В этой статье я хочу рассказать о компьютерной машинной вышивке и как я решаю все возникшие вопросы в процессе обучения.
Современные виды творчества напрямую связаны с использованием современного оборудования. Так самый распространённый вид декоративно-прикладного искусства – вышивка, от различных вариантов исполнения ручной работы постепенно перешел к машинной вышивке, а теперь и машинная вышивка трансформировалась в компьютерную машинную вышивку. Достаточно уметь рисовать в любом графическом редакторе, например Paint, далее загрузить рисунок в специальную вышивальную программу, слегка доработать и можно подключать вышивальную машину и наблюдать за созданием собственного шедевра.
Почему именно компьютерная машинная вышивка, а не ручная или просто машинная вышивка? Ручная вышивка — это долго, а большинство детей в современном мире хотят получить результат быстро, а если процесс затягивается на 2 - 3 урока или больше, то интерес быстро теряется. Машинная вышивка – тоже не быстрый результат. Да, к тому же, нужны определенные навыки пользования швейной машиной, чуть больше, чем при изготовлении швейных изделий (и швейную машину надо отдельно настраивать на вышивку и выводить из процесса шитья, значит для шитья останется минус 1-2 машинки). Компьютерная вышивка дает однозначно быстрый и качественный результат сразу. Настил выполняется ровный, плотный, контур аккуратный слегка выпуклый в зависимости от рисунка. Такая вышивка, даже самая простая, смотрится профессионально.
Но …давайте все по порядку. Вам повезло, и Вы стали счастливым обладателем этого чуда современной науки и техники – компьютерной вышивальной машины! Такая машинка в кабинете технологии, несомненно, станет объектов всеобщего внимания. Многие девочки захотят украсить свою одежду или аксессуары.
Когда включать изучение работы на компьютерной вышивальной машине?
Я знакомлю обучающихся с этим чудом техники в 5 классе после темы «Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства в России и в мире» и практических по выполнению ручных строчек. Машинка проста в использовании и требует лишь запомнить правильный порядок начала работы с ней. А это даже проще, чем с обычной швейной машиной. На примере любого рисунка, показываю, как легко и быстро выполнить украшение на швейном изделии. Беру любой самый простой рисунок из архива. Показываю, как просто заправляется машина. Показываю, как правильно подготовить и заправить материал в пяльцы, как установить пяльцы. И запускаю машинку. Это делается одной кнопкой. И … начинается волшебство вышивки рисунка. Быстро, порядка 3-5 мин. Более долгий рисунок для показа использовать не стоит.
Далее заправку машины изучаем вместе с темой бытовая швейная машина.
Подготовить вышивальную машинку к работе труда не составит (отличий от заправки швейной машины практически нет). Заправляется любая вышивальная машинка очень просто, на каждом этапе есть указатели или цифры-подсказки как укладывать верхнюю нить. В иглу нитка заправляется автоматически. С нижней ниткой тоже проблем не возникнет, шпуля легко наматывается и укладывается в челнок, нитка укладывается также по стрелке. Девочки быстро запоминают порядок подготовки вышивальной машины к работе и пока одни заправляют швейную машину, другие заправляют вышивальную и наоборот.
Одновременно рассказываю какие нитки используют для работы на швейной и вышивальной машинах. Делаю акцент на том, что нитки для вышивальной машинки должны быть определенного качества. Вышивальные нитки отличаются особой гладкостью, определенной круткой и особым образом намотаны на втулку. Обязательно уточняю, что заправить в машинку можно нить отличную от цвета в рисунке, то есть синий цветок можно вышить розовыми нитками, а серого кота можно вышить рыжим и тд.
Также рассказываю, что для вышивки потребуется клеевой стабилизатор (флизелин определенного качества) или водорастворимая основа, чтобы вышивка не стянула материал и рисунок смотрелся профессионально.
С вышивальной программой знакомлю обучающихся при изучении темы графическая информация. Показываю иконку программы на рабочем столе компьютера. Программа запускается только с использованием флешки-ключа. Объясняю интерфейс программы. Рассказываю и показываю набор вложенных дизайнов, а также демонстрирую возможности вышивальной программы. Дети быстро понимают приемы работы в программе, так как большая часть инструментов программы похожа на инструменты в программе Paint и других программах для рисования. Для ускорения процесса (программа может работать только на одном компьютере в одно время) до этого я даю детям задание нарисовать в программе Paint овощ или фрукт в мульт стиле. Быстро загружаю рисунок формата .jpg или .png или другого формата в программу и после нескольких несложных операций он превращается в рисунок вышивки. Также есть очень полезная возможность, на экране посмотреть, как будет вышит выбранный рисунок. Еще рассказываю о возможности найти вышивальный рисунок в интернете и скачать его. Обучающиеся наблюдают, что работы с простым рисунком занимает порядка 10-15 мин и сразу планируют кто в каком порядке будет работать на вышивальной машинке. При этом машинка никак не связана с компьютером и пока вышивается один дизайн можно в программе подготовить следующий. Так за одно занятие можно выполнить 4-5 дизайнов. Поэтому обучающиеся в группе 11-17 человек по очереди работают с вышивальной машинкой примерно за 4 занятия.
При обучении компьютерной вышивке важно сделать акцент на то, что лучше если каждый вышитый фрагмент стал украшением какого-либо изделия, поэтому задумывать рисунок надо применительно к конкретному объекту. А это значит, что надо еще научиться шить.
Далее к вышивальной машинке возвращаемся при выполнении проектного изделия. Обучающиеся работают над проектным изделием каждый по своему плану, поэтому пока один занимается раскроем, другой может шить на швейной машине, а третий заправляет вышивальную машинку и работает на ней.
10-15 минутной информации на уроках хватило для ознакомления с особенностями работы на этом оборудовании.
Для достижения максимального эффекта от обучения компьютерной машинной вышивке хорошо если в школе закупили набор вышивальных ниток и стабилизатор для вышивки.
Так я решила все возникшие для меня вопросы в течении первого года использования вышивальной машинки.
Однако хочу заметить, что в рамках урока можно научить лишь пользовательским умениям на компьютерной вышивальной машине. Чтобы создавать более интересные дизайны, необходимо организовать кружок или включить компьютерную вышивку во внеурочную деятельность.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.