021
Рекомендации для педагогов-воспитателей "Возвращение к истокам национальной культуры"
Вот почему в ряду приоритетных задач приобщения юного поколения россиян к национальным истокам духовного воспитания человека стоит задача приобщения юного поколения россиян к высочайшим идеалам отечественной культуры. Именно отечествен-ная культура поможет привить молодому поколению нравственный иммунитет против культуры низкопробной, как правило, безнравственной и аморальной, захлестнувшей на-шу страну. Но высокие образцы культуры своего народа, как и мировой культуры, нико-гда не будут до конца поняты, осмыслены и присвоены молодым поколением, если мы не поможем нашим детям войти в мир прошлой (традиционной) культуры. Этот мир на-столько широк, настолько богат, настолько духовно наполнен, что представляет огромные возможности для развития личности в целом. Прикоснемся к этому миру, чтобы заново осмыслить, что мы потеряли в системе семейного и школьного воспитания, чтобы понять его значимость в деле возрождения нации и в целом России.
Рекомендации Возвращение к истокам.doc

Плахова Т.В.

 

Рекомендации для педагогов-воспитателей

«ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

           ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограниче-

ний и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры» (Д. С. Лихачев).

Сейчас из-за натиска «массовой культуры» и зачастую слепого подражательства

зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли. Ладно, потеряли, но от этого дверь-то не перестала существовать?

Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным, но и

со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперь многие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в храме; как правильно назвать ребенка, как согласно народной традиции, правильно его воспитывать; как отметить именины; как правильно, согласно традиции отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т.д.

Вот почему в ряду приоритетных задач приобщения юного поколения россиян к

национальным истокам духовного воспитания человека стоит задача приобщения юного поколения россиян к высочайшим идеалам отечественной культуры. Именно отечественная культура поможет привить молодому поколению нравственный иммунитет против культуры низкопробной, как правило, безнравственной и аморальной, захлестнувшей нашу страну. Но высокие образцы культуры своего народа, как и мировой культуры,  никогда не будут до конца поняты, осмыслены и присвоены молодым поколением, если  мы не поможем нашим детям войти в мир прошлой (традиционной) культуры. Этот мир настолько широк, настолько богат, настолько духовно наполнен, что представляет огромные возможности для развития личности в целом. Прикоснемся к этому миру, чтобы заново осмыслить, что мы потеряли в системе семейного и школьного воспитания, чтобы понять его значимость в деле возрождения нации и в целом России.

         

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

С искусством народа мы начинаем знакомиться с первой услышанной в детстве пе-

сенки, сказки, с первых детских игр. Искусство, созданное народом сопровождает нас и в зрелом возрасте. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил бы напева какой-нибудь народной песни. Искусство народа, или фольклор (от английского слова folklore - «народное знание», «народная мудрость»: folk - «народ», lore - «знание»), глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в ста-

ринных колыбельных  песенках. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками. Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки и более сложного содержания. Это – песенки прибаутки, маленькие сказочки в стихах.

В прошлом ребенок рано начинал делить заботы взрослых. На улице он выучивал-

ся закличкам и приговоркам, осваивал игровой опыт народа. В игре каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. В игре можно было и отличиться, но только так, если это не нарушало порядка. В этом состояла общественная и педагогическая ценность народных игр.

За всем тем, что именуется детским фольклором, следуют загадки и сказки, кото-

рые тоже входят в число детских забав и занятий, порой очень серьезных.

Несказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Песни разнообразны как

труд  людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен – их пели в определенные дни года, по праздникам.

С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые и  плясовые песни. Обширна группа песен, не связанных ни с обрядом, ни с пляской, - это лирические

песни, медленные и протяжные, песни-раздумья, песни-сетования (любовные, семейные, шуточные песни). От лирических песен отличаются свадебные песни.   Особо выделяются причитания-плачи (на свадьбе, на похоронах, по рекруту-новобранцу). Нельзя не вспомнить исторические,  антикрепостнические песни, песни о солдатчине.

Такой вид народного творчества, как частушка, появился в народе во второй половине Х1Х столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести.

Необозрима область жизни, охваченная пословицами и поговорками, которые одновременно являлись и являются и явлением языка, и явлением искусства.

 

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ, ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ

Большое место в приобщении юных россиян к народной культуре должны занимать народные праздники, традиции, обряды. Именно в них фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Освоение культуры народных праздников, приобщение к традициям своего народа поможет нашим детям освоить опыт цивилизованных форм досуга, его духовно-нравственные основы и формы.

Обряды играли раньше столь значительную роль в жизни народа, что переоценить их невозможно. Они не только поддерживали нравственный свод, но во многом и сами составляли его. И ритуалы, и их фольклорное сопровождение – это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы – не полные, не цельные. Поэтому хотя бы основные из обрядов и обычаев нам и нашим детям знать необходимо».

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Своими корнями оно уходит в далекие дохристианские времена, в пору величия Киева, Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани.

Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.

Выстраивая систему приобщения юного поколения к ценностям национальной культуры, освоения им ее богатств, ее духовного потенциала, необходимо помнить о таком явлении, как сплетенность религиозного и национального в культуре народа. Это объективная данность. Но вместе с тем неправомерно сводить национальное в культуре лишь к религиозному и, например, отождествлять духовное возрождение нации со всеобщим воцерковлением. Культура каждого этноса обязательно включает в себя также и светские начала.

Не забудем также о том, что в настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос

межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур разных народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных  культурных корней.

 

Воспитательные цели:

-приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной

культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры;

-развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины,

желания их сохранять, возрождать и умножать;

-привитие молодому поколению нравственного иммунитета против влияния низко-

пробной культуры, захлестнувшей нашу страну;

-обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий

 время с использованием традиций народной культуры.

 

СРЕДСТВА  РЕАЛИЗЦИИ  ЦЕЛЕЙ

ОБЩЕНИЕ (ПРОСВЕЩЕНИЕ).

Возможные формы:              

1. Лектории, кинолектории, посещение этнографических  музеев, музеев «Родная старина», где происходит знакомство:

- с бесценным наследством, оставленным нам предками;

-с особым культурным полем народа («Кругом жизни»);

-с собирателями устного народного творчества.

