Рекомендации для родителей по развитию речи

  • doc
  • 14.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рекомендации для родителей Развитие речи.doc

Рекомендации для родителей

«Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самостоятельности, самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах.

Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Жираф и мышонок

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки – вдох («У жирафа рост большой…»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш  («…У мышонка – маленький»).

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой

Вместе с  мышкой серенькой.

У жирафа рост большой, у мышонка – маленький.

(повторить 6-8 раз)

Разноцветные снежинки

Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ход игры

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Лиса-Патрикеевна

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и околоротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска («мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры. «Мостик»-доска лежит на полу. Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

Лягушки-квакушки

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов, формирование правильного речевого дыхания.

Материал: шнур, стулья.

Ход игры. Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга – «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной  стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, ведущий говорит:

По тропинке, по дорожке

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква,

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква.

Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончанию стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»). «Лягушки» прыгают в «Болото»: перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом.

Рекомендации для родителей

 

Реабилитация детей дошкольного возраста с расщелиной верхней губы и неба.

 

Введение.

Как правило, родители детей 3-12 лет сталкиваются с меньшим количеством проблемам по сравнению с первыми тремя годами жизни малыша. И все же наверняка Вас беспокоят некоторые моменты. К настоящему времени Вы, несомненно, познакомились со всеми специалистами, наблюдающими Вашего ребенка, и большинство необходимой информации получаете от них.

В данной статье мы хотели в краткой форме обсудить некоторые общие мнения и теории относительно этапов реабилитации детей с расщелинами верхней губы и/или неба в период от 3-х до 12 лет. Помните, что предоставленная ниже информация, довольно общая, и в ряде случаев может быть неприменима к Вашему ребенку.

Упражнения для опускания корня языка и укрепления кончика:

  • широкий язык спокойно лежит на нижней губе "лопаткой";
  • поворот языка вправо-влево к уголкам губ, челюсть неподвижна;
  • поворот языка в стороны до упора кончика языка в каждую сторону щеки, рот открыт, челюсть неподвижна;
  • покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая его и снова втягивая;
  • вылизывание тарелок всей поверхностью языка;
  • облизать верхнюю губу широким языком сверху вниз;
  • рот открыт, движение широкого языка по небу к верхним зубам и назад к глотке;
  • слизывание капель кончиком языка вогнутой поверхности ложек;,
  • почесывание кончика языка о верхние зубы;
  • пересчитывание зубов, упираясь в каждый;
  • проталкивание языка сквозь стиснутые зубы.

Упражнения для губ и щек:

  • надувание обеих щек одновременно;
  • надувание щек попеременно;
  • втягивание щек в ротовую полость между зубами;
  • "улыбка" - губы улыбаются так, что видны верхние и нижние зубы;
  • губы вытягиваются вперед трубочкой;
  • опускание и поднятие (поочередное и одновременное) верхней и нижней губ;
  • удержание мелких предметов губами;
  • выплсвывание губами семечек, риса, гороха;
  • выплсвывание подобных предметов зубами с кончика языка.

Упражнения для нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта - плавно и медленно открывать и закрывать рот под счет 5; кончик языка находится у нижних зубов;
  • опускание нижней челюсти;
  • имитация жевания;
  • движение нижней челюсти вправо-влево.

Активизация мышц мягкого неба и глотки:

  • позевывание;
  • глотание капелек воды, слюны;
  • полоскание горла;
  • резко, отрывисто произносить: а-а-а, э-э-э, аэ-аэ-аэ, эа-эа-эа.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом):

  • опускание головы вниз;
  • запрокидывание головы назад;
  • поворот головы вправо-влево;
  • наклоны головы вправо-влево;
  • руки в замок на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
  • сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук;
  • ладони к ушам, наклоны головы в стороны с сопротивлением рук;
  • доставание мягкого неба кончиком языка.

     Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо обучить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и уменьшается носовой оттенок голоса.

Уважаемые родители!

Вашему ребенку необходима спокойная, доброжелательная обстановка в семье. Доверие, любовь, уважение... Не конфликтуйте при нем, не повышайте голос друг на друга.

Не нужно ограничивать речевую активность ребенка как до оперативного вмешательства, так и после него. Не просите его замолчать, если слышите неправильное произношение, и не требуйте сразу правильной речи. На любой коррекционный процесс нужно время. Будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку.