АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Оценка 4.8

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
технология +1
Взрослым
04.12.2022
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Ст_Дистанционные технологии Козулин.docx

УДК 37.018.43

Актуализация технологий активного обучения в дистанционном обучении

В. П. Козулин

г. Красноярск

vlad.kozulin99@mail.ru

 

Аннотация. В условиях перехода к повсеместному внедрению информационных систем, развития цифровых платформ, обновления федеральных государственных стандартов высшего образования, технологии дистанционного обучения приобретают первостепенное значение в активизации и укреплении познавательной деятельности обучающихся, повышения интереса к учебному процессу в удаленном режиме. 

Ключевые слова. Технология активного обучения, дистанционное образование, он-лайн обучение, удаленный режим, учебный процесс

 

         Дистанционная форма обучения в Российском образовательном процессе появилась сравнительно давно, применяется как формат самостоятельного обучения студентом по программам магистратуры и бакалавриата. При этом, данный вид обучения приобрел большую популярность у обучающихся, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также в качестве получения второго высшего образования, так как не требовал дополнительных усилий от студентов во время обучения, а точками контроля являлось сдача проверочных работ с выставлением оценок.

Вынужденный переход на дистанционный формат обучения в результате карантинных мер пандемии в 2020-2021 гг. актуализировал целесообразность проведения в удаленном режиме учебных занятий с применением активных методов обучения. Данный формат позволил более «эргономично выстраивать образовательную траекторию взаимодействия педагогов и обучающихся в онлайн-режиме» [2].

По мнению Р.И. Платоновой, И.С. Потапова, Л.И. Аммосовой «карантинные меры выступили триггером роста индустрии он-лайн формата обучения и новых информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде» [1].

Сущность современных технологий обучения (education technology) заключается в активном использовании информационно-коммуникативных  средств, а именно:

- электронная почта – как один из основных способов передачи документов между студентом и педагогом;

- облачные хранилища – накапливают, защищают и хранят информацию о работе студента в процессе прохождения обучения;

- личный кабинет студента на сайте ВУЗа – полноценный контроль как студента, так и преподавателя над успеваемостью в ходе образовательного процесса;

- мессенджеры – диалог в режиме реального времени между студентами и преподавателями позволяет оперативно получать информацию об образовательных процессах в учебном заведении.

Таким образом, данные технологии, призванные упростить и повысить эффективность образования, широко применяющиеся в дистанционном обучении являются отличительной особенностью от традиционного формата обучения.

На сегодняшний день дистанционное обучение реализуется в двух форматах:

-  синхронное взаимодействие – регулярный контакт педагога и студента посредством вебинаров, он-лайн конференций,  выполнение практических занятий с помощью технических средств;

- самостоятельное обучение – подготовка и прохождение материалов курса производится в удобное время для студента, контрольные и промежуточные проверки знаний проходят путем загрузки заранее подготовленных заданий.

Как отмечалось выше, еще совсем недавно дистанционное образование было основано на полной самостоятельности, инициативности и ответственности самого обучающегося, однако, с развитием  информационных технологий, дистанционное образование становится все больше полноценным образовательным продуктом, который позволяет вовлечь студента в процесс обучения, активизировать и повысить заинтересованность с помощью методов обучения, применимых на удаленном доступе (таблица 1).

Таблица 1. Методы активного обучения, применяемых в дистанционном формате

Методы

Характеристика

Вебинар

Тематическая подача материала, объединяющая преподавателя и студентов в вебинарной комнате. В рамках вебинара рассматривается отдельная тема, подключаются спикеры , открывается чат для обсуждения темы.

Кейс-стади

Ситуативное обучение. Студентам предлагается ситуация, которую следует проработать на ее наиболее удачное разрешение. Эффективный метод, так как позволяет развивать инициативность, креативность, а также вырабатывать управленческие решения как самостоятельно, так и командно.

Проект

Проект подразумевает разработку какой-либо идеи, ее реализацию и анализ результатов. Как правило, в учебном процессе, проектная работа претворяется презентацией.