 

2. Уроки народной мудрости, уроки народоведения (уроки возвращения к истокам).

 

3. Спецкурсы:

-«Круг жизни»: «Родины. Крестины. Воспитание детей»; «Свадьба»; «Семейная

жизнь»; «Окончание жизни»; «Круг жизни в русской классике»;

-«Этнография детства»: «Детство золотое», «Будь здоров, расти большой!»,

«Ученье с увлеченьем», «Детские игры и забавы».  

 

4. «У источника народной Мудрости» (темы для общения-просвещения): «Не столько роса с неба, сколько пот с лица», «Земледельческий месяцеслов», «Дело мастера боится», «У Бога для праведных места много», «Велика Россия, да отступать некуда», «Здоровье – дороже богатства», «День мой – век мой», «Жизнь дана на добрые дела»; «Как поживаешь, так и прослываешь», «Все остается людям»; «Причитания».

5. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» или «Сказочный мир твоего народа»:

-«Историческое развитие народного сказочного вымысла».

-«Самобытность и неповторимость сказочной фантастики».

-«Сказки родного края».

-«Сказки народов России».

 

6. «В мире музыкального фольклора»;

-«Народные песни» (исторические, лирические, обрядовые);

-«Частушки»                                                 

-«Игрушки – очевидцы и свидетели истории»

 

 

Школа для взрослых (учителей и родителей)

 

-«Педагогическая направленность народной сказки. Сказка как духовный родник ребенка».

-«Игрушки – воспитатели, учителя, наставники, врачи, психотерапевты»;

-«Антиигрушки в жизни современных детей, их негативное влияние на развитие и здоровья детей и подростков»;

-«Передаем опыт своей игровой деятельности своим детям и внукам».

-«Народные изречения как национальное достояние, духовный опыт наших предков».

-«Живое слово народа как эффективное средство развития речевой и коммуникативной культуры современных школьников».

-«Народное искусство как неотъемлемая часть национальной культуры».

-«Народные промыслы. История развития. Основные направления народного искусства».

-«Нравственные аспекты народных праздников, обрядов, обрядовых традиций. При-

общение воспитанников к праздничному и обрядовому миру народа».

-«История развития народной игрушки. Народная игрушка как выразитель народных представлений о добре и зле, как самобытная область народной культуры и равноправных видов народного искусства.  Игрушки – не балушки, игрушки – воспитатели, учителя, наставники, врачи, психотерапевты».

«Традиционный костюм как своеобразное явление народной культуры: история,

многообразие вариантов, использование народных мотивов в современной одежде россиян».

-«Национальная кухня: социальные аспекты, значение для здоровья нации».

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Разработка и реализация системного проекта «Открываем кладовые народной  мудрости» (пословицы, поговорки, колыбельные, пестушки, потешки, считалки, приговорки, дразнилки, мирилки, подловки, жеребьевки, колядки, заклички, сказки, страшилки, байки, приметы, загадки, поверья, суеверья);

2. Проведение фольклорных экспедиций «К истокам», с целью пополнения имеющихся и открытие новых школьных экспозиций, музеев «Родная старина».

3. Походы «К преданьям старины глубокой»: (с целью сбора  местных обрядовых песен, сказок, былин, частушек, поговорок, загадок, сказок, игр).

4. Встречи со старожилами, с носителями традиционной культуры с целью сбора их знания.

5. Проведение научно-практических конференций, посвященных фольклору.

6. Подготовка научных докладов, проектов на фольклористические темы.

7. Введение в систему жизнедеятельности детей и взрослых традиций проведения народных празднеств, игрищ, посиделок, вечеринок, состязаний.

 

8. Деятельность по приобщению воспитанников к миру народной игрушки (см. раздел «Игра, игровая деятельность).

 

9. Приобщение воспитанников к миру народной  игры, национальным видам спорта (см. раздел «Игра, игровая деятельность).

 

10. Формирование и развитие системы воспитания сказкой:

-сказочные фольклорные экспедиции;

-системные проекты: «В гостях у народной Сказки», «В сказочной стране «Луко-

морье»;

-путешествие в мир сказок народов России, народов, населяющих Малую Родину,

родной край;

-открытие музея народной сказки, экспонаты в котором будут собраны и изготов-

лены воспитанниками, их родителями и учителями;

-конкурсы, выставки рисунков и поделок по мотивам народных сказок «Сказочная

мозаика»;

-оформление сказочных книжек-малышек для малышей детского сада, для  млад-

ших братишек и сестренок;

-проведение конкурсов на лучших сказителей и сочинителей сказок, на лучший

сказочный костюм, на призы Василисы Премудрой, Елены Прекрасной, Марьи-Искус-ницы, Данилы Мастера и др.;

-организация и работа театра сказки, спектакли для  малышей детских садиков,

одноклассников, родителей, односельчан, горожан и для всех, кто любит сказки;

-проведение сказочных карнавалов, праздников, фестивалей;

-организация работы сказочного кинотеатра;

-и др.

 

11. Приобщение к  музыкальному фольклору:

1. Прослушивание записей народной музыки;

2. Организация встреч с носителями традиционной культуры, с исполнителями народных песен и наигрышей;

3. Участие воспитанников в творческо-исполнительных актах «Песенные узоры»:

-разучивание простейших напевов – жеребьевок, считалок, игровых приговорок,

игровых припевок;

-освоение и участие воспитанников в календарных обрядах;

-разучивание фольклорных игр;

-коллективные занятия музыкальным фольклором (в рамках певческих «артелей»);

-создание фольклорных театров, коллективов;

-фольклорные концерты;

-фольклорные праздники, фестивали «Радуйтесь и веселитесь!»;

-обучение детей вождению хороводов «Вейся, вейся, хоровод!»;

-хороводные смотрины «Пестрый хоровод» (песни, музыкальные игры и хороводы

народов России);

-молодежные гулянья  «Шире круг!»;

-весенние хороводные обрядовые действа «Весну встречаем!» и т.п.

-хоры, ансамбли народной песни;

-вечера, праздники, фестивали народной песни «Лейся, песня!».

