Рекомендации и программа по работе с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования
1. Рекомендации по работе с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования
Среднее профессиональное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Профессиональные средние знания в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние профессиональное образование – ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего профессионального образования. От выпускника среднего профессионального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин (Приложение 1).
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов (Приложение 2).
2. Работа с неуспевающими студентами
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.
Меры предупреждения неуспеваемости студента:
· всестороннее повышение эффективности каждого занятия;
· формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;
· индивидуальный подход к студенту;
· специальная система домашних заданий;
· усиление работы с родителями;
· привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.
Работа с неуспевающими студентами в учебном заведении может начинаться с опроса студентов:
Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?
1. Неудовлетворение организацией учебного процесса;
2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам;
3. Неудовлетворительная работа администрации;
4. Высокие цены в столовой;
5. Плохое здоровье;
6. Нежелание учиться вообще;
7. Распространение наркотиков;
8. Отсутствие условий для проведения досуга;
9. Возможные подработки во внеурочное время;
10. Престижно ли учиться в нашем техникуме;
11. Другие проблемы.
Из данного опроса выясняем причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это – отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.
Решение данной проблемы привела к разработке программы деятельности администрации и педагогов образовательного учреждения со слабоуспевающими студентами и их родителями.
Программы работы с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования
1. Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и их родителями
1.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента.
1.2. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
1.3. Регулярно и систематически опрашивать студентов, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов).
1.4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем).
1.5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
1.6. Преподаватель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
1.7. Преподаватель-предметник обязан поставить в известность куратора (классного руководителя) или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”).
1.8. Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
1.9. При выполнении п. 1-9 и отсутствии положительного результата преподаватель докладывает администрации учебного заведения о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:
Ф.И.О. студента |
Причины неуспеваемости (преподаватель указывает самостоятельно выявленные причины) |
Использованы виды опроса |
Формы ликвидации пробелов |
Информация куратору (классному руководителю) (дата) |
Информация родителям (дата) |
Результат работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Программа деятельности куратора (классного руководителя)
2.1. Куратор (классный руководитель) обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование).
К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:
· пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине);
· недостаточная домашняя подготовка;
· низкие способности;
· нежелание учиться;
· недостаточная работа на занятии;
· необъективность выставления оценки на занятии;
· большой объем домашнего задания;
· высокий уровень сложности материала;
· другие причины.
2.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, куратор (классный руководитель) должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;
б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;
в) освобождение от занятия студента в случае плохого самочувствия с предупреждением преподавателя-предметника или куратора (классного руководителя);
г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя заведующего отделением образовательного учреждения).
Все остальные причины считаются неуважительными.
3. Программа деятельности студента
3.1. Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.
3.2. Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.
3.3 Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.
4. Программа деятельности родителей
4.1. Родители обязаны явиться в образовательное учреждение (техникум, колледж) по требованию куратора (классного руководителя) или заведующего отделением.
4.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение учебного заведения.
4.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам.
4.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат.
4.5. Родители имеют право обращаться за помощью к куратору (классному руководителю), психологу, социальному педагогу, заведующему отделением, администрации учебного заведения.
4.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
5. Программа деятельности социального педагога и заведующего отделением
5.1. Социальный педагог и заведующий отделением обязаны провести индивидуальную беседу со студентами с целью выявления социальных проблем студентов.
5.2. При необходимости посетить квартиру студента, составить акт обследования.
5.3. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими студентов, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению учебно-воспитательной комиссии студент ставится на внутренний контроль на семестр, о чем родители информируются в обязательном порядке.
5.4. В случае неэффективности принятых мер смотри п.4.6.
6. Программа деятельности психолога учебного заведения
6.1. В случае обращения куратора (классного руководителя) по выявлению причин низкой успеваемости студента, психолог учебного заведения (если имеется) разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости студента.
6.2. О результатах диагностик психолог докладывает куратору (классному руководителю) и администрации в виде аналитической справки.
6.3. Психолог дает рекомендации по развитию данного студента.
7. Программа деятельности администрации учебного заведения
7.1. Администрация учебного заведения (техникума) организует работу учебно-воспитательной комиссии.
7.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими студентами.
7.3. Администрация учебного заведения (техникума) составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.
7.4. Учебно-воспитательная комиссия и педсовет принимает решение о направлении материалов на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
8. Контроль за соблюдением данного Положения
8.1. Ежедневный контроль осуществляет куратор (классный руководитель), преподаватели-предметники, родители.
8.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заведующий учебной частью.
Для того, чтобы в любой момент можно было ознакомиться с причинами неуспеваемости того или иного студента, преподаватели и кураторы (классные руководители) заполняют памятку (Приложение 3).
Для того чтобы работа с неуспевающими студентами приносила положительные результаты, и для сохранения контингента, существует программа контроля проводимой работы.