 

 

Исходя из приведенных характеристик следует, что технология активного обучения подразумевают такую организацию учебного процесса, которая позволяет раскрыть поисково-исследовательские умения студента. При этом допускается применение одновременно всех видов активного обучения. Данные методы, направлены на  возмещение недостатка социального взаимодействия, обеспечения обратной связи и исключения монотонности дистанционных занятий.

Эффективность применения технологий активного обучения в дистанционном формате определялась с помощью онлайн-опроса сервиса Survio.com. Анкета была разослана студентам дистанционного обучения Университета «Синергия» и содержала вопросы на формирование мнения об эффективности дистанционного образования, применения технологий активного обучения на действующем курсе, знаний технологий активного обучения, предпочтений выбора активных методов обучения. По данным сервиса, в опросе приняло участие – 72 человека.

Так, на вопрос «включает ли ваш образовательный процесс активные методы обучения» большинство, а именно 73% респондентов высказались положительно, 27% затруднились ответить. На вопрос: «Какие именно методы применяются в образовательном процессе на вашем курсе» были получены следующие результаты (рисунок 1).

Рис. 1. Методы активного обучения в дистанционном формате

 

Как следует из рисунка, наиболее популярным методом являются вебинары – 64%, проектную деятельность отметили 24%, технологию «кейс-стади» отметили – 9%.

Выявляя отношение студентов к технологиям активного обучения в дистанционном формате 44% опрошенных отметили, что поддерживают переход от пассивного самостоятельного обучения к активной работе удаленно, однако, 46% высказали, что ожидали традиционные темпы обучения в дистанционном формате и 10% высказалось, что еще не успели оценить преимущества такого вида обучения.

Справедливо отметить, что сами образовательные учреждения, внедрение в дистанционный формат активных методов обучения позиционируют их преимущества как:

- во-первых, повышение мотивации к учебной деятельности, находясь на удаленном режиме;

- во-вторых, возможностью более рационально и интересно провести время на учебном занятии;

- прикладной необходимостью практической составляющей подачи материала;

- устранение дефицита реального общения в учебном коллективе.

Результаты проведенного исследования подтвердили эффективность использования технологий активного обучения в условиях дистанционного образования. Из чего следует, что постепенное переформатирование дистанционного обучения будет проходить в рамках частичного отказа самостоятельно выстроенного учебного процесса к траектории мотивированному, продуктивному и технологичному дистанционному формату обучения нового поколения.

 

Библиографический список

 

1.     Платонова Р.И., Потапов И.С., Аммосова Л.И. Применение активных методов обучения в дистанционном обучении // Сознание. 2020. Т. 22, № 10. С. 14-19.

2.     Поддубная Т.Н. Технологии активного обучения в контексте дистанционного образования //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14,№ 1. С. 82-87.https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-82-87


 

3.    

УДК 37.018.43 Актуализация технологий активного обучения в дистанционном обучении

УДК 37.018.43 Актуализация технологий активного обучения в дистанционном обучении

По мнению Р.И. Платоновой, И.С

По мнению Р.И. Платоновой, И.С

Как отмечалось выше, еще совсем недавно дистанционное образование было основано на полной самостоятельности, инициативности и ответственности самого обучающегося, однако, с развитием информационных технологий, дистанционное образование…

Как отмечалось выше, еще совсем недавно дистанционное образование было основано на полной самостоятельности, инициативности и ответственности самого обучающегося, однако, с развитием информационных технологий, дистанционное образование…

По данным сервиса, в опросе приняло участие – 72 человека

По данным сервиса, в опросе приняло участие – 72 человека

Справедливо отметить, что сами образовательные учреждения, внедрение в дистанционный формат активных методов обучения позиционируют их преимущества как: - во-первых, повышение мотивации к учебной деятельности, находясь…

Справедливо отметить, что сами образовательные учреждения, внедрение в дистанционный формат активных методов обучения позиционируют их преимущества как: - во-первых, повышение мотивации к учебной деятельности, находясь…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022