 

12. Передача новым поколениям россиян традиций в сфере овладения основными направлениями искусства от мастеров - носителей традиционной культуры своего народа:

-открытие творческих мастерских народных умельцев;

-организация работы школ ремесел;

-уроки народных умельцев;

-творческие выставки;

-декады искусств;

-конкурсы на призы Марьи Искусницы, Данилы Мастера, Левши.

 

13. Создания этнически окрашенной  предметной среды, очагов народной культуры (музей "Родная старина", школа традиционных ремесел, соответствующее оформление интерьеров ОУ).

 

14. Приобщение воспитанников к миру народных праздников

Разработка и реализация системной программы «Возрождение праздников нашего

самосознания»:

-Фольклорные экспедиции «К Истокам» с целью встреч со старожилами и знаком-

ства с традициями проведения местных народных праздников;

-встречи с носителями традиционной культуры, мастерами праздничных дел;

-восстановление в каждом городе, селе, деревне народных праздников – историче

ских, этнографических, местных, выражающих самобытность Малой Родины. 

-введение в систему школьного воспитания круга народных праздников (осенних,

зимних, весенних,  летних);

-открытие и работа праздничных мастерских, праздничных конструкторских бюро,

в которых изучаются традиции проведения народных праздников, разрабатываются их сценарии, современные модификации, готовится оформление и т.д.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

АЗБУКА КТД

«ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»

 

В

-В загадочной стране

-В гостях у народной сказки

-В гостях у пословиц и поговорок

-В сказочной стране «Лукоморье»

-Вечерки (например, капустные)

-Вечер народной песни «Лейся, песня русская, раздольная»

-Вечер преданий старины глубокой

-Вечер «Романса трепетные звуки»

-Вечер для старшего поколения и для нас «Тряхнем стариной!»

-Возвращение к Природе

-В стране забытых игр, игрушек, забав и развлечений

-Время познания и помощи русской природе:

-встречи с Природой «В гостях у Матушки-Природы»;

-«В гостях у Зимы, Весны, Лета, Осени»;

-«В гостях у братьев-месяцев»;

-акции: «Живи, родник!», «Муравейник», «Малая речушкам, рекам и речкам –

нашу заботу», «Русскому лесу – нашу заботу» и др.

-Встречи со старожилами

-Выставка «Поэзия народного рукотворчества»:

-«Волшебный лоскуток» (декоративные игрушки, коврики, пледы, покрывала,

настенные и напольные коврики из лоскутков)

-Выставка картин-коллажей различных серий «Птицы», «Цветы», «Петухи»,

«Попугаи», «Наш дом»;

-«Народная плетенка» (макраме)

-русской самодельной игрушки «Поиграем-ка, ребята»;

-чеканка

-Выставка прабабушкиных нарядов

-Выставка старинных фотографий из семейных альбомов

 

Г

-Город Мастеров

 

-Декада народной культуры

-Декада народного искусства

-День Ильи Муромца (1 января) – праздник богатырей русских

-День (декада) русской кухни

-День русских колдунов, предсказателей, гадалок

-День русской самодельной игрушки

-День народного традиционного костюма

 

З

-Забавы

 

 К

-Конкурсы:

-балалаечников

-гармонистов «Играй, гармонь!»

-исполнителей колыбельных песен

-исполнителей мелодий на бересте

-исполнителей народных песен (сольные и групповые)

-исполнителей романсов

-исполнителей частушек

-кашеваров (в день «Бабьи каши» на новогодней неделе)

-кукольников

-кулинарного искусства из серии «Народная кухня»

-ложкарей

-на призы Василисы Премудрой, Данилы Мастера, Елены Прекрасной, Марьи

Искусницы

-народной импровизации

-народных танцев

-народного творчества-рукотворчества

-рожечников

-«Русская хозяюшка»

«Русская коса»

-«Русские топотушки»

-«Русские удальцы»

-скороговорщиков «Всех скороговорок не пересговоришь»

-сударей и сударушек

-частушечников

-чтецов, которые исполнят сказки, предания, сказания, притчи, былины, басни,

собственные сочинения

-художественного свиста

-«Что с чем носить?» (игровой конкурс на проверку культуры внешнего самовыра-

жения юного россиянина)

-шумовых оркестров

М

-Музей «Родная старина»

-Молодецкие потехи

 

Н

-Народные игры

 

О

-Открываем кладовые народной мудрости

 

П

-Пасхальные встречи

-«Погружение» в память прошлого

-«По страницам народного календаря»

-Посиделки

-Поход «За народными играми»

-Праздники нашего самосознания

-Рождество

-Широкая  Масленица

-«Сороки»

-праздник праздников Пасха

-Кузьминки

-и др.

-Праздники:

-русского кваса

-русского чая

-русской кухни (народной кухни)

-русского хоровода

 

-Птичье градостроительство

-Путешествие в прошлое родного края, отчего дома

-Путешествие к истокам национальной культуры

 

Р

-Русский бал «Как упоительны в России вечера»

-«Русская здрава» (русские единоборства)

-Русский карнавал

-Русские народные игрища

-Русские посиделки

 

С

-Светский салон

-Скоморошина

-Смотр народных жанров

-Соревнования «Русская лапта», «Городки»

-Спартакиада народных игр

У

-Уроки возвращения к истокам

 

Ф

-Фестиваль народов Поволжья

-Фестиваль народов России

-Фольклорный фестиваль «Радуйтесь и веселитесь!»

 

Э

-Экспедиция «К истокам»

 

Я

-Ярмарка народных игр, забав и развлечений

 

 

Энциклопедия КТД
"ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ"

 

 

«Когда мелеет река, идут к ее истоку»

Народная мудрость

 

Большое складывается из малого. Истоки любви к национальному высыхают там,

где кладбища заросли бурьяном, где у могил предков – кучи зловонного мусора, где поломана ограда, а бывшая церковь, разрушаемая поколениями, торчит на погосте немым укором русским людям.

Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы

забвению обряды, потехи прошлого. Истоки народности пересыхают там, где живут Иваны, не помнящие родства.

Интересно, а наши, ваши дети могут сегодня вспомнить, как звали дедушку этого,

живущего рядом дедушки?..

