Рекомендации для родителей первоклассников
Советы родителям - делать или не делать?
Делайте!
1. Радуйтесь Вашему ребенку.
2.Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
3. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
4. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его участливо и внимательно.
5. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
6. Говорите с ребенком короткими фразами. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
7. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
8. Говорите медленно.
9. Будьте терпеливы.
10. Каждый день читайте ребенку.
11. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
12. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
13. Поощряйте любопытство и воображение Вашего ребенка.
14. Поощряйте игры с другими детьми.
15. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
16. Старайтесь, чтобы ребенок вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
17. Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
18. Помогите ребенку выучить его фамилию, имя, отчество (свое, родителей, бабушек-дедушек), адрес проживания (оперируя понятиями страна, столица, город, село, деревня, улица, переулок).
19. Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
20. Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
21. Не теряйте чувства юмора.
22. Играйте с ребенком в разные игры.
23. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока он не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
2. Не задавайте слишком много вопросов.
3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату, рабочий стол.
6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
7. Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше скажите просто: "Она синяя".
8. Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
9. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
11. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
12. Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
Обратите внимание!
Слух
Бывает ли, что:
- когда Вы зовете ребенка из соседней комнаты, он не реагирует и, по-видимому, не слышит Вас?
- ребенок "упускает" что-то, сказанное в его присутствии?
- часто "проглатывает" окончания слов?
- когда Вы разговариваете с ребенком, он пристально следит за Вашей мимикой?
Язык и речь
1. Трудно ли понять, что говорит Ваш малыш?
2. Подвергается ли его речь насмешкам со стороны других детей?
3. Мог ли он произносить слова в три года?
4. Говорил ли он предложениями в четыре года?
5. Трудно ли ребенку подбирать слова?
6. Стесняется ли он разговаривать?
Зрение
1. Щурится ли ребенок?
2. Подносит ли он книги и журналы близко к лицу?
3. Как далеко он садится от телевизора?
Вы заметили какие-либо из этих признаков, обязательно посоветуйтесь со специалистами.
Учимся читать дома
В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:
1. Регулярно читать ребенку вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.
2. Читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.
3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с ребенком, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.
4. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т.д.
5. Сделать для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами.
6. Записывать истории, которые ребенок будет диктовать.
7. Устраивать детям нечто вроде экскурсий по улице, городу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после.
8. Обстановка дома должна быть спокойной - родителям нужно быть терпеливыми.
9. Дома под рукой у ребенка всегда должно быть достаточно материала для чтения.
10. Сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
11. Родителям время от времени следует брать ребенка с собой в библиотеку, чтобы ребенок, во-первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале и, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным наукам - будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.
Подготовила педагог-психолог МКОУ Новочановской СОШ Котлярова А.П.
Подборка материалов сделана на основе разработок Д. Чейпи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.