9. Программа контроля работы со слабоуспевающими студентами
Цель: изучить систему работы преподавателя-предметника со слабоуспевающими студентами на этапе адаптации при переходе от среднего (основного, полного) к профессиональному образованию.
Задачи:
· изучить информационный банк преподавателя о результатах учебной деятельности студентов, планирования и осуществления работы со слабоуспевающими студентами;
· ознакомиться с методическим обеспечением заданий для работы со слабоуспевающими студентами;
· оценить теоретическую подготовленность преподавателя по вопросу преодоления неуспеваемости студентов;
· определить уровень взаимодействия преподавателя с куратором (классным руководителем), социально-психологической службой (если имеется), родителями, УВК в решении задач по успешности обучения студентов;
· наметить управленческие решения по регулированию деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами.
Объект контроля: преподаватель-предметник, преподаватель клиницист.
Форма контроля: персональная.
Методы контроля:
· наблюдение;
· собеседование с преподавателем, студентами, психологом;
· работа с документацией.
10. Программа наблюдения за неуспевающими студентами на занятиях
До занятия следует узнать, где сидят неуспевающие, составить схему их расположения в кабинете и, наблюдая по ходу занятия за действиями неуспевающих, выяснить ответы на вопросы, указанные ниже.
1. Выполнено ли домашнее задание? Каково качество выполнения? Как проверил это преподаватель?
2. Каковы восприятие и степень понимания учебного материала? Рассеянность и отвлекаемость внимания? Пассивность и инертность?
3. Как воспринимается студентами темп ведения урока?
4. Удалось ли вы звать интерес к уроку?
5. Каково участие в уроке (фронтально, индивидуально, ответы с места, самостоятельная письменная работа) и как эта деятельность оценивается преподавателем?
6. Осуществлялась ли индивидуальная помощь слабоуспевающему студенту на занятии (контроль записей, периодические вопросы на понимание и т.п.)?
7. Как усвоили учебный материал (на этапе закрепления и в беседе после занятия)?
8. Знает ли преподаватель, как слабоуспевающие студенты усвоили материал? Как он это пытался выяснить?
9. Какие меры принял преподаватель для подготовки неуспевающих студентов к учебной деятельности, усвоению нового (трудного) учебного материала?
10. Педагогический такт по отношению к слабоуспевающим студентам.
11. Программа наблюдения за работой преподавателя на дополнительных занятиях
1. Режим (сколько раз в неделю-месяц, время занятий), количество студентов.
2. Программа занятий. Какие темы прорабатываются (все программные, наиболее трудные, с опережением или отставанием от объяснения на занятии)?
3. Как ведется объяснение (как на уроке, с изменениями, более доступно)?
4. Какое количество заданий, упражнений выполняется? Откуда подбирается материал (из учебника, пособия, сложнее или проще программного материала)?
5. Есть ли упражнения на развитие памяти, отработку навыков?
6. Каково отношение студентов к занятиям (их интерес, внимание, сосредоточенность, желание выполнять)?
7. Как преподаватель выясняет, все ли понято, усвоено из объяснения?
12. Вопросы для беседы с преподавателем о неуспевающих студентах
1. Назвать неуспевающих студентов;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику каждого;
3. Назвать причины неуспеваемости;
4. Каковы конкретные пробелы в знаниях и навыках студентов?
5. Имеется ли план работы с неуспевающими студентами (в том числе индивидуальный и тематический учет ЗУНов), и как он выполняется?
6. Каково положение дел по журналу, технокарте урока, тетрадям студентов?
7. Как часто неуспевающих спрашивают на уроке, и как оценивается их учебная деятельность? Если не спрашивают, то почему?
8. Какая индивидуальная работа проводится? Влияет ли она на качество знаний и поведение студента?
9. Какую форму работы предпочитает преподаватель и почему?
10. Как сами студенты относятся к своим успехам и неудачам в учении?
11. Возможно ли преодоление неуспеваемости данного студента, и что для этого надо сделать? Если нет, то почему?
12. Нуждается ли преподаватель в теоретической консультации по вопросам преодоления неуспеваемости? Что читал по данной проблеме? В какой литературе нашел ответ на интересующий его вопрос?
13. Кто может помочь в преодолении неуспеваемости (куратор (классный руководитель), родители, администрация, общественные организации, социально-психологическая служба)?
14. Какая работа проводится во внеаудиторное время?
15. Какую работу проводит преподаватель по профилактике неуспеваемости?
Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. В отличие от неуспевающих школьников, неуспевающие студенты практически не являются объектом психологических исследований. И это вполне объяснимо. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Для того чтобы сохранить контингент студентов и необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в учебные заведения.
13. Опыт работы. Методические рекомендации по работе с отстающими студентами
Педагогические технологии, использование Интернет-технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Важнейшая цель учебного процесса является – подготовка самостоятельно мыслящего специалиста, способного к быстрой адаптации в современном меняющемся мире. Для достижения этого результата необходима собственная деятельность обучаемого. Индивидуальные усилия по овладению знаниями, навыками и умениями способствуют творческой самореализации, креативному росту.
