Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»
ГБОУ «СОШ №26 с.п. Зязиков-Юрт»
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по ВР _________________ А.Н.Газдиев «___» ___________________ 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО: директор ГБОУ СОШ № 26 ____________ М.М.Мержоева «___» _________________2021 г. |
Рабочая программа
курса: «Технология»
для обучающихся 5-9-х классов
на 2021 - 2022 учебный год
Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Рабочая программа по технологии для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного (общего) образования, с учетом требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Эта программа является актуальной и учитывает интересы, как девочек, так и мальчиков.
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273- ФЗ);
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013- 2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
-Программа предметной линии учебников "Технология" для 5–8 классов (универсальная линия), подготовленных авторским коллективом Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, О.В. Яковенко, созданных под руководством профессора В.Д.Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».
- Общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды» для Центров цифрового и гуманитарного образования «Точка роста», М-2019г
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
§ обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития;
§ освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
§ формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
§ овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
§ овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, не- обходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
§ развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
§ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
§ формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа расширена кейсами программы «Промышленный дизайн» согласно общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности
«Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды» для Центров цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».
Программа «Промышленный дизайн» направлена на междисциплинарную проектно- художественную деятельность с интегрированием естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося.
Данные кейсы фокусируется на приобретении обучающимися практических навыков в области определения потребительской ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции, проектирования технологичного изделия.
− критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
− развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
− развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися.
Регулятивные универсальные учебные действия:
− умение принимать и сохранять учебную задачу;
− умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
− умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;
− умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
− способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;
− умение различать способ и результат действия;
− умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
− умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
− способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
− умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
− умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
− умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
− умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
− умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
− умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
− умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
− умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
− умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково-символическая);
− умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− умение выслушивать собеседника и вести диалог;
− способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
− умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
− умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− владение монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
− правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием.
уметь:
− применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования;
− анализировать формообразование промышленных изделий;
− строить изображения предметов по правилам линейной перспективы;
− передавать с помощью света характер формы;
− различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
− получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна;
− применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги, картона)
− описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
− анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
− оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
− выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
− модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности;
− оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии;
− проводить оценку и испытание полученного продукта;
− представлять свой проект.
владеть:
− научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования, конструирования, моделирования, макетирования, прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна.
Теоретические сведения. Цели и задачи изучения предмета «Технология» в 5-9 классах. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьной мастерской. Организация учебного процесса.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательность изучения предмета «Технология» в 5-9 классах.
Теоретические сведения. Понятия «сорт», «селекция». Требования к качеству сортов. Хозяйственно-биологические признаки сортов. Влияние экологической обстановки, климатических условий, вредителей и болезней на состояние растений. Виды овощей семейства паслёновые. Их пищевая ценность, сорта. Понятие
«семеноводство». Получение семян овощных культур. Виды овощей семейства тыквенные. Их пищевая ценность, сорта. Виды капустных овощей. Их пищевая ценность, сорта. Виды сооружений защищенного грунта.
Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом.
Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.
Интерьер жилого дома. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере.
Технология выращивания комнатных растений. Профессия фитодизайнер.
Заготовка древесины. Лесоматериалы.
Пороки древесины. Их характеристики, происхождение и влияние на качество изделий. Производство пиломатериалов и области их применения. Профессии, связанные с заготовкой древесины и производством пиломатериалов.
Конструирование и моделирование изделий из древесины.
Сборочный чертёж и спецификация объёмного изделия. Технологическая карта.
Токарный станок для вытачиванияизделий из древесины: устройство, назначение, принцип работы. Кинематическая схема. Токарные стамески. Технология токарных работ. Правила безопасности при работе на токарном станке. Профессия токарь. Понятиео современных токарных станках.
Профильный металлический прокат. Металлы и их сплавы. Чёрные и цветные металлы. Применение металлов и сплавов. Механические и технологические свойства металлов и сплавов. Правила безопасной работы с металлами.
Проектирование изделий из металлического проката. Чертежи деталей и сборочные чертежи из металлического проката. Маршрутная и технологическая карты.
