УДК 37.018.43
Актуализация технологий активного обучения в дистанционном обучении
В. П. Козулин
г. Красноярск
vlad.kozulin99@mail.ru
Аннотация. В условиях перехода к повсеместному внедрению информационных систем, развития цифровых платформ, обновления федеральных государственных стандартов высшего образования, технологии дистанционного обучения приобретают первостепенное значение в активизации и укреплении познавательной деятельности обучающихся, повышения интереса к учебному процессу в удаленном режиме.
Ключевые слова. Технология активного обучения, дистанционное образование, он-лайн обучение, удаленный режим, учебный процесс
Дистанционная форма обучения в Российском образовательном процессе появилась сравнительно давно, применяется как формат самостоятельного обучения студентом по программам магистратуры и бакалавриата. При этом, данный вид обучения приобрел большую популярность у обучающихся, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также в качестве получения второго высшего образования, так как не требовал дополнительных усилий от студентов во время обучения, а точками контроля являлось сдача проверочных работ с выставлением оценок.
Вынужденный переход на дистанционный формат обучения в результате карантинных мер пандемии в 2020-2021 гг. актуализировал целесообразность проведения в удаленном режиме учебных занятий с применением активных методов обучения. Данный формат позволил более «эргономично выстраивать образовательную траекторию взаимодействия педагогов и обучающихся в онлайн-режиме» [2].
По мнению Р.И. Платоновой, И.С. Потапова, Л.И. Аммосовой «карантинные меры выступили триггером роста индустрии он-лайн формата обучения и новых информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде» [1].
Сущность современных технологий обучения (education technology) заключается в активном использовании информационно-коммуникативных средств, а именно:
- электронная почта – как один из основных способов передачи документов между студентом и педагогом;
- облачные хранилища – накапливают, защищают и хранят информацию о работе студента в процессе прохождения обучения;
- личный кабинет студента на сайте ВУЗа – полноценный контроль как студента, так и преподавателя над успеваемостью в ходе образовательного процесса;
- мессенджеры – диалог в режиме реального времени между студентами и преподавателями позволяет оперативно получать информацию об образовательных процессах в учебном заведении.
Таким образом, данные технологии, призванные упростить и повысить эффективность образования, широко применяющиеся в дистанционном обучении являются отличительной особенностью от традиционного формата обучения.
На сегодняшний день дистанционное обучение реализуется в двух форматах:
- синхронное взаимодействие – регулярный контакт педагога и студента посредством вебинаров, он-лайн конференций, выполнение практических занятий с помощью технических средств;
- самостоятельное обучение – подготовка и прохождение материалов курса производится в удобное время для студента, контрольные и промежуточные проверки знаний проходят путем загрузки заранее подготовленных заданий.
Как отмечалось выше, еще совсем недавно дистанционное образование было основано на полной самостоятельности, инициативности и ответственности самого обучающегося, однако, с развитием информационных технологий, дистанционное образование становится все больше полноценным образовательным продуктом, который позволяет вовлечь студента в процесс обучения, активизировать и повысить заинтересованность с помощью методов обучения, применимых на удаленном доступе (таблица 1).
Таблица 1. Методы активного обучения, применяемых в дистанционном формате
Методы |
Характеристика |
Вебинар |
Тематическая подача материала, объединяющая преподавателя и студентов в вебинарной комнате. В рамках вебинара рассматривается отдельная тема, подключаются спикеры , открывается чат для обсуждения темы. |
Кейс-стади |
Ситуативное обучение. Студентам предлагается ситуация, которую следует проработать на ее наиболее удачное разрешение. Эффективный метод, так как позволяет развивать инициативность, креативность, а также вырабатывать управленческие решения как самостоятельно, так и командно. |
Проект |
Проект подразумевает разработку какой-либо идеи, ее реализацию и анализ результатов. Как правило, в учебном процессе, проектная работа претворяется презентацией. |
Исходя из приведенных характеристик следует, что технология активного обучения подразумевают такую организацию учебного процесса, которая позволяет раскрыть поисково-исследовательские умения студента. При этом допускается применение одновременно всех видов активного обучения. Данные методы, направлены на возмещение недостатка социального взаимодействия, обеспечения обратной связи и исключения монотонности дистанционных занятий.
Эффективность применения технологий активного обучения в дистанционном формате определялась с помощью онлайн-опроса сервиса Survio.com. Анкета была разослана студентам дистанционного обучения Университета «Синергия» и содержала вопросы на формирование мнения об эффективности дистанционного образования, применения технологий активного обучения на действующем курсе, знаний технологий активного обучения, предпочтений выбора активных методов обучения. По данным сервиса, в опросе приняло участие – 72 человека.
Так, на вопрос «включает ли ваш образовательный процесс активные методы обучения» большинство, а именно 73% респондентов высказались положительно, 27% затруднились ответить. На вопрос: «Какие именно методы применяются в образовательном процессе на вашем курсе» были получены следующие результаты (рисунок 1).
Рис. 1. Методы активного обучения в дистанционном формате
Как следует из рисунка, наиболее популярным методом являются вебинары – 64%, проектную деятельность отметили 24%, технологию «кейс-стади» отметили – 9%.
Выявляя отношение студентов к технологиям активного обучения в дистанционном формате 44% опрошенных отметили, что поддерживают переход от пассивного самостоятельного обучения к активной работе удаленно, однако, 46% высказали, что ожидали традиционные темпы обучения в дистанционном формате и 10% высказалось, что еще не успели оценить преимущества такого вида обучения.
Справедливо отметить, что сами образовательные учреждения, внедрение в дистанционный формат активных методов обучения позиционируют их преимущества как:
- во-первых, повышение мотивации к учебной деятельности, находясь на удаленном режиме;
- во-вторых, возможностью более рационально и интересно провести время на учебном занятии;
- прикладной необходимостью практической составляющей подачи материала;
- устранение дефицита реального общения в учебном коллективе.
Результаты проведенного исследования подтвердили эффективность использования технологий активного обучения в условиях дистанционного образования. Из чего следует, что постепенное переформатирование дистанционного обучения будет проходить в рамках частичного отказа самостоятельно выстроенного учебного процесса к траектории мотивированному, продуктивному и технологичному дистанционному формату обучения нового поколения.
Библиографический список
1. Платонова Р.И., Потапов И.С., Аммосова Л.И. Применение активных методов обучения в дистанционном обучении // Сознание. 2020. Т. 22, № 10. С. 14-19.
2. Поддубная Т.Н. Технологии активного обучения в контексте дистанционного образования //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14,№ 1. С. 82-87.https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-82-87
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.