Сейчас все формы учебного процесса, методы обучения совершенствуются с целью активизации самостоятельной работы студентов. Реальность сложна и многообразна, в ней модели, схемы, изучаемые в учебниках, не проявляются прямолинейно, а при прочих равных условиях.
Происходящий синтез знаний смежных дисциплин приводит к качественному изменению информации. Важно постоянно отслеживать новые знания, чтобы не отстать от интеллектуального развития и по возможности предложить собственную точку зрения.
Во все годы учебный процесс заключался не только в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, но и во всемерном развитии у студентов способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению и обновлению знаний, творческому использованию их на практике.
Важное место в достижении поставленной цели должно отводиться такому методу учебно-познавательной деятельности, как самостоятельная работа, так как ее значимость и удельный вес в учебном процессе должны повышаться.
Актуальность работы с неуспевающими и отстающими студентами объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает существовать и по сей день.
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности учащихся, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
Чтобы преподаватель мог выделить процесс неуспеваемости у студента, eму необходимо знать ряд типологий неуспевающих детей.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов:
- «неуспеваемость»;
- «отставание».
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
Целью работы со слабоуспевающими студентами и является данная разработка рекомендаций по ее оптимизации.
Учеными были установлены типы неуспевающих детей. В основу деления на типы положены два комплекса черт:
1) обучаемость, характеризующаяся различной способностью к усвоению знаний и способ деятельности;
2) направленность личности - отношения учащегося к учебному заведению, к учению, его мотивация.
Многолетний опыт работы с неуспевающими детьми позволяет систематизировать её следующим образом:
1) индивидуальная работа на уроке:
- выполнение дидактических заданий по карточкам;
- работа с контурными картами;
- решение кроссвордов;
- составление вопросов к изучаемой на занятии теме (работа с учащимся);
- групповая настольная игра;
2) самостоятельная работа учащихся.
Современное общество требует творческой деятельности, видения новых комбинаций, личностного опыта ценностного отношения к миру, поэтому цели, которые ставим при выполнении заданий самостоятельной работы – развитие таких качеств как гибкость и критичность мышления, активность и креативность, умение анализировать, синтезировать, систематизировать информацию, способность постоянного совершенствования и саморазвития. Содержание, технологии, контроль при выполнении самостоятельной работы задаются с учетом интересов обучаемого. Создается индивидуальная траектория развития студента, зависящая от его психологической, теоретической и практической готовности.
Предлагаемые преподавателем задания заведомо оцениваются только положительно, что позволяет заинтересовать студентов и создать у них высокую мотивацию. Задания могут выполняться как индивидуально, так и небольшими группами (2-3 человека). А именно:
- составление кроссвордов, подготовка сообщений, докладов;
- выпуск стенных газет на заданные темы;
- написание рефератов, тестов, вопросов и карточек по изученным темам;
- создание презентаций на заданные темы;
- другие.
Особо хочется остановиться на использовании ИКТ, Интернет – ресурсов, рассматриваемых как особая сфера коммуникации, позволяющая пользоваться различной информацией.
Современные студенты в подавляющем своем большинстве прекрасно пользуются интернетом, нежели печатными носителями. Поэтому преподаватели должны стараться максимально использовать ИКТ как во время аудиторных занятий, так и для выполнения самостоятельной работы. В условиях быстрого старения информации в рамках традиционного очного обучения современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса и активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их умственных способностей.
Уже не только во многих вузах страны, но и в средних профессиональных образовательных учреждениях получила развитие новая форма обучения, а именно: сочетание традиционного очного обучения и применения дистанционных технологий. Предполагается, что основной формой обучения и контроля для неуспевающих и отстающих студентов будет очная, а дистанционная форма будет выполнять дополнительную функцию и выступит как продолжение очного образования. Средства ИКТ будут применяться в очной и в дистанционной формах обучения. В рамках аудиторного занятия преподаватель может проводить консультации, а при помощи социальных сетей частично контролировать деятельность обучающихся. Промежуточный контроль так же может проходить дистанционно и осуществляться с помощью разнообразных средств Интернета: по электронной почте или с помощью web-форумов.
Значительная доля учебной работы студентов строится на элементах самостоятельности, автономности и даже независимости обучения. Создание такой обучающей среды предоставляет возможность обучаемым для получения знаний и навыков как самостоятельно, так и при участии преподавателя. В конечном счете, очно-дистанционное обучение, как и традиционное очное, направлено на развитие интеллектуальных способностей и психических процессов. Если принять формирование у обучаемых способности к самостоятельной деятельности как важную задачу обучения, получится, что доля педагогического руководства (преподавателя) в движении от курса к курсу будет уменьшаться, а учение будет все больше принимать форму автономной независимой познавательной деятельности, которая уже в большей степени связана с дистанционной формой обучения. А это и есть конечная цель образования - воспитание самостоятельной, творчески мыслящей, социально адаптированной личности.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.