Рекомендации для родителей
«Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самостоятельности, самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах.
Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Жираф и мышонок
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры
Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки – вдох («У жирафа рост большой…»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш («…У мышонка – маленький»).
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой, у мышонка – маленький.
(повторить 6-8 раз)
Разноцветные снежинки
Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ход игры
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Лиса-Патрикеевна
Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и околоротовой мускулатуры в покое.
Материал: доска («мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.
Ход игры. «Мостик»-доска лежит на полу. Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.
Лягушки-квакушки
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов, формирование правильного речевого дыхания.
Материал: шнур, стулья.
Ход игры. Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга – «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, ведущий говорит:
По тропинке, по дорожке
Скачут, прыгают лягушки.
Ква-ква-ква,
Скачут, прыгают лягушки.
Ква-ква-ква.
Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончанию стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»). «Лягушки» прыгают в «Болото»: перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом.
Рекомендации для родителей
Реабилитация детей дошкольного возраста с расщелиной верхней губы и неба.
Введение.
Как правило, родители детей 3-12 лет сталкиваются с меньшим количеством проблемам по сравнению с первыми тремя годами жизни малыша. И все же наверняка Вас беспокоят некоторые моменты. К настоящему времени Вы, несомненно, познакомились со всеми специалистами, наблюдающими Вашего ребенка, и большинство необходимой информации получаете от них.
В данной статье мы хотели в краткой форме обсудить некоторые общие мнения и теории относительно этапов реабилитации детей с расщелинами верхней губы и/или неба в период от 3-х до 12 лет. Помните, что предоставленная ниже информация, довольно общая, и в ряде случаев может быть неприменима к Вашему ребенку.
Упражнения для опускания корня языка и укрепления кончика:
Упражнения для губ и щек:
Упражнения для нижней челюсти:
Активизация мышц мягкого неба и глотки:
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом):
Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо обучить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и уменьшается носовой оттенок голоса.
Вашему ребенку необходима спокойная, доброжелательная обстановка в семье. Доверие, любовь, уважение... Не конфликтуйте при нем, не повышайте голос друг на друга.
Не нужно ограничивать речевую активность ребенка как до оперативного вмешательства, так и после него. Не просите его замолчать, если слышите неправильное произношение, и не требуйте сразу правильной речи. На любой коррекционный процесс нужно время. Будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.