Основные технологические операции обработки металлов и искусственных материалов ручными инструментами: разрезание, рубка, опиливание, зачистка.
Применение штангенциркуля для разработки чертежей и изготовления изделий из проката. Устройство штангенциркуля. Измерение штангенциркулем. Правила безопасной работы со штангенциркулем.
Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон.
Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавами. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда.
Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.
Уход за швейной машиной. Устройство машинной иглы. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки.
Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя.
Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками.
Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой.
Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание.
Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.
Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант).
Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, завязок, бретелей.
Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка боковых швов. Обработка нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия. Технология пошива подушки для стула. Профессия технолог-конструктор швейного производства, портной.
Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы для вязания крючком. Правила подбора крючка в зависимости от вида изделия и толщины нити. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.
Основные виды петель для вязания крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Виды круп, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов.
Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Первичная обработка рыбы. Тепловая обработка рыбы.
Технология приготовления блюд из рыбы. Подача готовых блюд.
Значение мясных блюд в питании. Виды мяса. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при
механической и тепловой обработке мяса.
Пищевая ценность мяса птицы. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке.
Виды тепловой обработки мяса и птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Подача к столу.
Классификация супов. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.
Технология приготовления супов: заправочных, супов-пюре, холодных. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.
Меню обеда. Предметы для сервировки стола. Столовое бельё. Профессия технолог пищевой промышленности.
Понятие о творческой проектнойдеятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.
Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический (основной), аналитический (заключительный). Определение затрат на изготовление проектногоизделия.
Испытания проектных изделий.
Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Теоретические сведения. Сроки и способы посева цветочно-декоративных растений. Технология выращивания цветов.
Практические работы. Посев цветочно-декоративных растений на пришкольном участке.
«Промышленный дизайн»
1.1. Знакомство с методикой генерирования идей с помощью карты ассоциаций. Применение методики на практике. Генерирование оригинальной идеи проекта.
1.2. Формирование команд. Построение карты ассоциаций на основе социального и технологического прогнозов будущего. Формирование идей на базе многоуровневых ассоциаций. Проверка идей с помощью сценариев развития и «линз» (экономической, технологической, социально-политической и экологической). Презентация идеи продукта группой.
1.3. Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой.
1.4. Создание макета из бумаги, картона и ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов по группам.
1.5. Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике скетчинга.
2.1. Понятие функционального назначения промышленных изделий. Связь функции и формы в промышленном дизайне. Анализ формообразования (на примере школьного пенала). Развитие критического мышления, выявление неудобств в пользовании промышленными изделиями. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия. Изучение основ макетирования из бумаги и картона. Представление идеи проекта в эскизах и макетах.
2.2. Формирование команд. Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного пенала. Сравнение разных типов пеналов (для сравнения используются пеналы обучающихся), выявление связи функции и формы.
2.3. Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга.
2.4. Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах.
2.5. Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона, имеющего принципиальные отличия от существующего аналога.