«Русская поговорка гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Но кто старое за-

будет, тот вовсе может ослепнуть. Мы не имеем права жить в духовной пустыне. Мы хотим лишь признания духовного начала, возрождения национального духа в сознании детей. Только духовный порыв способен спасти национальные ценности. Сегодня все начинают осознавать, что история иногда делает неуклюжие попытки зачеркнуть  свою память. Не случайно же живая история была забываема в учебниках и официозных речах. Однако общество в своем поступательном движении все время оглядывается на прошлое, вскрывает все то, что было зачеркнуто или забыто. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти, вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом. Это возродившееся стремление необходимо разумно подпитать»  (С.А. Шмаков).

 

Предлагаем вам, ребята, продолжить, начатую нами энциклопедию КТД (коллек-

тивных  творческих дел «Возвращение к истокам». Опишите в энциклопедии проведенные вами дела, которые возвращают нам наше самосознание, делают нас настоящими россиянами.

Поместите в Энциклопедии свои рисунки, фотографии, рассказывающие о КТД из

серии «Возвращение к истокам».

 

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КТД
"ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ"

 

 

В

 

В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ «ЛУКОМОРЬЕ». Сегодня народная сказка забыта. Ее

подменила чужие бессодержательные, бессмысленные, пошленькие сказки. Нашу народную умную сказку с ее сказочными уроками необходимо вернуть в мир детства. И пусть это возвращение будет интересным и сказочным.

 

1. Первые шаги по Сказочной Стране «Лукоморье», в результате которых все

узнают о беде, постигшей Сказочную страну, и решают создать Службу Спасения для того, чтобы спасти «Лукоморье» и расколдовать Сказку.

 

2. Служба Спасения Сказочной Страны и Сказки действует!

-спасаем сказочных героев разных сказок;

-учимся быть мудрыми, смелыми, дружными, ловкими  героями;

 

  3. Сказочный Праздник в Сказочной Стране «Лукоморье» в честь Героев,

спасших Сказочную Страну и Сказку.

 

4. Мы в Сказочной Стране «Лукоморье»:

-Учимся на Добрых сказочных Волшебников в Школе Волшебных Наук (уроки

Сказки «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок», уроки Доброты и Красоты, Правды и Справедливости, Любви и Дружбы, Трудолюбия и Сказочного Этикета, уроки Смелости и Ловкости);

-Проходим испытания в «Сказочном Лабиринте»;

-Играем в сказочные игры на полянке «А ну-ка, поиграй-ка»;

-Ставим сказки в Сказочном театре «Золотой петушок»;

-Шьем костюмы в сказочном ателье Марьи Искусницы»;

-Придумываем Сказки в Сказочном Конструкторском Бюро;

-Открываем Музей Сказки;

-Строим богатырские заставы;

-Отмечаем праздники и дни нашего рождения в сказочном кафе «У Колобка»;

-Соревнуемся со сказочными Героями в Мастерстве, Смекалке, Ловкости и

Выносливости;

-Проходим испытание Дружбой, Правдой, Справедливостью (перевоспитываем

Змея Горыныча, Бабок Ежек, Кошу Бессмертного, Емелю, Несмеяну, Ленивицу;

-Участвуем в конкурсах на призы Василисы Премудрой, Марьи Искусницы,

Ивана-Царевича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца, Царевны Лебедя, Добрых Вол-шебников и др. сказочных героев);

 

-Веселимся на праздниках в Главном Сказочном Дворце Сказочной Страны

«Лукоморье»;

 

-Устраиваем Большой Сказочный Карнавал с участием героев наших народных

 сказок.

 

В СТРАНЕ ЗАБЫТЫХ ИГР, ЗАБАВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ. Народную игру во всем ее мно-

гообразии необходимо, как и сказку, вернуть в мир детства. Без игры дети не могут вырасти по-настоящему здоровыми, творческими, умными людьми. Пригласим же их в удивительную страну – Страну забытых игр, игрушек, забав и развлечений.

 

1. Встреча с Ее Величеством Королевой Игрой, которая приглашает всех в свою

Страну Забытых Игр, Игрушек, Забав и Развлечений.

2. На Веселой Ярмарке Игр, Игрушек, Забав и Развлечений. Делаем открытие о

том, как много на свете игр и забав, которые люди забыли передать детям в наследство.

3. Осваиваем Игровой Мир своего народа.

4. Превращаемся в Затейников, Мастеров игр, Забав и Развлечений.

5. В гостях у Игрушечных Дел Мастеров.

 6. Открываем Музей Детской Игры и Игрушки.

7. Превращаемся в Игрушечных Дел Мастеров.

8. На Главном Празднике Страны Забытых Игр, Игрушек, Забав и Развлечений –

Фестивале Игры и Игрушки «Непоседы».

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРИРОДЕ. Нам всем необходимо вернуться к Природе.

Да-да, с большой буквы. Ибо Россия – самая природная страна в мире. Специфика

нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, пословицы и поговорки, загадки и, конечно же, поэзия и проза.

На дни весенних каникул, к примеру, падает старинный русский праздник «Соро-

ки». Наверное, все слышали такое выражение: «сорок сороков»? А что оно означает, знаете? К этому дню на Русь прилетают сорок сороков птиц к родным гнездам из заморских стран. В селах когда-то по обычаю пекли фигурки жаворонков из ржаного теста, а внутрь клали льняное или конопляное семечко, чтобы «жаворонок» полакомился. Ребятишки бегали по улицам с печеными птахами в руках, подбрасывали их вверх и кричали: «Жаворонки прилетели! Весна пришла!». Затем это печенье крошилось и разбрасывалось по земле – для родных птах.

 

ВРЕМЯ ПОЗНАНИЯ И ПОМОЩИ РУССКОЙ ПРИРОДЕ. Природе нужно по

могать в любое время года. Так, например, летом можно провести дело под условным названием «Живи, родник!». Можно по-старому назвать это «операцией», можно «акцией». Лучше – добрым делом. И суть его проста: надо найти, расчистить  и любовно обложить камушками все родники в округе. Заодно помочь муравейникам, малым речкам и речушкам, русскому лесу. Достаточно «нырнуть» в лес, выйти к речке и станет понятным, что надо сделать для родной русской природы.

