Рекомендации
к сочинению на ЕГЭ по русскому языку
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
Связка из серии «оба примера дополняют друг друга» - это шаблон, лучше её не использовать: Оба эти примера, дополняя друг друга, показывают актуальность проблемы и помогают автору раскрыть мысль.
Варианты, которые можно использовать!
Пример!
Так автор противопоставляет в тексте два образа Москвы, старый и новый, чтобы подчеркнуть, что Москва в прошлом была уникальным, своеобразным городом, а стала обычным мегаполисом, каких много в мире. Это противопоставление двух образов столицы помогает понять позицию Солоухина и увидеть, почему важно сохранять памятники архитектуры.
Под связью между примерами-иллюстрациями понимается любой элемент текста, позволяющий установить смысловые отношения между примерами-иллюстрациями: противопоставление (лексические средства: НО, ЖЕ, НАПРОТИВ и т. п.);
сопоставление (лексические средства: КАК…, ТАК И…; НЕ ТОЛЬКО…, НО И… и т.п.);
причина – следствие; вопрос – ответ;
условие – действие;
последовательность развития мысли (во-первых, во-вторых); прошлое – настоящее; пример – вывод; действие – результат; частное – общее; размышление – конкретный пример; дополнение (АВТОРУ ТАКЖЕ ВАЖНО…)
Анализ связки в конце комментария:
Пример!
Так, приводя примеры-иллюстрации, которые дополняют друг друга / противопоставлены друг другу / показывают последовательность развития мысли, автор помогает читателям понять суть своей позиции по поставленному вопросу.
Примеры связки и её анализа!
Пояснение
Если в первой части автор описывает удручающее состояние ближайшего леса, то во второй части текста поясняет, как сложился в обществе потребительский взгляд на природу, и его размышления о причинах оскудения природных богатств позволяют увидеть, как безответственно люди относятся к окружающей среде.
Дополнение
Мнение, высказанное от лица свидетеля ситуации, автор дополняет аналитическими данными, которые подтверждают мысль публициста о важности сохранения памятников старины.
Уступка
Несмотря на объективность наблюдений, о которой говорилось в первой части текста, во второй части публицист подчеркивает, что это «горькая» объективность, которая противоречит человеколюбию. Это наблюдение помогает автору подчеркнуть, какое место в нашей жизни должны занимать милосердие и сострадание.
Частное-общее
Обобщая рассуждения о важности элементарной человеческой доброты, автор пишет о главном, по его мнению, качестве, которого нам всем недостаёт, – человеколюбии. Так публицист приходит к ответу на вопрос, какое место человеколюбие должно занимать в нашей жизни.
Сравнение
Автор показывает взгляды героя до посещения выставки и после, и это сравнение помогает читателю осознать главное: мироощущение героя-рассказчика изменилось. После знакомства с удивительный пейзажем, как отмечает писатель, герой открыл для себя истинную красоту мира, которую раньше не замечал и недооценивал. Так писатель приходит к ответу на вопрос, какую роль играет искусство в нашей жизни.
Противопоставление
Противопоставляя обобщение опыта старшего поколения и результаты социологического опроса современной молодёжи, публицист показывает, что на самом деле между поколениями больше взаимопонимания, чем кажется на первый взгляд. Это наблюдение помогает автору ответить на вопрос, существует ли сегодня конфликт поколений.
Анализ связи примеров в комментарии
· В начале комментария Размышляя над поставленной проблемой, автор сопоставляет поведение героя до и после встречи с приятелем, чтобы показать, как меняется персонаж: до разговора со старым другом он мог не прислушиваться к голосу совести, теперь же это невозможно. Обратимся к тексту, чтобы доказать это…
· Между примерами, при переходе от одного примера к другому: Чтобы убедить читателя в справедливости слов героя, автор противопоставляет его рассуждениям непродуманное и нелогичное поведение его оппонента в споре и показывает, как невоспитанно и грубо может вести себя человек, слушающий только себя. Писатель подчеркивает: …
· В конце комментария как его завершение, итог: Обращение и к личному опыту, и к авторитетным свидетельствам учёных, дополняя друг друга, позволяют автору доказать свою точку зрения и убедить читателя в важности чтения книг с раннего возраста.
Важно! В каждом предложении комментария одно из подлежащих – автор (синоним к этому слову, чтобы не было повтора).
В сочинении по публицистике используем три синонима: автор – публицист (не писатель, не поэт, не профессор и другая информация, приведённая после текста) – Д.С. Лихачёв, Захар Прилепин (ФИО автора).
В сочинении по художественному тексту тоже три синонима: автор – писатель (не журналист, не поэт, не профессор и не писательница!) – Н.В.Гоголь, Нора Галь (ФИО автора).
Неправильно: В этом тексте мы видим, как недавние школьники мужественно сражаются на фронте и приближают Победу.
Правильно: Автор показывает читателю, как недавние школьники мужественно сражаются на фронте и приближают Победу.
Суперважно! Если не очень удачно сформулирована позиция автора или проблема не отражена в ключах для эксперта, то комментарий помогает понять, что выпускник правильно воспринимает смысл текста, и в этом случае баллы за содержание сочинения могут не обнулить. Для этого используйте следующие глаголы.
Глаголы, которые можно использовать в комментарии, чтобы сохранить баллы:
(автор) размышляет, описывает, показывает, подчеркивает, обращает внимание (читателей), уделяет внимание, сравнивает (что с чем), сопоставляет (что с чем), противопоставляет (что чему), заостряет внимание, высказывает предположение, полагает, сравнивает, замечает, указывает (на что), объясняет, утверждает, отмечает, приводит примеры, опровергает, отстаивает, доказывает, уверен, предполагает, позволяет читателю увидеть, помогает понять (причины), обращается к, призывает читателей, приходит к выводу и т.д.
Автор, повествователь, рассказчик, герой! Обратите внимание, в чём отличие между ними!
Если художественный текст написан от первого лица, значит «я» в этом тексте – не автор, а рассказчик.
Автор-повествователь, герой и герой-рассказчик – это три типа построения повествования в прозе. Подсказка всегда есть в задании 22!
Но можно отличить и самостоятельно:
· повествователь – тот, кому принадлежит безличный рассказ о героях или о ситуации («В деревне Гадюкино дожди. Дед Пахом пошел покупать жене сапоги»).
· рассказчик – тот, что рассказывает историю от первого лица («Когда я приехал в деревню Гадюкино, начались дожди и дед Пахом пошел покупать жене сапоги»)
· герой-рассказчик – тот, кто одновременно ведет рассказ и участвует в событиях ("я понял, что дожди никогда не кончатся, и пошел в магазин за сапогами").
· герой – тот, кто участвует в главных событиях. Дед Пахом. · персонаж – тот, о ком ещё говорится в тексте. Жена деда Пахома.
· Автор – тот, кому принадлежит идея, выбор ситуации, героев, рассказчика, и не важно, правда это или он придумал и деревню Гадюкино, и погоду, и дедушку, и рассказчика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.