2.6. Испытание прототипа. Внесение изменений в макет. Презентация проекта перед аудиторией
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Теория |
Практиче ские работы |
Творческие проектные работы |
1 |
Основы аграрной технологии (осенние работы) |
8 |
4 |
4 |
- |
2 |
«Технологии домашнего хозяйства» «Технологии творческой и опытнической деятельности» Кейс «Объект из будущего» |
18 |
4 |
10 |
4 |
3 |
«Технологии обработки конструкционных материалов» «Технологии творческой и опытнической деятельности» Кейс «Пенал» |
18 |
4 |
10 |
4 |
5. |
«Создание изделий из текстильных материалов» «Технологии творческой и опытнической деятельности» |
10 |
4 |
4 |
2 |
6. |
«Кулинария» «Технологии творческой и опытнической деятельности» |
8 |
4 |
3 |
1 |
7. |
Основы аграрной технологии (весенние работы). Итоговый урок. |
6 |
3 |
3 |
- |
|
Итого |
68 |
23 |
34 |
11 |
Календарно– тематическое планирование
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Кол час |
Дата |
||
план |
факт |
Кор рек |
|||
Основы аграрной технологии (осенние работы)- 8 часов. |
|
||||
1-2. |
Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Понятие о сорте. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
3-4 |
Овощи из семейства Паслёновых. Семеноводство овощных культур. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
5-6 |
Овощи семейства Тыквенные. Практическая работа №1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
7-8 |
Осенние работы на участке. Уборка пришкольного участка |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
«Технологии домашнего хозяйства» - 2 часа «Технологии творческой и опытнической деятельности» - 14 часов |
|||||
9-10 |
Интерьер жилого дома. Комнатные растения в интерьере. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
11-12 |
Творческий проект по разделу «Интерьер жилого дома» - «Растение в интерьере жилого дома» |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Кейс «Объект из будущего» |
|
|
|
|
13-16 |
Введение. Методики формирования идей |
4 |
|
|
|
17-18 |
Урок рисования (перспектива, линия, штриховка) |
2 |
|
|
|
19-22 |
Создание прототипа объекта промышленного дизайна |
4 |
|
|
|
23-24 |
Урок рисования (способы передачи объёма, светотень) |
2 |
|
|
|
«Технологии обработки конструкционных материалов»- 4часа Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»-14ч |
|||||
25-26 |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов: 1. Заготовка древесины, ее пороки и выбор для изготовления изделий. 2. Производство и применение пиломатериалов для изготовления изделий Конструирование и моделирование изделий из древесины |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
27 |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов |
1 |
|
|
|
28 |
Технологии ручной обработки металловиискусственныхматериалов |
1 |
|
|
|
29-30 |
Творческий проект по разделу: «Создание изделий из конструкционных материалов» |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Кейс «Пенал» |
|
|
|
|
31-32 |
Анализ формообразования промышленного изделия |
2 |
|
|
|
33-34 |
Натурные зарисовки промышленного изделия |
2 |
|
|
|
35-36 |
Генерирование идей по улучшению промышленного изделия |
2 |
|
|
|
37-40 |
Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона |
4 |
|
|
|
41-42 |
Испытание прототипа. Презентация проекта перед аудиторией |
2 |
|
|
|
«Создание изделий из текстильных материалов» - 10часов «Технологии творческой и опытнической деятельности» - 2 часа |
|||||
43-44 |
Свойства текстильных материалов. Текстильные материалы из химических волокон и их свойства. |
2 |
|
|
|
Конструирование швейных изделий. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. |
|
|
|
||
45-46 |
Моделирование одежды. Подготовка выкройки к раскрою. |
2 |
|
|
|
Технология изготовления швейных изделий. Раскрой. |
|
|
|
||
47-48 |
Ручные работы. Основные операции при ручных работах. |
2 |
|
|
|
Швейные машинные работы. Классификация машинных швов: соединительные. |
|
|
|
||
49-50 |
Подготовка и проведение примерки. Устранение дефектов после примерки. |
2 |
|
|
|
Технология изготовления швейных изделий. Технология обработки плечевых срезов, нижних срезов рукавов. |
|
|
|
||
51-52 |
Вязание крючком: 1. Краткие сведения из истории старинного рукоделия – вязания.Основные виды петель, условные обозначения. 2. Вязание полотна и вязание по кругу. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
53-54 |
Творческий проект по разделу: «Создание швейных изделий» - «Диванная подушка». |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
«Кулинария»- 7часов «Технологии творческой и опытнической деятельности» - 1 час |
|||||
55-56 |
Блюда из круп и макаронных изделий. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
57-58 |
Технология приготовления блюд из мяса и птицы. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
59-60 |
Технология приготовления первых блюд (супов): заправочных, супов – пюре, холодных. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
61-62 |
Приготовление обеда. Предметы для сервировки стола. Творческий проект по разделу «Кулинария». |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
Основы аграрной технологии (весенние работы) – 6 часов |
|||||
63-64 |
Посев цветов в клумбу. Пересадка петуньи. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
65-66 |
Уход за цветочно-декоративными растениями. Практическая работа №5 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
67 |
Русский парник. Выращивание рассады овощных культур. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
68 |
Итоговый урок.
Всего: 68 |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.