 

 

Д

 

ДЕНЬ РУССКИХ КОЛДУНОВ, ПРЕДСКАЗАТЕЛЕЙ, ГАДАЛОК.

Такой день можно провести на Рождество или даже на масленицу. Окунитесь в мир

забавной, а порой, и поучительной мистики. Вот какие гадания мы предлагаем вам провести:

Авгурия. Это гадание по птицам. Все мы когда-нибудь задавали вопрос кукушке:

«Кукушка, кукушка, сколько лет мне еще жить?» Тут все ясно – сколько прокукует, столько и жить будете. Или вот направление полета птиц. Летит птица слева направо – это к успеху, находке, добру. Если же справа налево – плохой знак, ждет тебя наказание, стылый обед, неприятность.

В Месопотамии, Древней Греции, затем в России гадали на породах птиц. Кричит

сова, прерывает чью-то речь – дурное предзнаменование. Летает над головой ястреб – в чем-то ждет вас победа. Голубь прилетел – встречу жди. Воробьи налетели – к ссоре. Вот и вся авгурия.

Гадальная книга. Берется, к примеру, томик стихов А. С. Пушкина или сборник

сказок. Ведущий просит назвать наугад страницу книги и строку сверху или снизу. Зачитывается строчка или две, и по смыслу прочитанного толкуется судьба.

 Сожженная бумага. Сжигается бумага на металлическом блюде или кружке. Га

сится свет, зажигается свеча, и по тени свечи на стене или экране надо угадать, что ждет тебя в будущем. Похожа тень на кораблик – будешь капитаном. Похожа на птицу – птичницей станешь. Ситуаций можно сочинить много.

А еще можно гадать на картах, можно сочинять «предсказания», а потом вытаски-

вать бумажки, на которых написана судьба. Можно гадать на пельменях, пирожках, в тесто которых заранее вложена «судьба» - амулет (безопасный), который определяет будущее. Если в пельмене сплошное тесто, значит ждет удача. Если бумажный катышек – жди интересной вести и т. д. Можно гадать и на кофейной гуще. Желаем добрых предсказаний!

 

ДЕНЬ, ДЕКАДА РУССКОЙ КУХНИ. Помнят  ли в вашем доме русские рецепты

еды? Слышали ли хоть когда-нибудь современные дети такие «едальные» слова: сбитень, кулебяка, кулич? Кулебяки, например, непременно пеклись в именинные дни с начинкой, любимой именинником или именинницей, причем, в одном кончике кулебяки хозяюшка закладывала кашу, в другом – яйца с луком, в третьем – репу или морковь, в четвертом – картошку или капусту. А кто-нибудь в вашем доме помнит тюрю с квасом? А сколько вообще сортов кваса было на Руси? Одни специалисты называют сорок, другие еще больше. А что если попробовать устроить конкурс русских хозяюшек, которые под руководством мам и бабушек удивят своих школьных друзей кулинарным искусством, искусством народной кухни…

 

И

 

ИГРОВОЙ КОНКУРС «ЧТО С ЧЕМ НОСИТЬ?». Это игровой конкурс на про

верку культуры внешнего самовыражения юного россиянина, его вкусов, чувства моды и знания культуры своего народы. На специальные вешалки или декоративный плетень развешиваются русские костюмы разных эпох и современная русская одежда.

Где ее достать? В сундуках бабушек, в театрах, в этнографических отделах музеев,

в ателье мод. Можно по рисункам сшить такую одежду. Дума, что девочки приняли бы в этом участие с удовольствием. Все платья, костюмы и детали одежды развешаны в беспорядке. Задача участников упражнения: правильно собрать, подобрать либо народный костюм (в ансамбле всех его деталей), либо старинный костюм какой-то эпохи, либо современное платье. Здесь нужны знание этнографии, истории, культуры, наблюдательность и вкус. Сделать правильный выбор – дело нелегкое, но интересное. Ко всему прочему необходимо еще правильно назвать головной убор, пояс, сарафан и т. п.

 

 

К

 

КОНКУРС НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА-РУКОТВОРЧЕСТВА. Как доносят до нас летописцы истории, у многих детей давних-давних лет было мало игрушек. Их часто заменяли бытовые предметы: спички, катушки от ниток, соломка, тряпочки. Дети умели вдохнуть в эти неодушевленные предметы жизнь. Наша повседневность с ее торопливостью ставит детей перед необходимостью экономно организовывать свою жизнь. Мышление ребят и фантастично и практично…

А почему бы не предложить ребятам еще один вид народного творчества-руко-

творчества – изготовление кукол, игрушек из природного и прикладного материала: глины, перьев, пуговиц, соломки, проволки, чешуек, корешков, тряпочек, семян, желудей. Проведите «День русской самодельной игрушки».

Можно предложить придумать и изготовить декоративные плоские игрушки, ков-

рики, пледы из цветных лоскутков. Какие можно сделать покрывала, подушки, настенные и напольные коврики! Бабушки давних лет это тоже делали с успехом. Вариантов изделий может быть великое множество. А главное, в этом двойная радость – и хлама меньше, и создана новая и красивая вещь. Так можно провести в школе выставки картин-коллажей различных серий: «Птицы», «Цветы», «Петухи», «Попугаи», «Наш дом». Работа с лоскутами в отличие от многих других видов декоративно-прикладного народного искусства не требует никаких специальных инструментов и оборудования.

А вышивка – поэзия народного рукотворчества. Вышивка – неотъемлемая часть

русской культуры. В этом плане в России особую роль играли полотенца - непременный атрибут различных праздников, событий и обрядов.

Не забудем и макраме – народную плетенку, изготовление мягких игрушек и ком-

позиций из сухих веток, ковыля, шишек, желудей.

Давайте не забудем чеканку, фотографию, которые тоже могут о многом расска-

зать.

 

П

 

«ПОГРУЖЕНИЕ» В ПАМЯТЬ ПРОШЛОГО. Наша память о прошлом Родины

живет в нас необъяснимо сама собой. Есть память песен, есть память цвета на флаге, есть память ухоженного или заброшенного памятника. Школьные каникулы могут стать временем «погружения» в память прошлого. Попробуйте вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, расположенные на земле, где стоит ваша школа, по которой пойдете с походами и экскурсиями. Не поленитесь добыть краску, известку, чтобы привести их в порядок. А если сможете, съездите, сходите в святые места памяти. Совершите «экскурсию» в прошлое родного края, отчего дома. Вспомнить то, что забывать нельзя. К примеру, почему так называется деревня, село, городок? Откуда пришли названия улиц? Какие легенды лежат в основе подворных фамилий? Откуда пошел род семьи? Можно устроить выставку старинных фотографий из семейных альбомов. 

 

ПРАЗДНИКИ НАРОДНЫЕ. Каждый город, село, деревня должны восстановить

или придумать свои собственные народные праздники – исторические, этнографические, местные, нестандартные, выражающие самобытность малой Родины. Праздники, на которые откликнется душа человека.

 

ПРАЗДНИК РУССКОГО КВАСА. А кто-нибудь в вашем доме помнит тюрю с

квасом? А сколько вообще сортов кваса было на Руси? Одни специалисты называют сорок, другие еще больше. Хотите узнать об этом, хотите собрать и освоить рецепты изготовления этого замечательного напитка? Тогда самое время устроить в школе, а еще лучше в микрорайоне школы Праздник русского кваса!

 

ПРАЗДНИК РУССКОГО ХОРОВОДА. Хоровод – буквально русская народная

игра – движение по кругу с пением и пляской, цепь вставших по кругу ребят – участников общей забавы.

Известны хороводы обрядовые и необрядовые, игровые и плясовые, круговые и не-

круговые. Форма движения ребят в хороводе – это круг, полукруг, шеренга, цепочка, спираль. Хоровод  на Руси вечером водили самые достойные девушки. Значит, возможен конкурс ведущих хоровод и конкурс на право вести хоровод. В хоровод можно и нужно включать массовые народные игры, прежде всего ритмически-хороводные.

 

ПТИЧЬЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. Кто из нас помнит такую старинную пого-

ворку: «Увидел скворца – значит, весна у крыльца»? Скворцы с давних пор живут рядом с людьми. Поэтому необходимо позаботиться о птичьих домиках-скворечниках. В школе можно провести конкурс на самый красивый и удобный для скворцов дом. Март-весновей, протальник и капельник – самое время для строительства птичьего жилья.

 

 

Р

 

РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ. Посиделки как форма общения людей помогают по-

нять и на себе испытать прелесть народного фольклора: народной песни, частушки, мудрость загадок, побасенок, очарование народной сказки, былины. На посиделки можно взять с собой рукоделье, вязание. Можно заварить чай и посушить к чаю сухарики. Специальных ведущих здесь может не быть, но какие-то заводилы необходимы. Не имеет значения, кто первый заведет песню, начнет сказку с продолжением, будет задавать участникам вопросы. Программа посиделок рождается как бы сама собою, как это было когда-то. Но каждый из ребят должен придумать для посиделок что-то свое, личное. Здесь можно продемонстрировать «сочиненные» сарафаны, кокошники, банты в косах, русские юбки с украшениями. Здесь место русской «Матане», русскому переплясу. Здесь можно провести конкурс русских матрешек – этаких живых, больших кукол.

Словом, программа посиделок может быть произвольной, но приближенной к быту

и культуре народа.

 

«РУССКАЯ КОСА». Конкурсы красавиц захватили воображение молодых. Идут

состязания на звание первых красавиц городов, стран Европы и мира. Мы не предлагаем проводить конкурсы на звание «Мисс класса» или «Мисс школы». Не надо обезьянничать. А вот конкурсы сударей и сударушек, конкурс на призы сказочных красавиц или конкурс под девизом: «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее» можно дерзнуть и провести.

Предлагаем несколько идей. Проведите в классе, группе классов турнир-конкурс

«Русская коса». Понятно, что в нем будут участвовать девочки и девушки, у которых есть коса или косички, но могут и мальчики в качестве парикмахеров. Заплести косу (косы), наверное можно по-разному, и уложить, и украсить косу тоже можно не одинаково. Хозяйки кос могут придумать себе соответствующие платья и сарафаны, косынки и банты. Могут спеть песни, прочитать стихи, станцевать. Среди девочек, имеющих косы, можно провести викторину «Свет мой, зеркальце, скажи…» В этом конкурсе может победить самая длинная и самая короткая коса, самая толстая и даже «мышиный хвостик», самая пушистая, самая оригинальная и куча косичек. Но, главное, пусть победит выдумка.

 

С

 

СМОТР НАРОДНЫХ ЖАНРОВ. На сценах или просто в классных комнатах вы-

ступят ложкари, рожечники, исполнители мелодий на бересте, шумовые оркестры, балалаечники, частушечники, фольклорные ансамбли – хорошо бы семейные. А еще чтецы, которые исполнят сказки, притчи, былины, басни, свои стихи о родном крае. Пусть звучат в эти дни сольные и групповые народные песни, пусть пляшут ребята любые русские «топотушки». Пусть соревнуются те, кто владеет гармоникой. А, может быть, кто-то вспомнит художественный свист! А может выступят кукольники? Хорошо, чтобы на смотре выступили ребята, которые занимаются в народных отделениях музыкальных школ, а то и народные коллективы. И пусть хоть в этот день из динамиков, вывешенных в школах, клубах не звучат на всю мощь песни на чужих языках.

 

У

 

УДАЛЬ МОЛОДЕЦКАЯ. Давайте задумаемся: во всех киосках, на «черных» и

«белых» рынках сегодня с избытком продается литература о восточных боевых видах борьбы и самообороны (дзю-до, у-шу, джиу-джитсу), пользующая большим спросом. Почему русская нация, имеющая колоссальный исторический, духовный, нравственный потенциал во взглядах на физическое воспитание людей, все больше руководствуется философией, взглядами и подходами Востока? Наши народные обычаи веками опирались на иные принципы и традиции. Русские удальцы никогда не кичились своей силой, но и не прятали ее, как восточные борцы… Большинство народных игр были подвижными, в них особенно ценились ловкость, смелость, удаль. Именно в народных играх рождались навыки силовой удали. Народных игр тысячи. Их надо вспомнить, отыскать и вернуть детям.

В день русских народных игрищ или молодецких потех старшие могут поиграть

гирей. Младшие – побороться на поясах. Если позволяет погода и место, можно использовать канат и ходули, столбоходы, мешки (небольшие) с песком, их переносят на скорость под мышкой, можно катать бочки и тыквы. Девочкам неплохо бы вспомнить русские скакалки, а то и с коромыслом пройти, стать свою показать.

Конечно, все участники русских единоборств должны надеть русские рубашки, са-

рафаны.  

 

Э

 

ЭКСПЕДИЦИЯ «К ИСТОКАМ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». Станьте хотя бы на

время фольклористами. Постарайтесь собрать «преданья старины глубокой»: местные обрядовые песни, сказки, былины, частушки, поговорки, загадки, игры, чтобы стали понятны не в одной теоретической отвлеченности эти предания, а открылись живой, реальной жизнью народа, родного края. Пусть в школе появится музей или экспозиция «Родная старина».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРАЗДНИКИ НАШЕГО САМОСОЗНАНИЯ,

и л и

        «ПРАЗДНИЧНЫЙ ВЕНОК РУССКОГО НАРОДА»

Весна – красна цветами.

Лето – солнцем и грибами.

Осень – житом и снопами.

Зима – белыми снегами.

 

ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

Декабрьские праздники:

-1 декабря – праздник народных зимних игр и забав, праздник начала зимы под девизом: «Каков Платон и Роман – такова и зима нам!»;

-4 декабря – Введенье (Введенские ворота) – зимние торги, ярмарки, зимние гулянья – праздник помощи светлым силам. Православный  праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» - праздник духовной чистоты и целомудрия;

-5 декабря – День Прокопа  - трудовой праздник детей и молодежи (расчистка дорог);

-7 декабря – день Екатерины-санницы (катание на санях, чтобы все заботы и тяготы слетели с души);

-9 декабря – день покровителя нашего Отечества Георгия Победоносца;

-14 декабря – день Наума Грамотника – покровителя ребят. Праздник грамоты, праздник (обряд) посвящения в ученики;

-19 декабря – Николин день, день чествования стариков, старших в роду;

-25 декабря – день Спиридона-Солнцеворота, день славления солнца;

-31 декабря – Новый год.  

 

Январские праздники:

-1 января – день Ильи Муромца, праздник богатырей былинных;

-2 января – день Игнатия Богоносца - семейный домашний праздник;

-6 января – Рождественский сочельник;

-7 января – Рождество;

-7 – 19 января – Святки;

-с 13 по 14 января – Васильев (щедрый) вечер – канун Нового года по старому стилю;

-18 января - крещенский сочельник – праздник снега и чистоты;

-19 января – Крещение господне;

-25 января – Татьянин день – праздник студентов.

 

Февральские праздники:

-10 февраля – Кудесы – день Домового;

-15 февраля – Сретение Господне – приманивание весны.

-23 февраля – день защитника Отечества;

-Масленица.

 

ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ

 

Мартовские праздники:

-1 марта – праздник в честь Ярилы;

-2 марта – Ярилины игры;

-3 марта – День птиц;

-4 марта – Красная горка;

-5 марта – день Тимофея-весновея;

-8 марта – женский праздник;

-12 марта – день Прокопа;

-13 марта – Василий-капельник;

-14 марта – день Весновки – первая встреча весны;

-22 марта – Сороки – день равноденствия, основная встреча вены;

-30 марта – Алексий теплый – праздник окончательной победы весны, день рыболова.

                                   Апрельские праздники     

-1 апреля – праздник шутки;

-7 апреля – Благовещенье;

-Красная Горка;

-12 апреля – день Иоанна Синайского, день духовного очищения, нравственного самосовершенствования;

-18 апреля – Федул-ветреник;

-Последние дни апреля -  Ярилины игры.

Майские праздники                          

-1 мая – Козьма-огородник – праздник огорода;

-3 мая – день Феодора Власяничника - праздник поминовения всех усопших родных;

-4 мая – Ляльник – девичий праздник;

-6 мая – день Егория Вешнего;

-9 мая – День Победы;

-22 мая – день Николы Вешнего.

 

ЛЕТНИЕ ПРАЗДНИКИ

Июньские праздники

-1 июня – Крапивное заговенье;

-2 июня - День Фалалея Огуречника;

-3 июня - День Олены Льняницы;

-4 июня – Васильковый день, праздник полевых цветов;

-5 июня – конопляник;

-6 июня – день Шиповника, северной розы;

-7 июня – Иванов день;

-10 июня – Никита Гусятник;

-11 июня – Феодосия Колосница;

-12 июня – Исаакий Змеевик, день змеиных свадеб;

-18 июня – воробьиные ночи;

-19 июня – день Иллариона, покровителя огородных работ;

-21 июня – день Федота Колодезника;

-25 июня – летний Солнцеворот;

-26 июня – Акулина-задери хвосты;

-27 июня – Елисей -по колено в овсе;

-29 июня – праздник старого Ярилы (по святкам – день Тихона);

-30 июня – день св. Мануила.  

 

Июльские праздники

-1 июля – Макушка лета, Ярилин день, всем дням день;

-2 июля – Пчелиный день;

-3 июля – Мефодий Перепелятник;

-6 июля – день Аграфены Купальницы, начало купальских игрищ;

-7 июля – весь день обливаются водой;

-9 июля – день Земляники, день Тихвинской иконы божьей матери и Давида;

-14 июля – летние Кузьминки;

-15 июля – чествование богини Берегини;

-16 июля – Мокий;

-18 июля – Афанасьев день (Наливы);

-19 июля – Сысой-ходи по траве босой;

-20 июля – день Фомы (поклон «ржи-матушке»);

-25 июля – день Прокла, Великие Росы.

 

Августовские праздники

-1 августа – день Мокриды;

-2 августа – Перуний день (Ильин день);

-14 августа – первый Спас (проводы лета);

-19 августа – второй (яблочный) Спас;

-29 августа – третий Спас (начало молодого Бабьего лета);

-30 августа – праздник Дожинки (Успение Пресвятой Богородицы).

 

ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ

Сентябрьские праздники

-1 сентября - Новолетье, День Знаний;

-первые Осенины:

-14 сентября – день Семена Летопроводца,

-трехнедельное бабье лето,

-благотворительные дела ребят и взрослых;

-21 сентября - вторые осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы, день памяти о победе русского воинства на Куликовом поле;

-праздник Урожая;

-27 сентября – праздник Воздвижения, день начала Руси;

-третьи осенины;

-30 сентября – день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,

«вселенские бабьи именины».

Праздники Октября

-14 октября – Покров Пресвятой Богородицы;

-15 октября – день блаженного Андрея, день Куприяна и Устиньи;

-17 октября – заповедный леший день;

-27 октября – день Прасковьи Грязнухи.

 

Праздники Ноября

-8 ноября – Вселенская родительская суббота;

-10 ноября –праздник, посвященный матушке Пятнице Параскеве;

-14 ноября – Кузьминки.

 

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

1.      Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининградское книжное издательство, 1993.

2.      Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

3.      Массова Г. Ф. Традиционная народная культура: нравственная основа. – Мн.: ЧУП «Белорусский верасень», 2005.

4.      Науменко Г. М. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. – М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998.

5.      Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. – М.: БЕТА-Сервис,1998.

6.      Панкеев И. А.Русские народные праздники. = М.: Яуза, 1998.

7.      Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

8.      Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

9.      Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

10.  Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.

11.  Пушкина С. И. «Мы играем и поем: Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2001.

12.  Рожнова П. К. Русский народный календарь. – М.: ООО «АиФ-Принт», 2001.

13.  Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «Детство-пресс», 2000.

14.  Усов В.В. Русский народный Православный календарь. Москва, Издательский Дом МСП, 1997.

15.  Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997.

16.  Энциклопедия российских праздников. С-Пб.: «РЕСПЕКС», 1997.

17.  Пою Богу моему: Сборник православного фольклора. Издательство «СИБИРСКАЯ

БЛАГОЗВОННИЦА», 2005.   

18.  Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

19.  Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. /Собрано М. Забылиным. – Ростов-на-Дону – Феникс, 1996.

20.  Русские народные традиции и современность. – М.: Наука, 1995.

21.  Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей нач. классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.

22.  Народные песни. Составитель Иван Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

23.  Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.-сост.: Н. Соснина, И. Шангина. – СПб.: Искусство – СПб, 1998.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

 

 


Плахова Т.В. Рекомендации для педагогов-воспитателей «ВОЗВРАЩЕНИЕ

Плахова Т.В. Рекомендации для педагогов-воспитателей «ВОЗВРАЩЕНИЕ

За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками

За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости

Спецкурсы: - «Круг жизни» : «Родины

Спецкурсы: - «Круг жизни» : «Родины

Национальная кухня: социальные аспекты, значение для здоровья нации»

Национальная кухня: социальные аспекты, значение для здоровья нации»

Приобщение к музыкальному фольклору: 1

Приобщение к музыкальному фольклору: 1

Малой Родины. -введение в систему школьного воспитания круга народных праздников (осенних, зимних, весенних, летних); -открытие и работа праздничных мастерских, праздничных конструкторских бюро, в которых изучаются…

Малой Родины. -введение в систему школьного воспитания круга народных праздников (осенних, зимних, весенних, летних); -открытие и работа праздничных мастерских, праздничных конструкторских бюро, в которых изучаются…

Г -Город Мастеров -Декада народной культуры -Декада народного искусства -День

Г -Город Мастеров -Декада народной культуры -Декада народного искусства -День

М -Музей «Родная старина» -Молодецкие потехи

М -Музей «Родная старина» -Молодецкие потехи

У -Уроки возвращения к истокам

У -Уроки возвращения к истокам

Предлагаем вам, ребята, продолжить, начатую нами энциклопедию

Предлагаем вам, ребята, продолжить, начатую нами энциклопедию

Соревнуемся со сказочными Героями в

Соревнуемся со сказочными Героями в

ВРЕМЯ ПОЗНАНИЯ И ПОМОЩИ РУССКОЙ

ВРЕМЯ ПОЗНАНИЯ И ПОМОЩИ РУССКОЙ

А что если попробовать устроить конкурс русских хозяюшек, которые под руководством мам и бабушек удивят своих школьных друзей кулинарным искусством, искусством народной кухни…

А что если попробовать устроить конкурс русских хозяюшек, которые под руководством мам и бабушек удивят своих школьных друзей кулинарным искусством, искусством народной кухни…

Давайте не забудем чеканку, фотографию, которые тоже могут о многом расска- зать

Давайте не забудем чеканку, фотографию, которые тоже могут о многом расска- зать

РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ. Посиделки как форма общения людей помогают по- нять и на себе испытать прелесть народного фольклора: народной песни, частушки, мудрость загадок, побасенок, очарование народной…

РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ. Посиделки как форма общения людей помогают по- нять и на себе испытать прелесть народного фольклора: народной песни, частушки, мудрость загадок, побасенок, очарование народной…

УДАЛЬ МОЛОДЕЦКАЯ. Давайте задумаемся: во всех киосках, на «черных» и «белых» рынках сегодня с избытком продается литература о восточных боевых видах борьбы и самообороны (дзю-до,…

УДАЛЬ МОЛОДЕЦКАЯ. Давайте задумаемся: во всех киосках, на «черных» и «белых» рынках сегодня с избытком продается литература о восточных боевых видах борьбы и самообороны (дзю-до,…

Каков Платон и Роман – такова и зима нам!»; -4 декабря –

Каков Платон и Роман – такова и зима нам!»; -4 декабря –

Апрельские праздники -1 апреля – праздник шутки; -7 апреля –

Апрельские праздники -1 апреля – праздник шутки; -7 апреля –

Берегини; -16 июля – Мокий; -18 июля –

Берегини; -16 июля – Мокий; -18 июля –

Князева О. А., Маханева М. Д.

Князева О. А., Маханева М. Д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021